Предпринимательская деятельность граждан
В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Единственное обязательное условие — государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской деятельности граждан,осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Если регистрации нет, но гражданин занят предпринимательской деятельностью, то это нарушение закона, за которое он будет нести ответственность, но на договорное право это влияние не окажет. К сделкам, заключенным гражданином, у которого нет регистрации в качестве предпринимателя, применяются обычные правила.
Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданско-процессуальным законодательством.
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
По общему правилу предпринимательской деятельностью граждане вправе заниматься с четырнадцатилетнего возраста. Однако несовершеннолетние могут вести предпринимательскую деятельность только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст. 26 ГК РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки — с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут быть объявлены полностью дееспособными в порядке, определенном в ст. 27 ГК РФ. Этот порядок именуется «эмансипацией».
Это также относится к лицам, вступившим в брак.
Глава 13 – Финансовое право
13.1. Понятие и предмет финансового права. Финансовые правоотношения
Термин «финансы» относится к общеупотребимым. Он латинского происхождения: слово «finare» означает «урегулировать спор», как правило, денежный. Производным от него словом «financia» называют обязательную уплату денег или денежный платеж. С XVII века термин «финансы» во всем мире применяется для обозначения отношений, связанных с доходами и расходами государства.
Наличие финансов обусловлено объективной необходимостью распределения и перераспределения национального дохода для удовлетворения личных (индивидуальных) потребностей граждан и общества.
Финансы относятся к той экономической категории, которая применяется в современных государствах безотносительно их общественно-политического строя. Без товарно-денежных отношений, обеспечивающих распределение национального дохода в денежной форме (при помощи денег), существование финансов невозможно. Товарное производство создает условия, когда у предприятий, организаций, граждан образуются фонды денежных средств, часть из которых привлекается государством в общегосударственный фонд и предназначается для удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, государство должно решать как задачу сбора необходимых денежных средств, так и распределения их. Необходим также должный контроль законности и целесообразности использования этих средств. Это означает, что финансы выполняют распределительнуюи контрольнуюфункции.
Финансыпредставляют собой экономические отношения по поводу создания, распределения и использования денежных фондов государства, его территориальных структур, предприятий и организаций для обеспечения расширенного воспроизводства. Совокупность всех компонентов, входящих в состав финансов, образуют финансовую систему.
Финансовая системаРоссийской Федерации охватывает государственные финансы (объединяет бюджетную систему, внебюджетные целевые фонды, государственный кредит); финансы предприятий, учреждений, организаций, функционирующих как на коммерческой, так и некоммерческой основе, финансы общественных объединений; банковское кредитование; страхование (социальное, личное, имущественное, ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование). Названные звенья финансовой системы существуют на федеральном, субъектов РФ и муниципальном уровнях.
Финансовая деятельность Российского государства осуществляется через специальную систему финансовых и кредитных учреждений, которую возглавляют Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк России.
Для регулирования финансовых отношений государство устанавливает определенные юридические нормы, которые в своей совокупности образуют финансовое право.
Предмет финансового правасоставляют финансовые отношения, складывающиеся в процессе распределения и перераспределения национального дохода для образования фондов потребления и фондов накопления. Их объект — всегда денежные отношения или обязательства по поводу образования и использования денежных фондов.
Основными методами распределения государственных денежных средств являются: финансирование (безвозвратное, безвозмездное) и кредитование (возмездное, платное, срочное, целевое).
Исходя из вышесказанного, финансовое правоможет быть определено как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления.
Спецификафинансово-правовых норм состоит в том, что они регулируют финансовую сторону деятельности государства, носят императивный характер.
Источниками финансово-правовых норм являются: Конституция РФ, Бюджетный, Налоговый, Таможенный кодексы РФ, федеральные законы (например, от 23 июня 1999г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», от 16 июля 1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»), подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти для регулирования финансовых отношений (бюджетные, налоговые, страховые, кредитные).
Крупную группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов: Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Федеральной налоговой службы РФ, а также нормативные акты, издаваемые этими органами совместно с другими экономическими и иными исполнительными органами, например, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой государственной статистики, Федеральной службой страхового надзора и др.
Система финансового правакак совокупность финансово-правовых норм включает в себя две части: Общую(нормы, закрепляющие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства; государственные органы, осуществляющие эту деятельность и их полномочия; формы и методы финансового контроля) Особенную(положения, конкретизирующие нормы, которыми регулируются отношения в области государственного бюджета, внебюджетных государственных имуниципальных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, страхования, денежного обращения и расчетов, валютного регулирования, финансов государственных предприятий).
Центральное место финансовой системы составляет бюджет.Это экономическая и правовая категория, включающая в себя денежные отношения по поводу формирования, распределения ииспользования государственных ресурсов иодновременно — единый денежный фонд иосновной финансовый план государства.
Бюджет является универсальным финансовым планом, так как охватывает все области экономической и социальной деятельности государства, через него осуществляется координирующая взаимосвязь всех других государственных финансовых планов. Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходная часть бюджетавключает в себя закрепленные и регулирующие доходы, а также дотации и субвенции. Закрепленными считаются доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (например, проценты) постоянно или длительное время поступают в определенный бюджет. Регулирующими считаются доходы, которые для сбалансирования доходов и расходов поступают в определенный бюджет в виде отчислений по определенным нормативам, устанавливаемым ежегодно.
Если регулирующие доходы не позволяют сбалансировать бюджет, применяются дотации (сумма, которая выделяется из вышестоящего бюджета для формирования минимального бюджета) исубвенции (сумма, которая выделяется из вышестоящего бюджета на определенный срок для конкретных целей выравнивания социально-экономического развития).
Дополнительным доходом государства, который служит источником сокращения бюджетного дефицита, выступает государственный кредит. Он представляет собой привлечение в доходы государства денежных средств на условиях добровольности и срочности, возмездности, возвратности. Основными формами государственного кредита считаются государственные займы, казначейские обязательства и доходы от сберегательного дела,.
Государственный кредит формирует государственный долг страны — общую сумму задолженности государства, в которой различают государственный внутренний и государственный внешний долг. Управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга производится Федеральным казначейством совместно с Центральным банком РФ, который является депозитарием всей национальной валюты Российской Федерации.
Расходная часть бюджета включает в себя бюджет развития (финансирование инновационной и инвестиционной деятельности в части социально-экономического развития территорий, экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды и иных расходов на расширенное воспроизводство) и бюджет текущих расходов (расходы на содержание и развитие образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, государственных средств массовой информации, жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды и иные расходы).