Хозяйственной и иной деятельности

Хозяйственная деятельность человека в большинстве случаев оказывает прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды. Это касается, в первую очередь, градостроительной деятельности, функционирования промышленных предприятий. Нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности предусматривает необходимость выполнения установленных требований по вопросам экологической безопасности и охраны здоровья населения, включая проведение мероприятий по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности законом установлены следующие запреты в области охраны окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды»):

1) производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов на территории РФ без проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством РФ;

2) ввоз в Россию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов, кроме случаев, установленных законом;

3) применение токсических химических препаратов, не подвергающихся распаду;

4) производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством РФ;

5) сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

6) размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

7) захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

8) превышение нормативов допустимых физических воздействий.

При ведении градостроительной деятельности законом установлены следующие требования (ст.12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»):

1. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

2. При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

3. Утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований.

Общие положения в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов устанавливают (ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

3. Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда (арбитражного суда).

Экологическая ответственность:

Понятие, формы, виды

Экологическая ответственность – это обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм экологического права. В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение.

Экологическая ответственность выполняет следующие функции:

- стимулирующая,

- компенсационная,

- превентивная.

Стимулирующая функция проявляется применением экономических и правовых стимулов, побуждающих к охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение субъекта посредством воспитательных и образовательных процессов, наличием мер наказания и возмещения вреда.

Существуют экономическая и юридическая формы экологической ответственности. Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Экономическая ответственность возникает на основании причинения вреда, юридическая – на основании правонарушения.

Механизм экономической формы экологической ответственности зависит от конкретных видов данной ответственности. В законодательстве закреплены следующие ее виды в сфере взаимодействия общества и природы: обязательные платежи предприятий за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в воздух и водоемы, за захоронение вредных отходов; возмещение потерь сельско- и лесохозяйственного производства при изъятии земель; взимание платы за использование вод в промышленности.

Юридическая форма экологической ответственности – это разновидность юридической ответственности, установленная в российском праве. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения перечислены в ст.75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ:

- имущественная;

- дисциплинарная;

- административная;

- уголовная.

Имущественная ответственность означает обязанность возместить материальный ущерб, возникший на основании правонарушения.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение или ненадлежащее выполнение им его обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

Административная ответственность означает применение мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Глава 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования и устанавливает административную ответственность за эти правонарушения. К указанным правонарушениям Кодекс причисляет следующие: порча земель (ст.8.6); нарушение правил водопользования (ст.8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст.8.21); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст.8.32); невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст.8.41) и другие.

Уголовная ответственность наступает за совершение экологических преступлений. Экологическим преступлениям отведена отдельная глава Уголовного кодекса РФ (глава 26). К таковым, в частности, относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246); загрязнение вод (ст.250); загрязнение атмосферы (ст.251); загрязнение морской среды (ст.252); порча земли (ст.254); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст.261).

[1] См.: Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 г. N 314 // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; Указ Президента Российской Федерации "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 г. N 649 // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.

Наши рекомендации