Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В том случае, когда обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

11. Принципы национального нрава, используемые при взаимодействии РФ с другими государствами по вопросам правовой помощи, их краткая характеристика.

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

Принцип разумного срока

Уважение чести и достоинства личности

Неприкосновенность личности

Право на обжалование процессуальных действий и решений

12. Российские органы, уполномоченные давать письменные обязательства, основанные на принципе взаимности. УПК 453 Ч.2

В ч. 2 коммент. статьи приводится исчерпывающий перечень федеральных органов власти РФ, уполномоченных письменно подтверждать от имени Российской Федерации обязательство оказать на основе принципа взаимности правовую помощь запрашиваемому иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий, если таковое исполнит направленный ему запрос российских следственных или судебных органов: Верховного Суда, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России и Генеральной прокуратуры РФ.

При отсутствии у России международного договора или международного соглашения правовая помощь осуществляется на основе принципа взаимности. Он подтверждается письменным обязательством компетентных органов Российской Федерации (ч. 2 комментируемой статьи) оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. При этом сохраняется порядок направления письменных поручений через центральные органы Российской Федерации и иностранного государства. Применение принципа взаимности закреплено в п. 2 ст. 5 Европейской конвенции 1959 г.

В случае обращения за правовой помощью на условиях взаимности в текст запроса или (и) в сопроводительные документы включается заверение о том, что Генеральная прокуратура РФ или другой компетентный орган Российской Федерации с учетом международных принципов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам готовы оказать содействие компетентным органам и должностным лицам соответствующих государств по их запросам на территории, относящейся к юрисдикции Российской Федерации.

13. Международные стандарты в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия.

Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. Регулирование взаимодействия международного и внутреннего права в этой деликатной сфере в значительной мере осуществляется при помощи более мягких средств, нежели право.

Именно такими средствами и являются международные стандарты. В их разработке важная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Принимаемые Конгрессом документы подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что придает им дополнительный авторитет. В результате сложился целый свод такого рода стандартов, охватывающий практически все аспекты рассматриваемой области <*>.

Начало новому подходу было положено IV Конгрессом (1970 г.). Принятая им декларация содержала основы широкого, социального подхода. Указывалось на необходимость эффективных мер по координации и интенсификации деятельности по предупреждению преступности в общем контексте экономического и социального развития, которое определяется каждым государством. Профилактика преступности должна стать частью программы социально-экономического развития каждой страны. Эти положения были подтверждены Генеральной Ассамблеей в 1980 г. Ассамблея указывает на необходимость реформ уголовного права с тем, чтобы "не отставать" от развития преступности, а также от совершенствования в этих целях международного сотрудничества.

Особое внимание уделяется борьбе с организованной преступностью, которая стала серьезной угрозой миру во многих странах. Этой проблеме был посвящен VIII Конгресс (1990 г.). Он одобрил Основные направления в предупреждении и контроле за организованной преступностью. О детальности стандартов говорит уже то, что они содержатся в 24 рекомендациях, касающихся как внутренней деятельности, так и международного сотрудничества.

Речь идет о стратегии профилактики, развитии уголовного законодательства, усилении органов правопорядка. В международном плане предусмотрены разработка типового законодательства, создание международного банка данных, а также меры по усилению защиты законного финансового рынка от незаконно обретенного капитала.

Были приняты образцы типовых договоров относительно сотрудничества в борьбе с международной, или, как в них говорится, транснациональной преступностью.

Второе главное направление - борьба с терроризмом. Государства призывались к достижению большего единообразия законов об уголовной юрисдикции, а также к заключению договоров о выдаче. Рекомендована разработка конвенции о защите особо опасных объектов, таких как гидростанции и АЭС. Среди других мер предусмотрены усиление контроля за оружием и взрывчаткой, защита судебного и полицейского персонала, а также пострадавших и свидетелей.

Правам потерпевших лиц уделяется значительное внимание, в частности обеспечению права на реституцию и компенсацию. Второй категорией лиц в этом плане являются заключенные. В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла специальную Резолюцию "Основные принципы обращения с заключенными". Все заключенные сохраняют основные права и свободы человека, за исключением свободы передвижения. С ними следует обращаться с уважением, без какой-либо дискриминации.

Учитывая отрицательные моменты исключения осужденных из жизни общества, Генеральная Ассамблея в 1990 г.

приняла Резолюцию о минимальных стандартных правилах ООН о мерах, не связанных с лишением свободы. Заключение следует рассматривать как крайнее средство и поощрять меры, не связанные с ним. Был одобрен типовой договор о передаче надзора за условно освобожденными. В его основу легло положение о том, что надзор за преступником в государстве его гражданства способствует лучшей социальной реинтеграции. Из сказанного видно, сколь серьезное внимание уделяется совершенствованию пенитенциарного права <*>.

Следующее направление - совершенствование деятельности органов правосудия и правоохранительных органов. В 1979 г. Генеральная Ассамблея приняла Кодекс поведения должностных лиц правоохранительных органов. Подчеркивалось, что характер функций органов правопорядка оказывает прямое влияние на качество жизни людей и общества. Одновременно указывалось на широкие возможности злоупотреблений со стороны этих органов. Те, кто непосредственно осуществляет полицейскую власть, должны уважать и защищать человеческое достоинство и отстаивать права человека для всех. Сила может применяться только в случае абсолютной необходимости. Последнему вопросу посвящена специальная Резолюция Генеральной Ассамблеи 1990 г.

В 1958 г. Генеральная Ассамблея одобрила Основные принципы независимости суда. Независимость должна быть гарантирована конституцией и законами страны. Каждый имеет право на честный и открытый процесс в компетентном, независимом и беспристрастном суде в соответствии с принципами, провозглашенными в актах ООН. Представляют интерес критерии, которым должны отвечать судьи. Особо подчеркиваются моральные и профессиональные качества. Установлены стандарты их квалификации, отбора, подготовки, условия и сроки службы, неприкосновенность.

Были приняты также Условия о роли обвинителей, в которых подчеркивается их роль в осуществлении правосудия. Указания нацелены на обеспечение эффективности, беспристрастности и честности обвинителей. Значительное внимание уделено образованию, подбору кадров, условиям службы, отношениям с иными органами государства.

Не ушли от внимания ООН и адвокаты. Им посвящены Основные принципы относительно роли юристов, одобренные Генеральной Ассамблеей в 1990 г. Главное внимание уделено доступности правовой помощи для всех слоев общества, праву обвиняемого на выбор адвоката, просвещению населения относительно роли адвокатов в защите основных прав и свобод, подготовке и квалификации адвокатов.

Приведенные факты свидетельствуют, насколько основательно вопросы уголовного правосудия регулируются на международном уровне и какое значение им придается. Только перечисление основных актов заняло у нас немало места, а ведь каждый из них представляет объемистый документ с множеством правил. Установлены довольно высокие стандарты, далеко не все государства готовы воспринять их целиком. Тем не менее постепенно они находят отражение во внутреннем праве (в меньшей мере - в практике). В целом можно говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии международного и внутреннего уголовного права, в углублении их взаимодействия. В результате создаются предпосылки для обеспечения неотвратимости наказания, что является важным условием предупреждения преступлений.

14. Роль РФ в создании и реализации международных стандартов в области борьбы с транснациональной преступностью.

Деятельность УНП ООН осуществляется за счет регулярного бюджета ООН (10%) и добровольных взносов государств-доноров (90%) в Фонд УНП ООН, объединяющий фонды ЮНДКП и ЦМПП. Бюджет Фонда УНП ООН принимается на двухгодичный период в ходе сессий КНС и КППУП.

С 2002 г. Российская Федерация выплачивала 500 тыс. долл. США в качестве добровольного взноса в Фонд Управления. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2010 г. № 2471-р, начиная с 2011 года Российская Федерация ежегодно выплачивает в Фонд УНП ООН 2 млн. долл. США.

Вклад России в каждое из перечисленных направлений борьбы в рамках ООН с международной преступностью более чем очевиден. Это проявляется в инициативах России по различным вопросам борьбы с международной преступностью в рамках ООН.

Например, эффективный ответ мирового сообщества на глобальный вызов международного терроризма может быть обеспечен только на основе и при строгом соблюдении Устава ООН, а также других применимых принципов и норм международного права. По мнению российской делегации в ООН, необходимо максимально использовать потенциал принятой консенсусом Глобальной контртеррористической стратегии ООН, добиваясь расширения круга участников антитеррористических конвенций ООН и оказания государствам практического содействия в их осуществлении.

Россия выступает в ООН за универсализацию Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и исходит из важности скорейшего согласования проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, принятие которой укрепило бы правовую основу международного антитеррористического взаимодействия.

В рамках сотрудничества России и ООН важным является выстраивание международного сотрудничества в борьбе с мировой проблемой наркотиков в строгом соответствии с действующими антинаркотическими конвенциями ООН. Данный настрой на наращивание усилий по выполнению решений 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по наркотикам, зафиксированный в документах 52-й сессии Комиссии по наркотическим средствам (Вена, март 2009 г.) характеризует активность России в данном направлении.

Серьезное беспокойство вызывает уровень афганской наркоугрозы. Афганистан, по-прежнему являющийся мировым лидером по производству опиатов (93% в общемировом объеме), выходит на лидирующие позиции по производству каннабиса. В этой связи особую актуальность приобретает продвигаемая Россией инициатива о создании при координирующей роли ООН и при участии государств-соседей Афганистана комплексной системы поясов антинаркотической и финансовой безопасности.

Россия вносит свой вклад в борьбу с распространением наркотиков, в т.ч. через участие в эффективной многосторонней операции «Канал», антинаркотических инициативах в рамках ШОС, ОДКБ, СРН, ОБСЕ.

Россия также выступает за формирование под эгидой ООН единой антикриминальной стратегии, ее закрепление в решениях профильных органов системы ООН, прежде всего, Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

В рамках инициатив ООН Россия принимает участие по расширению круга участников и обеспечению эффективного осуществления Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (Россия - участник с 2006 г.) и выступает за принятие на третьей сессии Конференции государств-участников этой Конвенции (Катар, Доха, ноябрь 2009 г.) решения о создании общеприемлемого и эффективного механизма обзора за выполнением Конвенции, действенных процедур по возвращению в страны происхождения коррупционных активов и расширение технического содействия заинтересованным странам.[43]

С проведенного исследования видно, что Российская Федерация активно сотрудничает с ООН в сфере борьбы с организованной преступностью. Самые важные вопросы, которыми занимается Россия, затрагивают международный терроризм, движения наркотических средств с территории Афганистана, международное морское пиратство и т.п.

15. Общая характеристика видов правовой помощи по уголовным делам.

Согласно международным договорам и соглашениям, в которых участвует Российская Федерация, могут быть оказаны или запрошены следующие виды правовой помощи:

1) получение заявлений и показаний на территории иностранного государства;

2) получение показаний по запросу иностранного государства;

3) вызов лиц, находящихся на территории иностранного государства, для дачи свидетельских показаний и оказания помощи в проведении расследования и иных процессуальных действий. Согласие указанных лиц требуется в любом случае, независимо от их гражданства и места постоянного проживания (ст. 456 УПК);

4) вручение документов, связанных с производством по уголовным делам;

5) производство обысков и выемок;

6) производство следственных и судебных осмотров;

7) предоставление информации, вещественных доказательств, документов (оригиналов или заверенных копий) по уголовным делам;

8) установление личности и местонахождения определенных лиц;

9) проведение судебных экспертиз;

10) меры по наложению ареста на имущество, передачей имущества, полученного преступным путем;

11) другие виды помощи, не противоречащие национальному праву запрашиваемого государства.

Основанием для оказания правовой помощи является меж-дународный договор.

При заключении международных договоров страны само-стоятельно определяют виды правовой помощи и порядок ока-зания каждого из них. Некоторые виды сотрудничества догова-ривающиеся стороны соглашаются выполнять только при оп-ределенном условии. Поэтому тщательное изучение каждого пункта международного договора должно предшествовать его выполнению и применению. При этом следует иметь в виду, что любая сторона вправе внести оговорки как при заключении до-говора, так и в период его действия.

Так, Минской конвенцией 1993 г., заключенной Российской Федерацией со странами СНГ — Республиками Армения, Бела-русь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркме-нистан, Узбекистан, Украина — объем правовой помощи по уго-ловным делам ограничен признанием сторонами приговора только в части гражданского иска (ст.ст. 6, 51 Конвенции). В то же время предусмотрена обязательная выдача лиц, осужденных судами запрашиваемых государств, для исполнения вступившего в законную силу приговора (ст. 56 Конвенции).

Действующие международные договоры о правовой помощи Российской Федерации с Финляндской Республикой не преду-сматривают выдачи для привлечения к уголовной ответственно-сти. Взаимные обязательства касаются возбуждения уголовного дела в отношении собственных граждан при условии непринятия решения об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела на момент получения запроса о выдаче (ч. 1 ст. 26 Дого-вора о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11.08.78 г.). Протоколом к это-му договору от 11.08.78 г. установлено, что с просьбой о воз-буждении уголовного преследования может обращаться лишь Генеральная прокуратура России и официальный обвинитель Финляндской Республики. В Финляндской Республике уголов-ное преследование за преступления, совершенные за границей, возбуждается по распоряжению Канцлера юстиции. Россия и Финляндия обязались передавать собственных граждан, осуж-денных к лишению свободы, для отбывания наказания.

Согласно Европейской конвенции о взаимной правовой по-мощи по уголовным делам 1959 г. возможно исполнение прось-бы о допросе лиц под присягой при условии, если законода-тельством страны-исполнителя такой допрос предусмотрен (ч. 2 ст. 3 Конвенции), а также обязателен возврат любых документов и предметов, которые передавались другому государству по его просьбе (ч. 2. ст. 6 Конвенции). Правила международного договора являются правовыми нормами, регулирующими оказание предусмотренных этим до-говором конкретных видов помощи. При производстве процессу-альных и следственных действий в порядке оказания правовой помощи ссылка на эти нормы обязательна наравне с нацио-нальными. Применяются также правовые акты, регулирующие процедуры для использования принципов международного пра-ва.

Но на практике приходится исполнять поручения иностран-ных государств, не имеющих с Россией международных согла-шений. Вид правовой помощи в таких случаях диктуется необ-ходимостью производства отдельных следственных или процес-суальных действий за рубежом из числа предусмотренных оте-чественным законодательством и законодательством запраши-ваемой страны. Выполнение таких запросов иностранного го-сударства при отсутствии международного договора возможно на условиях взаимности и достигнутых договоренностей с уче-том практики международного сотрудничества по конкретным вопросам. Используются также дипломатические каналы.

Нарушение прав человека, суверенитета, безопасности, дру-гих важных интересов государства является главным основани-ем для неисполнения запроса иностранного государства.

Исполнение всех видов правовой помощи требует точного соблюдения национального законодательства, принципов за-конности и достоверности полученных доказательств, их до-пустимости и относимости (ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР).

Выполнение этих требований является главным в процессе оказания правовой помощи как для следователя, так и для над-зирающего прокурора на территории Российской Федерации.

Если поручение по уголовному делу исполняет иностранное государство, то любое следственное и иное действие должно быть произведено в точном соответствии с уголовно-процес-суальным законодательством этой страны. Это необходимое условие для признания российским судом в соответствии с по-становлением Пленума Верховного суда РФ “О некоторых во-просах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” от 31.10.95 г. № 8 доказательств, полученных за границей.

Запросы об оказании правовой помощи соответствующему иностранному государству направляются в порядке, опреде-ленном договором с этой страной, а при отсутствии такового — путем, согласованным сторонами или установленным нацио-нальным законодательством страны-исполнителя.

На территории Российской Федерации все следственные и процессуальные действия по уголовному делу при оказании пра-вовой помощи выполняются с применением законов России.

16. Форма и содержание запроса о производстве отдельных процессуальных действий на территории другого государства.

Запрос о правовой помощи — официальный документ, который является основанием для осуществления международноправовой помощи при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий.

Согласно ст. 453 УПК РФ запрос вносится судом, прокурором, следователем в адрес компетентного органа или должностного лица иностранного государства. В запросе требуется указать, на основании какого международного договора, заключенного Российской Федерацией, или международного соглашения направляется запрос. Если такого основания нет, в запросе можно сослаться на принцип взаимности, при этом дается обязательство данному иностранному государству также оказывать при необходимости правовую помощь. Это обязательство уполномочены письменно подтвердить Верховный Суд РФ, МИД России, Минюст России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России или же Генеральная прокуратура РФ.

Через МИД России запросы направляются в случаях, предусмотренных международными договорами. Независимо от вида основания для запроса он направляется через Верховный Суд РФ — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; Минюст России — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех других судов; через МВД России, ФСБ России, ФСКН России — в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора; Генеральную прокуратуру РФ — в остальных случаях.

Запрос должен содержать наименование органа, от которого исходит запрос, а также органа, в который направляется запрос, место его нахождения; наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения; изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Некоторыми соглашениями допускается в случаях, не терпящих отлагательства, направлять запрос по телефону, телефаксу с последующим подтверждением его в письменном виде с приложением соответствующих документов. Обычно запрос исполняется в соответствии с законодательством страны-исполнителя. Но исполнитель вправе отступить от этого правила. Так, Министерство юстиции США в связи с исполнением запроса из России попросило указать, по какой форме должен быть составлен документ о допросе свидетеля, так как в США не предусмотрено составление протокола допроса свидетеля. Подобные отступления (если они не противоречат законодательству страны-исполнителя) в пользу страны, направившей запрос, соответствуют принципам соглашения об оказании правовой помощи; они делаются для того, чтобы показания свидетелей, другие доказательства не были отвергнуты как недопустимые при разбирательстве уголовного дела в суде.

К запросу прилагаются необходимые документы: выписки из УК РФ и УПК РФ, имеющие отношение к данному уголовному делу, постановления о производстве обыска, других процессуальных действий, если это необходимо по закону, а также копии процессуальных документов из уголовного дела, позволяющие полнее провести допрос, другие процессуальные действия.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык государства, в которое они направляются, или же на иностранный язык, принятый для международного общения, в частности на английский язык, если это оговорено в двустороннем соглашении. Использование результатов конкретного запроса возможно только в соответствии с целями, указанными в нем.

Исполнение запроса будет задержано, если он не соответствует установленным требованиям. В такой ситуации исполняющая сторона обычно просит предоставить правильно оформленный запрос, документацию к нему, дополнительную информацию. Стандартного бланка запроса нет, но в ст. 454 УПК РФ указаны основные требования, предъявляемые к содержанию и форме письменного запроса. Необходимо, чтобы он был подписан уполномоченным на то должностным лицом и заверен гербовой печатью соответствующего органа.

Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, согласно ст. 455 УПК РФ пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ, при условии что эти доказательства заверены и переданы в установленном порядке в соответствии с международными договорами, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

Доказательства, полученные во исполнение запроса, как и все другие доказательства, при производстве по уголовному делу подлежат оценке с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности (ч. 1 ст. 88 УПК РФ).

При реализации указанного правила о равной юридической силе доказательств нередко возникают трудности из-за неоднозначного подхода законодательства разных государств к пониманию доказательств, а также к предъявляемым к ним требованиям. В частности, органам предварительного расследования и судам Российской Федерации необходимо учитывать, что в уголовном процессе зарубежных стран не существует установленных законом бланков протоколов следственных действий, а допросы свидетелей под присягой возможны только в суде.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. не требует какого-либо удостоверения подлинности свидетельских показаний или иных документов, направленных во исполнение запроса. Но при этом документы должны соответствовать требованиям законодательства страны — исполнителя запроса.

Страны — участники соглашений нередко предусматривают дополнительные меры в обеспечение достоверности документов, других доказательств. Так, страны — члены СНГ, приняв в 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, договорились, что каждый лист протокола следственного действия, произведенного во исполнение запроса, должен быть заверен гербовой печатью.

Если у лица, в производстве которого находится уголовное дело, возникла необходимость вызвать свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, то эти лица с их согласия могут быть вызваны по запросу в порядке, установленном ч. 3 ст. 456 УПК РФ, для производства процессуальных действий на территории России.

Чтобы исключить возможность действовать в обход сложных правил о выдаче из другого государства граждан для привлечения к уголовной ответственности, в ч. 4 ст. 456 УПК РФ прямо записано, что явившиеся по вызову лица, указанные в ч. 1 той же статьи, независимо от их гражданства не могут быть на территории России привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу, подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния, которые были совершены до прибытия по вызову в Россию. Этот иммунитет прекращается, если указанные лица остались на территории России более чем на 15 суток после окончания производства процессуальных действий, для которого было необходимо их присутствие. В том же порядке может быть временно передано в Россию лицо, находящееся под стражей в другом государстве.

На условиях принципа взаимности исполняются запросы о производстве процессуальных действий, в том числе допросов свидетелей, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств. При этом принцип взаимности должен быть подтвержден письменным обязательством государства, направившего запрос, оказывать России правовую помощь в производстве процессуальных действий по запросу, направленному через уполномоченный на то орган.

Исполняя запрос, следователь, суд при производстве следственных, других процессуальных действий руководствуются нормами УПК РФ. Но на основе принципа взаимности они могут применять и нормы процессуального законодательства страны, направившей запрос, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам нашей страны.

При производстве допроса, других процессуальных действий, если на то получено согласие страны — исполнителя поручения, могут присутствовать представители государства, запрос которого исполняется, если это предусмотрено международными договорами, соглашениями или определено в качестве обязательства на основе принципа взаимности. По их просьбе такие лица должны быть своевременно извещены о времени и месте исполнения поручения, но они не вправе проводить какие-либо процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия.

Если запрос противоречит законодательству России, а также если его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету и безопасности, то он не может быть исполнен.

В соответствии с правилом действия уголовного закона в пространстве лицо, совершившее преступление на территории России, подлежит уголовной ответственности по УК РФ. Это правило распространяется и на иностранных граждан. Согласно ст. 458 УПК РФ если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории России, впоследствии оказался за ее пределами и если невозможно производство процессуальных действий с его участием на территории России, то в этой ситуации все материалы уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентный орган иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Такое направление уголовного дела происходит, если есть основания полагать, что иностранный гражданин не будет выдан для его уголовного преследования в России.

Дело в том, что не только в России, но и во многих зарубежных странах действуют нормы, согласно которым, как правило, гражданин, совершивший преступление за рубежом и оказавшийся на родине, подлежит привлечению к уголовной ответственности на территории своей страны.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам и практика ее применения определили критерии, с учетом которых можно на условиях взаимности решить, нужно ли направлять уголовное дело в иностранное государство или же следует требовать выдачи иностранного гражданина для привлечения его к уголовной ответственности в России.

С учетом принципа взаимности УПК РФ (ст. 459) предусматривает, что запрос компетентного органа иностранного государства об уголовном преследовании гражданина России, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Россию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Материалы уголовного дела, присланные с запросом, проверяются и при необходимости дополняются в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства.

Если же в отношении гражданина России уголовное преследование за рубежом не было возбуждено до его возвращения в Россию, то уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным компетентным органом иностранного государства, как приобщенным к запросу, так и полученным дополнительно при производстве предварительного расследования.

Уголовное дело, направляемое в Россию, как и уголовное дело, направляемое в другое государство, в указанных выше случаях должно быть подшитым, пронумерованным, иметь опись документов; копии документов должны быть надлежащим образом заверены. В сопроводительном письме, а также в описи материалов уголовного дела указывается на то, какие вещественные доказательства, видео- и аудиозаписи, другие магнитные носители информации передаются вместе с уголовным делом в качестве приложений.

17. Исполнение запроса о производстве отдельных процессуальных действий на территории другого государства.

Порядок оказания правовой помощи по запросу Российской Федерации определяется международными договорами и процессуальным законодательством запрашиваемого государства. Ряд международных соглашений, однако, предусматривает возможность применения (или хотя бы учета) при исполнении запроса норм процессуального права запрашивающей страны, в данном случае - России (в таких случаях к запросу рекомендуется прилагать также описание правил проведения соответствующих процессуальных действий) <1>.

Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам"

При исполнении поручений об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить процессуальные нормы Договаривающейся Стороны, от учреждения которой исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству его государства.

2. Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению.

3. Если поручение не может быть исполнено по указанному в нем адресу, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии со своим законодательством необходимые меры для установления адреса.

4. По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения.

5. Если поручение не могло быть исполнено, документы возвращаются запрашивающему учреждению и одновременно сообщается об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению.

18. Юридическая сила доказательств, полученных на территории другого

государства.

Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства. Как уже отмечено выше, по общему правилу каждая страна на своей территории производит любые процессуальные действия по своим законам. В связи с этим встает вопрос, какова юридическая сила полученных по запросу Российской Федерации за рубежом доказательств в рамках российского уголовного процесса. Ведь они получены не в порядке, установленном УПК РФ, а значит, на основании ст. ст. 74 и 75 УПК РФ может быть сделан вывод об их недопустимости.

Для решения этой проблемы международными договорами и ст. 455 УПК РФ закреплена презумпция допустимости таких доказательств: полученные в рамках правовой помощи на территории иностранного государства доказательства пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории России по правилам, установленным УПК РФ, и подлежат оценке наряду с другими доказательствами. Условиями действия презумпции являются:

- соблюдение порядка оказания правовой помощи;

- получение доказательств в соответствии с международным договором;

- надлежащее заверение доказательств (подписью и печатью должностного лица).

На первый взгляд такое правило может вызвать некоторые вопросы. Получается, что, если в каком-либо государстве будет установлена, скажем, допустимость пыток, полученные в результате допроса с их применением показания должны признаваться в России? Разумеется, это не так. Следует обратить внимание на формулировку "по<

Наши рекомендации