Изучить лекционный материал.
2. Самостоятельно изучить соответствующие разделы учебников и/или учебных пособий, монографий:
ТЕМА: «СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА».
1. Понятие и признаки государства. Определение государства.
2. Функции государства
3. Формы правления
4. Политический режим
5. Государство и гражданское общество.
6. Правовое государство: понятие и признаки
7. Проблемы и пути формирования правового государства в России
Темы докладов
1. Типы государства, характерные для разных исторических эпох.
2. Современные определения государства. Признаки государства.
3. Роль и ценность государства в политической системе общества.
4. Правовое государство.
5. Проблемы формирования правового государства в России.
6. Современное правопонимание и теории происхождения государства
Основная литература
1. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
2. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
3. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
4. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
5. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3
ТЕМА: «ТЕОРИЯ ПРАВА»
1. Основные признаки права
2. Структура и система права.
3. Норма права. Основные признаки.
4. Понятие и виды источников права.
5. Правоотношение. Понятие, признаки, виды, содержание.
6. Юридические факты: понятия и виды.
7. Правонарушение: понятие и признаки. Виды правонарушений:
8. Состав правонарушений.
9. Юридическая ответственность: основания и принципы юридической ответственности
10. Правотворчество и процесс образования права.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое право в объективном и субъективном смысле? Каково их соотношение?
2. Какие специфические признаки отличают нормы права от других социальных норм?
3. Назовите основные признаки системы права. Дайте характеристику основным элементам системы права.
4. На основании каких критериев право можно подразделять на
частное и публичное?
5. Перечислите субъекты и стадии законотворческого процесса
и проанализируйте их на примере законотворческого процесса в
Федеральном Собрании РФ.
6. Дайте определение правонарушения и его состава.
7. Дайте определение юридической ответственности.
8. Назовите виды юридической ответственности.
9. Дайте определение правоотношения.
10.Приведите примеры юридических фактов. Почему эти факты
называют юридическими?
Задания
1. В Конституции РФ (ст. 43) установлено право на образование. Какое право имеется в виду в данном случае – субъективное или объективное? Ответ аргументируйте.
2. Согласно п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Нормы какого характера - публично- или частно-правового -включены в указанную статью? По какому критерию можно проводить разграничение?
3. Гражданин Г., признанный недееспособным, в состоянии алкогольного опьянения вытащил из кармана Ж. кошелек с деньгами на сумму 150 рублей. Проанализируйте ситуацию сточки зрения действующего законодательства. Есть ли в данном случае все элементы состава правонарушения? Если нет, то к какому виду отклоняющегося поведения можно отнести это деяние?
4 В ст. 44 Конституции РФ гарантируется свобода литературного художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. В ст. 43 Конституции РФ (часть 1) говорится о том, что каждый имеет право на образование. Чем обусловлен выбор законодателя? Сопоставьте юридическое содержание субъективного права и юридической свободы.
5. Гражданин В., находясь в состоянии алкогольного опьянения, напал на улице на проходящего мимо несовершеннолетнего С., свалил его с ног, бил сапогами, причинив тяжкие телесные повреждения. Как В. объяснил в РОВД, ему не понравилось выражение лица С. Проанализируйте, каковы в данном случае объект права и объект правоотношения.
Тесты
1. Объективное право по своей природе:
а) абсолютно не зависит от воли человека;
б) существует объективно как отражение интересов и потребностей общества;
в) объективируется в правомерном поведении участников регулируемых правом общественных отношений;
г) тождественно по содержанию субъективному праву.
2. Норма права отличается от других социальных норм;
а) обеспеченностью исполнения со стороны государства;
б) общим характером;
в) обязательностью для определенных категорий граждан;
г) формальной определенностью.
3. Для правовых систем, входящих в романо-германскую правовую семью, характерно:
а) отсутствие деления права на частное и публичное;
б) широкое использование религиозно-этических установлений в качестве правовых норм;
в) наличие судебной практики;
г) деление системы права на материальное и процессуальное право;
А) приоритет правовых обычаев над законодательными актами
. Законотворческая деятельность может осуществляться:
а) мировыми судьями;
б) президентами республик и губернаторами краев, областей РФ;
в) Правительством РФ;
г) на федеральном или региональном референдуме;
д) Московской городской думой;
е) Федеральным Собранием РФ.
5. Основанием ретроспективной юридической ответственности по общему правилу выступает:
а) любое отклоняющееся оттребований норм права поведение;
б) только правонарушение;
в) заслуга;
г) аморальный поступок.
6. Правонарушение считается совершенным с косвенным умыслом, если лицо, его совершившее:
а) осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия или относилось к ним безразлично;
б) предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на предотвращение этих последствий;
в) осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
7.Субъектом преступления может быть:
а) только юридическое лицо;
б) физическое лицо и некоторые организации;
в) только физическое лицо;
г) физические и юридические лица.
8. Правоотношение:
а) является средством воздействия на общественные отношения;
б) напрямую не связано с нормами, возникая на основании волеизъявлений субъектов;
в) может возникнуть как на основе нормы, так и в случае воздействия на общественное отношение других правовых средств;
г) является результатом воздействия нормы на общественное отношение.
9 Юридическая обязанность по внутреннему содержанию предполагает:
а) наличие полномочий;
б) наличие правомочий;
в) меру собственного должного поведения обязанного лица;
г) наличие дозволений;
д) необходимость нести юридическую обязанность в случае нарушения субъективного права контрсубъекта.
Основная литература
1. Давыдов Ю.Г. Правоведение а вопросах и ответах. - М., 2006
2. Бошно С.В. Правоведение. Учеб. –М.: Эксмо, 2004. – 432 с.
3. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: Учеб. для вузов.-3 изд. – М.: НОРМА, 2004. – 784с.
4. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. – М.: Городец-издат, 2003. – 656с.
5. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред.С.И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.- 693 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1332-3