Глава 6 – Административное право
6.1. Предмет, метод и система административного права
Административное право является одной из самых важных отраслей российского права, оно регулирует широкий спектр вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, обеспечения законности и дисциплины.
Административное право регулирует и охраняет общественный порядок в государстве,поэтому оно является наиболее важной для общества отраслью права. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, в своей деятельности применяют принудительные механизмы и правовые средства, используют в пределах установленных законодательством административно-властные принудительные полномочия. Административное право является одной из сложнейших и объемных и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.
Административное право— центральная отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных отраслей права. Внем сфокусированы общественные отношения, являющиеся предметом правового регулированиясо стороны иных отраслей права (например, конституционного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, банковского права). Реформирование современного общества, развитие рыночных отношений, разделение государственной власти, построение современного правового государства, формирование эффективной исполнительной власти и системы местного самоуправления — все эти процессы вызывают насущную потребность в адекватном административно-правовом и административно-процессуальном обеспечении.
Административное право является самостоятельной и фундаментальной отраслью российского права и занимает ведущее место в регулировании общественных отношений. Это отрасль публичного права, изучающая сферу государственного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового регулирования— императивный метод властных предписаний.
Поэтому административное право принято относить к одной из основных отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц.
Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются предметом и методом правового регулирования. Под предметом отрасли правапринято понимать круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Предметом регулирования норм административного права являются общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти.
Административное право— это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых отношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения — это, как правило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона — орган, наделенный государственно-властными полномочиями, выступает в качестве управляющего (субъект управления), а другая — в качестве управляемого (объект управления).
Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, обусловливает особенности метода административного права.
В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: диспозитивный и императивный.
Диспозитивный методправового регулирования, ориентированный на общественные отношения равенства сторон, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права. В теории существуют и иные названия этого метода — метод децентрализованного регулирования, гражданско-правовой метод.
Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически-властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования (называемый еще административно-правовым методом).
Метод императивного регулированиярассчитан на отношения неравенства их участников и односторонность юридически-властных волеизъявлений одной из сторон. Между тем административно-правовые отношения — это не всегда отношения «власти — подчинения». Государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизонтального типа, когда субъекты обладают равным объемом властных полномочий. Именно это обусловливает возможность использования в механизме административно-правового регулирования элементов диспозитивности. По мнению профессора Ю.М. Козлова, метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предписаний и запретов) образа действий, но обязательно в рамках условий, предусмотренных административно-правовой нормой. Характер требования, зафиксированного в правовой норме, позволяет выделить три основных способа (средства) правового регулирования: предписание (обязывание), запрет и дозволение.
Предписаниесостоит в возложении юридической обязанности совершения субъектом определенных действий, предусмотренных нормой права.
Запрет— это, по сути, тоже предписание, но заключающееся в возложении обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.
Дозволение(управомочивание) — это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по своему усмотрению).
Степень использования отраслью права того или иного средства в общем объеме правового регулирования определена особенностями предмета данной отрасли. Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты. В то же время административное право использует и дозволение, дающее субъекту либо возможность выбора действий, установленных административно-правовой нормой (жесткое дозволение), либо возможность действовать по своему усмотрению (мягкое дозволение). Таким образом, для регулирования отношений, входящих в предмет административного права, используется метод императивного регулирования, иногда дополняемый элементами диспозитивности. Основными способами административно-правового регулирования предстают предписания и запреты, в меньшей степени используются Дозволения.
Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, и также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности. Рассматривая вопрос о системе административного права, следует отметить, что в отечественной юридической науке существуют различные взгляды на понятие «система административного права».
С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права — подотрасли — правовые институты — правовые нормы. Традиционно в отечественной правовой науке административное право включает две части: общую и особенную. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины, общая часть включает юридические нормы и институты, регулирующие общественные отношения общего характера (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.). ()бщая часть содержит институты, устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектом административного права, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти, регламентирующие принуждение по административному праву. Особенная часть представляет собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих отношения в сферах государственного управления — экономической, социально-культурной, административно-политической. Иной подход к определению системы административного права предлагал профессор А.П. Коренев. Он считал, что административное право состоит из трех частей. Помимо общей и особенной части он выделял административную юрисдикцию. Эта часть включает правовые нормы и институты, которые определяют административное правонарушение, административную ответственность, а также производство по делам об административных правонарушениях.
Специфика государственно-управленческой деятельности определяет важную особенность отрасли административного права. Регулируя широкий круг управленческих отношений, административно-правовые нормы проникают в сферы действия иных отраслей права. Административное право тесно взаимодействует с отраслями публичного права. Наиболее тесные связи прослеживаются между административным и конституционным правом. Конституция РФ устанавливает основы административно-правового статуса граждан РФ, определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Согласно Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Нормы административного права, основываясь на конституционных положениях, расширяют и конкретизируют их, устанавливая административно-правовой статус субъектов административного права и т.п.