Тема: «конституционное право»
1. Понятие, предмет, метод конституционного права РФ.
2. Гражданство РФ: понятие, правовое регулирование.
3. Избирательное право.
Вопросы для самопроверки
1 В чем состоит социальная природа и сущность конституционного права как отрасли права?
2. Назовите основные источники конституционного права.
3 Что такое гражданство и что означает право на гражданство?
4. Основные способы приобретения и прекращения гражданства.
5. Как закрепляются в избирательном законодательстве РФ принципы избирательного права?
6. Что такое мажоритарная и пропорциональная избирательная
системы, в чем их преимущество и недостатки?
Задания
1. Определите объект регулирования конституционного права А - отношения граждан и юридических лиц; Б - основные органы государства и отношения главы государства, парламента, правительства; В - борьба с коррупцией в органах государства; Г - устройство государства; Д - основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества и правового положения личности.
2. У супругов (итальянского гражданина и гражданки РФ), находящихся в служебной командировке в Бразилии, родился ребенок. Чье гражданство он получает?
3. Депутат парламента голосует за свою кандидатуру на выборах. Какой вид избирательного права он осуществляет: А-пассивное; Б - активное; В - субъективное; Г - в объективном смысле.
Тесты
1. Конституционное право России считается ведущей отраслью системы права потому, что оно в правовой форме:
а) устанавливает принципы верховенства государства над личностью;
б) устанавливает верховенство государства над народом;
в) устанавливает основополагающие принципы устройства общества и государства.
2. Гражданство РФ - это:
а) правовая связь человека с государством, основанная на уважении достоинства человека;
б) правовая связь человека с государством, основанная на признании основных прав и свобод человека;
в) устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
3. Кто может быть лишен гражданства РФ?
а) лица, совершившие тяжкие преступления;
б) лица, совершившие преступления;
в) никто.
4. Всеобщим является такое избирательное право, при котором:
а) имеют право участвовать в выборах граждане РФ и иностранцы;
б) все граждане РФ имеют право участвовать в выборах;
в) граждане РФ, достигшие определенного возраста, имеют право участвовать в выборах.
4. Пропорциональная избирательная система - это когда:
а) выбирается депутат тайным голосованием;
б) избирается депутат от определенного количества населения;
в) голосование производится за определенную политическую
партию или избирательный блок.
Основная литература
1. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
2. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
3. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
4. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
5. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3
ТЕМА «УГОЛОВНОЕ ПРАВО»
1 Понятие, предмет и метод уголовного права.
2 Источники уголовного права. Действие уголовного закона.
3 Преступление: понятие, состав.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные задачи уголовного права.
2. Какой источник уголовного права является основным?
3. Какое время считается временем преступности и наказуемо
сти деяния?
4. Дайте определение понятия преступления.
5. Дайте определение понятия состава преступления.
6. Назовите элементы состава преступления.
Задания
1. Изучите формы вины и составьте схему, которая показывает качественные различия между формами умысла и неосторожности.
2. С. строгал доски на специальном станке рядом со своим садовым участком. Пока он отлучился за новым материалом, игравшие неподалеку мальчики подбежали к станку. Один из них, 12-летний Витя, засунул руку в механизм и не смог ее вытащить обратно. В это время С. возвращался к станку. Случайно проходивший мимо отец Вити увидел эту сцену и набросился с кулаками на С Тот, решив спасаться бегством, побежал сломя голову, случайно споткнулся и задел рычаг, включающий механизм. В итоге мальчик получил тяжкие телесные повреждения. В чьих действиях есть признаки состава преступления?
Тесты
1. Под уголовной ответственностью понимается:
а) необходимость давать показания по уголовному делу;
б) обязанность лица подвергнуться мерам пресечения (аресту, задержанию);
в) обязанность лица подвергнуться осуждению от имени государства при вынесении обвинительного приговора и понести наказание'
г) реальное претерпевание лишений или ограничений, связанных с осуждением лица от имени государства за совершенное
им преступление.
2. Основанием уголовной ответственности является:
а) вина в совершении преступления;
б) совершение общественно опасного и противоправного деяния'
в) совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного в уголовном законе;
г) общественная опасность и противоправность деяния;
д) совершение лицом преступления.
3. Состав преступления представляет собой:
1) конкретный акт человеческого поведения, явление социальной действительности;
2) совокупность признаков, достаточных для признания деяния
преступлением;
3) юридическую оценку общественноопасного деяния;
4) все фактические обстоятельства правонарушения.
4. Какое из предложенных определений объекта преступления, на ваш взгляд, является наиболее правильным?
а) объект преступления - это то, на что посягает преступление;
б) объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным правом и поставленные под угрозу преступным деянием;
в) объект преступления - это вся совокупность общественных ... отношений;
г) объект преступления - это обычаи, нормы морали и право-..,; вые нормы, за нарушение которых возможно привлечение лица ., к юридической ответственности.
5. Объективная сторона преступления складывается из:
а) причинной связи; вины; преступных последствий; способа совершения преступления; цели; обстановки совершения преступления;
б) обстановки совершения преступления; преступных последствий; возраста лица, совершившего преступление; времени совершения преступления; причинной связи; мотива;
в) деяний; причинной связи; преступных последствий; способа совершения преступления; времени совершения преступления; обстановки совершения преступления;
с) преступных последствий; обстановки совершения преступления' цели; времени совершения преступления; способа совершения преступления; деяний.
1. Основная литература
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. с изменениями и дополнениями.
3. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
4. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
5. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
6. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
7. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3
ТЕМА: «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
1 Понятие, предмет и метод семейного права. Семейное законодательство.
2. Брак: понятие, порядок и условия заключения и расторжения.
3. Правовое регулирование отношений между супругами.
Вопросы для самопроверки
1. Какие отношения регулируются семейным правом?
2. Как можно определить метод семейно-правового регулирования?
3. Дайте определение брака и назовите условия заключения брака.
4. Назовите основания прекращения брака.
5. В чем заключается сущность законного режима имущества супругов?
6. Что такое брачный договор? Когда и кем он может быть заключен?
7. В каких случаях у супругов возникает право требовать уплаты алиментов от другого супруга в суде?
Задания
1. Найдите в Семейном кодексе дозволительные и императивные нормы и выпишите их.
2. Составьте схему, отражающую условия вступления в брак и
препятствия для заключения брака.
3. Решите задачу:
Иванов и Буркова решили зарегистрировать брак и подали заявление в орган загса. В назначенный для регистрации брака день Иванов явился в загс один и просил зарегистрировать брак, пояснив, что невеста внезапно заболела и явиться в загс не может. Иванов предъявил заявление Бурковой, в котором она просила зарегистрировать. Как в ее отсутствие, поскольку она лежит в больнице. Должен ли загс зарегистрировать брак Иванова и Бурковой?
Тесты
1. Какой общий брачный возраст установлен российским законодательством? а)18лет;
б) 16 лет;
в) для женщин - 16 лет, для мужчин - 18.
2. С какого момента возникают права и обязанности супругов, предусмотренные семейным законодательством?
а) со дня государственной регистрации брака в органах записи
актов гражданского состояния;
б) со дня венчания в церкви;
в) со дня заключения брачного договора.
3. По истечении какого срока после подачи заявления в орган загса
может быть зарегистрирован брак?
а) по истечении одного месяца, а при наличии уважительных
причин этот срок может быть уменьшен или увеличен не более
чем на месяц;
б) по истечении трех месяцев;
в) по истечении одного месяца, и изменение этого срока законодательством не допускается.
4. В каких случаях брак можно расторгнуть без согласия супруга в
органах загса независимо от наличия несовершеннолетних детей?
а) если супруг признан судом безвестно отсутствующим;
б) если супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок 1 год;
в) если место жительства супруга установить не удается в течение 1 года.
5- Законным режимом имущества супругов является:
а) режим общей совместной собственности;
б) режим общей долевой собственности;
в) режим раздельной собственности.
6. В каких случаях суд может отступить от принципа равенств
долей супругов в общем имуществе? а
а) в интересах несовершеннолетних детей и (или) исходя иззас
луживающего внимания интереса одного из супругов;
б) исключительно в интересах детей;
в) в интересах родителей супругов.
7. Какие отношения регулируются брачным договором?
а) личные и имущественные отношения супругов;
б) только имущественные отношения супругов;
в) личные и имущественные отношения между супругами, а так
же между родителями и детьми.