Понятие, сущность и признаки права

Признаки государства

Государство должно обладать рядом признаков:

1. Общность людей, связанных между собой духовными, экономическими, политическими, этническими, правовыми и иными отношениями;

2. Публичная власть, которая будучи верховной, легитимной и правовой, регулирует общественные отношения, в том числе используя принуждение.

3. Специальные органы, составляющие аппарат государства. В государстве аппарат состоит из профессионалов, людей занятых управленческим трудом как своей основной деятельностью, которая приносит им средства к существованию. Единый аппарат государства состоит из собственно управленческого аппарата, призванного осуществлять регулятивные функции государства, и охранительного аппарата, нацеленного на охрану установленного порядка. Органы государства РФ представляют три ветви государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Система указанных органов, то есть государственное устройство и их компетенция устанавливается Конституцией РФ.

4. Наличие государственного аппарата, состоящего из людей, предполагает расходы на его содержание, включая расходы на оплату труда чиновников, содержание армии и т.д. Решение государством общесоциальных задач требует привлечение общесоциальных материальных ресурсов, что обеспечивается сбором денежных средств с населения – налогами.

5. Верховенство публичной власти в государстве распространяется на определенную территорию. Под территорией государства понимается земная и водная поверхность, заключенные в определенные границы, а также земные недра и воздушное пространство. Территориальная принадлежность населения в государстве влечет за собой административно-территориальное деление. При этом вся территория государства в целях эффективного управления разбивается на ряд административно-территориальных единиц: края, области, районы, провинции, округа, графства и т.д.

6. Атрибутивные признаки: гимн, герб, флаг, государственные символы и т.д.

Т.о. государство – аппаратно-организованная публичная власть, управляющая делами общества в границах определенной территории.

Функции государства

Под функциями государства понимают основные направления его деятельности. Функции государства и их конкретное содержание в свою очередь зависят от типа и формы государства и могут в значительной мере отличаться друг от друга. При тоталитарном режиме государство стремиться максимально увеличить объем своих функций для установления полного контроля над обществом.

Политическая функция регулирует политические процессы в обществе, определяет и закрепляет права и свободы граждан, поддерживает общественное согласие, разрешает социальные конфликты и т.п.

Идеологическая функция в той или иной форме присутствует в любом государстве. Любое государство вынуждено контролировать общественную идеологию. Например, бороться с антисоциальной (расистской, милитаристской и т.п.) идеологией и пропагандировать желательную идеологию (хотя бы идеологию отсутствия обязательной идеологии – в либеральных государствах; или как национально-культурную идеологию – в национально-ориентированных государствах).

Культурно-воспитательная функция тесно связана с функцией идеологической и направлена, во-первых, на поддержание и развитие национальной культуры, а, во-вторых, на культурную социализацию всех членов общества. Идентичность собственной культуре является основной предпосылкой здоровой государственности и нормального общества.

Экономическая функция призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе путем государственной поддержки приоритетеных направлений экономического развития, установление рыночных механизмов, совместимых с государственным регулированием и т.д.

Фискальная функция заключается в обеспечении совокупных доходов казны (доходы от государственных монополий, государственных предприятий, пошлин, акцизов, включая сбор налогов).

Социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, обеспечение нормальных условий труда и быта, на государственную помощь тем лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для достойного существования.

Экологическая функция – функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Основное содержание экологической функции составляют регулирование охраны окружающей среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности.

Функция правового регулирования имеет особое значение. Ее специфика заключается в том, что все остальные функции теснейшим образом на нее «завязаны». Правовое регулирование осуществляется посредством правотворчества и правоприменение и в этом выступает как одна из форм реализации других функции.

Рассмотренные функции могут быть не только внутренними, но и внешними. Так,

Внешнеполитическая функция направлена на установление политических отношений с другими государствами.

Внешнеэкономическая связана с развитием экономической кооперации.

Внешняя социальная реализуется в виде помощи народам других государств, пострадавшим от каких-либо бедствий и т.д.

Внешняя экологическая функция направлена на международное сотрудничество в деле оздоровления окружающей среды.

Внешняя правоохранительная функция - функция обороны страны от агрессии другого государства и поддержания мирового правопорядка является важнейшей внешней функцией.

Понятие формы государства

Под формой государства понимается устройство государственной власти (государства). Устройство государства можно охарактеризовать формой правления, территориальной формой государственного устройства и формой государственного (политического) режима.

Форма государственного правления – форма государства, характеризующая порядок формирования высших органов государственной власти, их компетенцию и взаимодействие между собой. По форме правления государства принято делит на монархии и республики.

Под монархией понимается такая форма правления, при которой высшая власть принадлежит одному лицу по праву наследства (династически).Разделяют ограниченные (иными государственными органами) и неограниченные монархии (где монарх обладает всей полнотой государственной власти). Современные монархии подразделяются на дуалистические, где монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство) и парламентские, где большинство властных полномочий сосредоточено в руках парламента, действующего независимо от монарха.

Республика – форма правления, при которой высшие органы государства, как единоличные, так и коллегиальные, являются выборными либо назначаются представительными учреждениями на определенный срок. Существуют парламентские и президентские республики.

Государство и право

Право возникает раньше государства, и существование его возможно без государства. Но государство без права существовать не может. Нельзя найти в истории государство, древнее или современное, в котором право не существовало бы в том или ином виде. Право является атрибутом любого государства.

Для характеристики связи права и государства и определении его правовых возможностей существенны три момента:

1. Государственная власть может инициировать возникновение права, и такая творческая деятельность называется правотворчеством (под которым понимают создание нормативно-правовых актов), а в узком смысле – законотворчеством(создание законов). При этом правовые акты, издаваемые государством, должны соответствовать и учитывать интересы, потребности и менталитет населения. В противном случае они рискуют остаться мертворожденными. Поскольку право находится не в законе, а в социуме, отсутствие социальной легитимации такого закона и не порождает у субъектов прав и обязанностей.

2. Государственная власть может официально признать уже сложившиеся общественные отношения, придать им статус официального права либо санкционировать (обеспечить государственной защитой, конкретизировать, гарантировать процессуально) существующие правовые нормы.

3. Право в государстве представляет собой рационально организованную систему источников правовых норм (нормативно-правовых актов).

4. Государство может обеспечить государственную защиту права посредством применения специальными органами к правонарушителям обеспеченных мер принуждения (публичная защищенность).

Норма права

Правовая норма является системным элементом права. Правовая норма служит основанием наличия у каких-либо субъектов принадлежащих им прав и обязанностей и представляет собой правило поведения.

Таким образом, правовая норма представляет общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер.

Общезначимость правовой нормы указывает на ее социально признанную ценность.

Общеобязательность означает, что норма безусловно должна исполняться теми, кому она адресуется. Правовая норма формулирует обязательное для соблюдения правило общего поведения, адресованное неперсонифицированноу кругу лиц или конкретное правило, адресованное конкретным субъектам.

Предоставительно - обязывающий характер заключается в выводимом из нее правомочии (субъективном праве) и связанной с ним обязанностью. Правомочие (субъективное право) есть возможность действовать в определенных границах, определяя тем самым не только свое собственное, но и чужое поведение. Поэтому правовая норма включает в себя не только возможность притязать на поведение другого субъекта, но и соответствующее властное приказание другому субъекту следовать указанному принципу, те содержит в себе правовую обязанность.

Государственно организованные нормы получают ряд дополнительных признаков: формальную определенность, установленную юридическую силу, государственную защищенность.

Государственно-правовая норма – это формализованное общезначимое и общеобязательное правило поведения, имеющее предоставительно-обязывающий характер и установленное государством. Признаками такой нормы являются:

1. Формальная определенность содержания правовой нормы означает ее ясность, недвусмысленность, точность в ее формулировке. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу.

2. Государственная защищенность подразумевает возможность применения к нарушителю организованных мер принуждения со стороны специально уполномоченных органов государства.

Структура правовой нормы

Правовая норма представляет собой специфическую систему, которая состоит из нескольких элементов, между которыми имеются различные связи.

Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Диспозиция - это само правило поведения, определяющее права и обязанности субъектов права;

Гипотеза - это условия действия диспозиции. Например,» если родители имеют несовершеннолетних детей» (гипотеза), «они обязаны их воспитывать» (диспозиция).

Санкция - это закрепленные в норме негативные последствия нарушения ее диспозиции, выступающие в форме специфических мер принудительного воздействия на правонарушителя со стороны государства, направленные на умаление его статуса (юридического, физического, имущественного). Например, « родители, не исполняющие свои обязанности, могут быть лишены родительских прав». Поэтому санкции носят личный характер и их требования не могут быть выполнены другими субъектами.

В наиболее общем виде структуру нормы права можно определить в виде формулы "если-то-иначе". Наличие всех трех элементов структуры можно встретить не в каждой статье нормативного акта. Часто нормативные акты законодатель начинает с изложения гипотезы, которая относится ко всем нормам права, объединенным в этом нормативном акте, а завершает его указанием на меру принуждения, которая последует в случае неисполнения правил, предусмотренных во всех нормах права данного нормативного акта.

Виды правовых норм

Правовые нормы можно разделить на обычные, императивные и договорные.

Обычные нормы не устанавливаются кем-либо конкретно, а складываются постепенно, отражая формирующиеся общественные отношения, получающие социально признанный статус. В случае санкционирования их государством, они становятся нормами государственного права, выступающего, например, в форме правового обычая. Императивные нормы устанавливаются каким-либо авторитетным государственным органом в одностороннем порядке и властно предписывают субъектам определенный вариант поведения. Таковы, например, нормы, выраженные в форме государственных законов и указов. Договорные нормы устанавливаются самими субъектами права и представляют собой результат согласования их интересов. Например, многие нормы международного права.

По способу выражения правила поведения правовые нормы делятся на авторитарные и диспозитивные (автономные). Авторитарные нормыопределяют лишь один возможный вариант поведения, в то время как нормы диспозитивные определяют обязательное правило поведения лишь на тот случай, если субъекты не договорились об ином.

По своим функциям нормы делятся на установительные и охранительные. Установительные (регулятивные) нормы регулируют поведение субъектов права путем установления их прав и обязанностей. Установительные нормы в свою очередь делятся на:

Управомочивающие нормы подчеркивают наличие определенных правомочий у субъекта (например, в результате интерпретации ст.43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование»).

Обязывающие нормы – возлагают активные обязанности («каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» - ст. 57 Конституции РФ).

Запрещающие – устанавливают пассивные обязанности не совершать определенных действий («запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения» - п.12.7.Правил дорожного движения РФ).

Охранительные нормыпредназначены для охраны установительных норм и поэтому всегда содержат санкцию (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет – ч.1 ст.105 УК РФ).

Нормы права подразделяются на виды и в зависимости от их отраслевой принадлежности. Выделяют, например, нормы уголовного, гражданского, административного, трудового, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и др. права. Внутри отраслевых норм выделяют нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права определяют первичные права и обязанности субъектов в сфере имущественных, управленческих, трудовых, семейных и иных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок действий заинтересованных субъектов при нарушении норма права, регламентируют процедурные и организационные вопросы.

Выделяют также нормы частного и публичного права.

Кроме этого, выделяют специальные нормы – которые призваны помочь реализации регулятивных и охранительных норм. К ним относятся нормы – принципы (декларативные нормы), фефинитивные нормы, оперативные и коллизионные нормы. В принципе эти нормы не устанавливают прав и обязанностей субъектов, вместе с тем, при соответствующей интерепретации могут получить непосредственное правовое значение.

Нормы – принципы – это нормы, закрепляющие основные исходные начала права. Они указывают на принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Например, ст.2 Конституции РФ гласит «Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью…».

Дефинитивные нормы содержат определения каких-либо юридических понятий. Например: «Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение».

Оперативные нормы отменяют действующие нормативные положения или вводят новые, распространяют данные нормы на новый круг отношений и т.д. Например, ст. 1 ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» гласит «»Ввести в действие часть первую ГК РФ.. с 1 января 1995 г…»

Коллизионные нормы направлены на разрешение правовых коллизий. Они указывают право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению, сторонами которого является субъекты разных государств.

Толкование норм права

Толкование норм права - это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания.

По юридической значимости различаются официальное и неофициальное толкование. Первое дают управомоченные органы государства. Такое толкование нормы права является обязательным для исполнения. Неофициальное толкование могут осуществлять любые субъекты, оно необязательно для исполнения. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное или научное толкование, которое дает высококлассный специалист в определенных отраслях права или научное учреждение. Такое толкование основывается на научных положениях и его результаты обычно публикуются в монографиях, научно - практических статьях, комментариях к законам и т. д.

По характеру толкования норм толкование может быть нормативным, т. е. имеющим значение для всех случаев применения данной нормы (нормативное толкование обычно дается в Постановлениях Пленумов ВС РФ, ВАС РФ, КС РФ) и казуальным, предназначенным для конкретного случая установления прав и обязанностей субъектов определенного правоотношения (например, решение суда по иску гражданина).

Принято так же различать способы толкования норм права:

1. Грамматический, при котором особое внимание уделяются употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий;

2. Систематический, (смысловой) - путем сопоставления содержания двух или более норм права в одном или нескольких нормативных актах;

3. Исторический, путем сравнения содержания действующей или вновь изданной нормы права с содержанием ранее действующей и отмененной или измененной с введением данной нормы права.

Указанные способы толкования могут применяться как каждый в отдельности, так и вместе взятые.

Правоотношение

Правовое регулирование направлено на упорядочение общественных отношений. При этом следует понимать, что не все общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Например, внутрисемейные неимущественные отношения не регулируются на уровне закона. Т.о. право охватывает только те аспекты взаимоотношений членов общества, которые необходимо регламентировать в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

С точки зрения этатистского типа правопонимания правоотношение - это урегулированное нормами государственного права общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспечиваемыми принудительной силой государства.

Виды правоотношений

Классификация правовых отношений может быть проведена по различным основаниями.

По объему прав и обязанностей субъектов правоотношения могут бытьпростыми и сложными.

Простыми (односторонние) правоотношениями являются такие, когда одному субъективному праву соответствует одна юридическая обязанность (по договору займа – право на получение данной взаймы суммы и обязанность эту сумму отдать).

Сложные (двусторонние) правоотношения – это такое правоотношение, когда у каждой из сторон есть и субъективные права и субъективные обязанности (например, договор найма жилого помещения).

По отраслевому признаку все правоотношения делятся на публично-правовые и частноправовые; материальные и процессуальные; далее – по отраслям права: конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, трудовые и т.д.)

По своим функциям правоотношения подразделяются на установительные (регулятивные) и охранительные. Они возникают на основе установительных и охранительных норм.

Установительные правоотношения возникают при реализации прав и обязанностей, определенных установительной нормой (например, по договору купли-продажи), и возникают в результате правомерного поведения. Эти правоотношения непосредственно направлены на упорядочение и закрепление общественных отношений. Общество заинтересовано в нормальной реализации регулятивных правоотношений.

Охранительные правоотношения вытекают из нарушения юридической обязанности, вызывающего применение санкции (например, правоотношение, возникающее при нарушен нормы уголовного права). Эти правоотношения содержат принудительную силу в правомочии, а в обязанности правонарушителя содержится обязанность претерпеть ущерб в пределах предусмотренной в норме права санкции.

По времени действия различают кратковременные и долговременные правовые отношения.

Субъекты правоотношений

Правоотношение возникает только при наличии трех предпосылок: нормы права, субъектов права, юридического факта.

Норма права определяет условия возникновения правоотношения, правила поведения его участников (субъектов права) и санкции в случае нарушения этих правил.

Указания на эти условия, как правило, содержаться в гипотезе нормы, а сами эти условия, представляющие разнообразные жизненные обстоятельства, называются юридическими фактами. В диспозиции нормы предусматриваются права и обязанности участников правоотношения. Санкция правовой нормы моделирует охранительное правоотношение, которое может возникнуть вследствие неисполнения юридических обязанностей или нарушения установленных запретов.

Любое правоотношениепо своему смыслу предполагает участников, деятелей, которые в правовой теории называются субъектами. Субъектами правоотношений могут быть физические лица (граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, должностные лица) и организации, права и обязанности которых осуществляются их представителями – физическими лицами.

Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство. Государственные организации можно подразделить на три группы:

1) Органы государства: их юридические возможности определяются их компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством;

2) Учреждения, выполняющие разнообразные социальные функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и т.п.);

3) Предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц. По российскому законодательству юридическим лицом признается организация, к. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Негосударственные организации могут иметь статус юридического лица, но могут его и не иметь. Они выступают субъектами частноправовых, так и публично-правовых отношений.

Государство как целостность является субъектом конституционно-правовых, международно-правовых, административных, имущественных и некоторых других правоотношений.

Социальные общности (народ, нация, трудовой коллектив) являются субъектами конституционных правоотношений (например, при проведении референдума), трудовых правоотношений (коллективный договор) и пр.

Т.о. Субъекты права - это граждане, их коллективы, органы государства, предприятия, учреждения, организации, общественные образования, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъекты права обладают:

- правоспособностью – признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности.

В юриспруденции различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая правоспособность представляет собой принципиальную возможность лица иметь права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях. Общая правоспособность возникает у человека в момент рождения и прекращается смертью.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права и обязанности в тех или иных отраслях права. Например: трудовая, семейная, брачная и т.д. правоспособность. Отраслевая правоспособность возникает одновременно с дееспособностью по достижении субъектом определенного возраста.

Например, в соответствии со ст. 13. СК РФ брачный возраст в РФ устанавливается в восемнадцать лет.

Специальная правоспособность возникает при наличии определенных условий, каковыми могут являться, специальные познания или стаж работы и т.д. (специальная правоспособность у врача или судьи).

К специальной правоспособности относится правоспособность юридических лиц, т.к. она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах их деятельности.

Субъекты права обладают:

- дееспособностью - способность лица самостоятельно осуществлять свои субъективные права и обязанности.

Дееспособность зависит от возраста и психического состояния физического лица.

Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до 6 лет.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они обладают частичной дееспособностью.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать гражданские сделки, но только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться собственным заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения, следовательно они обладают неполной дееспособностью.

По российскому законодательству дееспособность в полном объеме наступает с 18-летнего возраста.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, полностью дееспособным (эмансипированным), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей или усыновителей, либо при отсутствии – по решению суда.

Разновидностью дееспособности является – деликтоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение.

Единство правоспособности и дееспособности образует правосубъектность.Правосубъектность - это абстрактная способность лица выступать носителем субъективных прав и обязанностей и способность лично эти права и обязанности реализовывать.

Объект правоотношения

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает правовое отношение. Иными словами, объект правоотношений – фактическое поведение участников правоотношений, направленное на удовлетворение разнообразных законных интересов личности, общества, государства.

Субъекты права участвуют в правоотношениях с целью удовлетворения каких-либо интересов и потребностей: материальных, духовных, культурных и других. Эта цель достигается с помощью субъективных прав, обязанностей и юридически значимых действий, направленных на их осуществление, что в конечном итоге приводит к желаемому результату, например, к приобретению и потреблению вещей, пользованию различными социальными и иными благами и т. д. При этом объект и субъект всегда находятся во взаимной связи, где на одном полюсе выступает объект, а на другом – субъект. Основой и содержанием этого отношения является действие, целесообразная, осознанная и активная предметно-практическая деятельность субъекта. Таким образом, объект – это часть объективной реальности, с которой взаимодействует субъект.

В теории правоотношения по поводу объекта существуют две концепции: монистическая (теория единого объекта) и плюралистическая (теория множественности объектов).

Согласно монистической теории объектом правоотношения является поведение его участников, то есть объект правоотношения должен быть способен к реагированию на правовое воздействие.

Безусловно, поведение является объектом некоторых правоотношений (например, в гражданско-правовых отношениях – перевозка грузов и пассажиров; в процессуальных отношениях – явка лица по вызову компетентных органов, дача показаний свидетелем и т. д.). В то же время если поведение считать единственным объектом всех правоотношений, то невозможно выяснить смысл подавляющего большинства правоотношений, возникающих по другим причинам.

В отличие от монистической, плюралистическая теория объекта правоотношения в полной мере отражает разнообразие существующих правовых отношений и поэтому является, по мнению большинства исследователей, наиболее практичной, авторитетной, так как дает возможность показать весь спектр объектов правоотношений, а не сводит их только к человеческому поведению. Согласно этой концепции объектами правоотношения являются:

- материальные блага (деньги, вещи, имущество, ценности и т. п.). Указанные объекты характерны для гражданско-правовых отношений (например, объектом займа являются деньги или вещи), однако могут быть объектом и в других отраслях права, в частности объектом уголовно-правовой защиты;

- нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и др.). Они являются объектом охраны в уголовно-правовых отношениях, однако типичны для трудовых, процессуальных и иных правоотношений;

- продукты духовной деятельности (произведения науки, искусства, литературы и т. п.). Являются как объектом трудовых, гражданско-правовых и иных отношений, так и объектом уголовно-правовой защиты;

- документы (паспорта, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п.). Такие объекты типичны для процессуальных и административных правоотношений;

- поведение участников правоотношений, которое может выражаться либо в действии (активное поведение), либо в бездействии (пассивное поведение);

- результаты поведения участников правоотношений (это последствия, к которым приводит то или иное деяние). Многие правоотношения устанавливаются для того, чтобы добиться определенного результата. Здесь не само поведение, а именно его результат будет являться объектом правоотношения (например, правоотношение, возникающее на основе договора перевозки, предусмотренного ст. 373 ГК РФ). В этом случае получателя, являющегося управомоченным лицом, интересует не определенное поведение перевозчика, то есть обязанного лица, а именно конечный результат его действия – доставка груза в назначенное место в определенный срок.

В отечественной юридической литературе высказывается, на наш взгляд, весьма спорное мнение о том, что и человек как личность в отдельных случаях может выступать объектом права другого лица. В качестве примера при этом приводят брак, в котором взаимный интерес супругов состоит не только во взаимном поведении, но и в личных качествах супругов, а также в качествах детей для родителей. По нашему мнению, человек не может быть объектом правоотношений (в отличие, например, от рабовладельческого общества, когда раб считался объектом правоотношения, приравнивался к вещи и мог быть продан по воле его владельца). Поэтому в рамках семейного права если между родителями в случае развода возникает спор о том, у кого из них останется ребенок, то объектом правоотношения будет не ребенок, а соответствующие действия и нематериальные блага – возможность повседневного общения с ребенком, влиять на его воспитание и т. п.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что, плюралистическая концепция по поводу объекта правоотношения наиболее полно отражает разнообразие существующих общественных отношений и является практичной и теоретически обоснованной.

Содержание правоотношения

Содержание правоотношения составляют права и обязанности его субъектов (юридическое содержание) и их поведение в процессе реализации этих прав и обязанностей (материальное содержание).

Юридическое содержание правоотношения - это его составные юридические элементы: субъективное право и юридическая обязанность. Субъективным правом (правомочием) признается принадлежащая управомоченному субъекту правоотношения в целях удовлетворения его интересов мера дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями обязанного субъекта правоотношения. Правовые нормы не предписывают управомоченному обязательно действовать. Это его юридическая возможность требовать определенных действий обязанного лица или воздержаться от них, управомоченное лицо может, но вовсе не обязано действовать. Указанная возможность требовать обеспечивается государством путем возложения обязанностей на обязанных лиц, поведение которых в этом случае гарантируется государством путем угрозы применения либо фактического применения принуждения.

Правомочие бывает трех видов:

­ право требования;

­ право на положительные действия;

­ право на притязание.

Право требования состоит в возможности требовать исполнения или соблюдения юридической обязанности обязанным лицом совершения определенных действий. Право на положительные действия - это право на реализацию возможности управомоченного лица самому совершать определенные действительные действия. Удовлетворение интересов управомоченного лица достигается путем его фактической деятельности. Право на притязание составляет правомочие, выраженное в возможности привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица. Например, право на обращение в суд с иском к неисправному должнику.

Правомочию в любом правоотношении всегда соответствует юридическая обязанность.

Юридическая обязанность - это предписанная обязанному лицу мера необходимого поведения, которой это лицо должно следовать в соответствии с требованиями управомоченного лица

Наши рекомендации