Отличительные признаки монархии
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по правоведению
Заочное отделение (ЭТ, ЭУ)
1. Происхождение государства.
2. Понятие и признаки государства.
3. Функции государства.
4. Формы государства.
5. Режим государственного правления.
6. Правовое и социальное государство.
7. Понятие и содержание нормативно-правового регулирования.
8. Понятие социальной нормы, виды норм.
9. Признаки права, нормы права их структура.
10. Правовой прецедент. Правовой Обычай
11. Закон. Виды и иерархия закона.
12. Подзаконные акты.
13. Правотворчество.
14. Правовое регулирование общественных отношений.
15. Толкование и реализация норм права.
16. Правоотношение.
17. Правонарушение.
18. Юридическая ответственность.
19. Понятие и содержание гражданского права.
20. Понятие и виды юридических лиц.
21. Право собственности.
22. Обязательственное и договорное право.
23. Наследственное право.
24. Понятие природоохранного (экологического) права.
25. Объекты и субъекты природоохранного (экологического) права.
26. Юридическая ответственность в сфере природоохранного (экологического) права.
27. Понятие семейного права. Семейные отношения.
28. Брак: заключение, расторжение, права и обязанности сторон;
29. Права несовершеннолетних детей, алименты;
30. Понятие и принципы уголовного права.
31. Уголовная ответственность и её основания;
32. Понятие преступления, виды, состав, стороны преступления.
33. Уголовное наказание.
34. Понятие, основные признаки и функции правоохранительных органов.
35. Судебная система РФ;
36. Органы внутренних дел РФ;
37. Прокуратура РФ;
38. Правовые основы хозяйственной деятельности: виды предприятий, налоговые отношения, ответственность.
39. Трудовое право: содержание трудового договора, основания расторжения, виды поощрений и взысканий, порядок обжалования взысканий.
40. Право социального обеспечения. Виды социального обеспечения. Правовая ответственность в сфере социального страхования.
Ответы на вопросы по правоведению. Заочное
1происхождения государства,. Существует множество теорий происхождения государства, однако в советское время научной признавалась лишь марксистско-ленинская теория. Из теорий происхождения государства можно выделить: теологическую; теорию насилия; патриархальную; теорию общественного договора; классовую, или марксистско-ленинскую, и т.д.
Теологическая теория была продуктом эпохи, через которую прошли все народы, когда мир воспринимался лишь сквозь призму религии. Отсюда и государство рассматривается как продукт божественной воли. Обычно в качестве представителей этой теории в учебниках приводят средневекового монаха Фому Аквинского и современного клерикального мыслителя Ж. Маритэна. Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) исходит из того, что государство является продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: Патриархальная теория, согласно Филмеру и Михайловскому, исходит из того, что власть монарха вырастает из власти главы большой патриархальной семьи и в силу этого должна строиться по модели семьи. Теория общественного договора (Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. До этого каждый человек находился в естественном состоянии, которое трактовалось и как золотой век человечества, и как война всех против всех. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. Для этого часть своих врожденных и неотчуждаемых естественных прав люди передали правительству, которое народ мог свергнуть путем восстания, если оно в нарушение договора узурпирует власть и будет угнетать его.
Марксистская, или классовая, теория государства исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Эта теория оказала большое влияние на развитие науки о государстве и праве. Однако научные данные, накопленные за более чем столетний период с момента выхода классической работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", внесли в нее существенные коррективы. Государство в любом случае возникает в процессе общественного разделения труда. Появление на известной стадии истории людей, профессионально занимающихся управлением, т.е. осуществлением властных функций, было столь же естественным, как появление ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.
2….Государство — это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.
Признаки государства:
1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;
2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;
4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;
5) суверенитет;
6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;
7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;
8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);
9) наличие системы налогов, податей, займов;
10) наличие государственных символов — герба, флага, гимна.
3…. Функции государства— это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества.
К признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;
2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;
3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;
4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.
Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по объектам государственного воздействия — экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;
2) по сферам деятельности государства — внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);
3) по продолжительности — временные и постоянные;
4) по степени общности — основные и неосновные.
4…… Форма государства — это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти орма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.+Форма государства — это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.
К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная
организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.
Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия — это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и
Типичные признаки монархии:
1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;
2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;
3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.
Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).
При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.
Республика — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.
Признаки республики:
1) выборность власти;2) ограниченность срока полномочий власти;3) признание народа формально-юридическим источником власти.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент..
5….Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Основные формы правления
Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Виды монархий
Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
Абсолютная монархия | Конституционная монархия | ||
Дуалистическая монархия | Парламентарная монархия | ||
1. Принадлежность законодательной власти | монарху | разделена между монархом и парламентом | парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | монарх | формально - монарх, фактически - правительство | |
3. Назначение главы правительства | монарх | формально - монарх, но с учётом парламентских выборов | |
4. Ответственность правительства | перед монархом | перед парламентом | |
5. Право роспуска парламента | нет парламента | у монарха (неограниченное) | у монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право вето монарха на решения парламента | нет парламента | абсолютное вето | предусмотрено, но не используется |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | только в период между сессиями парламента | предусмотрено, но не используется |
8. Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт, Марокко | Великобритания, Испания, Нидерланды |
Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Виды республик
Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.
· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция).
Парламентская республика | Президентская республика | Смешанная республика | |
1. Статус президента | должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрассигнатуры | одновременно глава государства и глава исполнительной власти | глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции |
2. Способ избрания президента | мандат получает от парламента | мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов | |
3. Порядок формирования правительства | парламентом на основе парламентского большинства | президентом | совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает) |
4. Ответственность правительства | перед парламентом | перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) | одновременно перед президентом и парламентом |
5. Наличие у президента законодательной инициативы | отсутствует | обладает | как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть[6] |
6. Право вето президента на решения парламента | отсутствует | сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) | как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето[6] |
7. Право президента распустить парламент | используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно | отсутствует | обладает |
8. Наличие поста премьер-министра | имеется | отсутствует | имеется |
9. Современные страны | ФРГ, Италия, Австрия | США, Аргентина, Мексика | Франция, Румыния, Россия |
Функции правотворчества
Правотворчество выполняет следующиефункции:
обновление нормативного материала;восполнение пробелов в праве;упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.
Принципами правотворчества выступают:
1. научность.;2. демократизм. 3. законность. 4. профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;5. системность. 6. четкая дифференциация правотворческих полномочий.;7. гласность;8. оперативност.
Следовательно,принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
Виды правотворчества
Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такиевиды, как:
· непосредственное правотворчествонарода в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
· правотворчествогосударственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
· правотворчествоотдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
· правотворчество органов местного самоуправления;
· локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
· правотворчествообщественных организации (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);
2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);
3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
14…… ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагаетосознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав. Механизм ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ соответствующих общест венных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъектыправа при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся поведе ние образует правонарушения. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.
Правовое регулирование — это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.
Регламентация общественных отношений — урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.
Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.
В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.
Действие юридических норм — претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.
В действии — реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм — соблюдение, исполнение, использование и применение — это и формы их действия.
15…… Реализация норм права – это претворение, воплощение, предписание норм права в деятельности субъектов права. Правовое регулирование осуществляется путем воздействия на сознание и волю людей, участников общественных отношений. Издавая соответствующий нормативно-правовой акт, правотворческий орган рассчитывает на то, что требования этого нормативно-правового акта будут реализованы в практической жизни. После издания закона акцент переноситься на работу по его реализации. Реализация норм права может быть только при правомерном поведении субъекта, т.е. в таком поведении, которое предусмотрено правовой нормой. Неправомерные, противоправные поведения не может быть условием реализации, т.к. в этом случае нормы не реализуются, а нарушаются. Формы реализации норм права могут быть классифицированы по самым разным основаниям. Наиболее распространенной является форма реализации в зависимости от способности субъектов права самостоятельно реализовывать свои субъективные права и обязанности. По этому основанию различают следующие 4 формы реализации норм права: соблюдение исполнение использование применение. Толкование правовой нормы – это особый вид юридической деятельности, главным содержанием которого является раскрытие смысла правовой нормы путем уяснения и разъяснения её содержания в целях единообразного и правильного понимания и применения. Толкование охватывает 2 аспекта; Уяснения содержания нормы права (для себя). Разъяснение содержания нормы права (для других). Толкование правовых норм требует непростой и довольно напряженной мыслительной деятельности с использованием юридических и других специальных знаний. Юридическое толкование – это один из видов познания и сложного процесса мыслительной деятельности, в результате которой происходит переход от незнания к знанию, выявлению истинного содержания правовой нормы, именно того содержания, который был заложен правотворческим органом. Общие принципы толкования Всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого. Закон обратной силы не имеет. Что законом не запрещено, то разрешено. Чрезвычайные законы толкуются ограничительно. Законы, смягчающие наказания толкуются расширительно. Исключение из общего правила подлежит ограничительному толкованию. Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходиться. Толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.
15.2… Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения.
В зависимости от субъекта выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами, неофициальное — субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной), а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет. В свою очередь, среди официального толкования выделяются: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное); аутентичное (авторское, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт); легальное (разрешенное, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции); судебное (осуществляется судебными органами, и — прежде всего — Верховным Судом РФ, его Пленумом).
Способ толкования права— это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации.
Такими способами являются:1) грамматический;2) логический;3) систематический;4) историко-политический и др.
Правосознание — это совокупность чувств, эмоций, представлений, идей и теорий, в которых отражается отношение людей к праву.
Правосознание выполняет следующие основные функции: оценочную (осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы); регулятивную (эффективное воздействие на поведение людей, определение их ориентиров, целей, установок); познавательную; прогностическую (способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов).
Правосознание состоит из двух сторон — идеологии как системы правовых идей, взглядов, теорий, и психологии, как системы чувств, эмоций, переживаний, настроений индивида, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.
16….правоотношение Понятие, признаки и виды правоотношений
Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.
Состав правовых отношений - совокупность элементов, необходимых для существования правовых отношений: субъекты; содержание правовых отношений (юридическое, фактическое (материальное)), объекты.
Признаки правовых отношений:
1) это общественные отношения, т.е. возникают только между людьми или группами людей;
2) они носят волевой характер, т.е. возникают, изменяются, прекращаются в результате осознанного, волевого поведения людей;
3) носят определенный характер, т.е. круг участников правовых отношений и их поведение строго определены;
4) урегулированы нормами права, т.е. предусмотрены все элементы правовых отношений, в том числе основания возникновения, круг участников;
5) участники правовых отношений обладают взаимными правами и обязанностями, т.е. праву одного участника правовых отношений всегда соответствует обязанность другого, и наоборот;
6) выгодны государству, либо им допускаются, но в любом случае им охраняются.
Виды правовых отношений:
По отраслевой принадлежности:- уголовно-правовые, государственно-правовые, административно-правовые и др.;
По функциональному назначению:регулятивные,охранительные;
По степени индивидуализации:Относительные — в них определены все участники правовых отношений; Абсолютные — в них определена одна сторона правовых отношений;
В зависимости от принадлежности к стороне правовой системы:материальные,процессуальные,публичные, частные;
В зависимости от количества участников:простые — складываются между двумя субъектами;сложные — между несколькими субъектами.
17…. Правонарушение — это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.
Деяние может выступать в форме действия или бездействия.
Действие — это активное поведение субъекта (хулиганство).
Бездействие — это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом.
Вредные последствия, причиняемые правонарушением, бывают физическими, моральными, материальными, а также значительными и незначительными, восстановимыми и невосстановимыми.
Юридический составправонарушения составляют:
1) объект правонарушения;
2) субъект правонарушения;
3) объективная сторона правонарушения;
4) субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения — это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб.
Под субъектом правонарушения понимается право и дееспособное лицо, совершившее правонарушение.
Под объективной стороной правонарушения понимается совокупность его внешних признаков, отвечающих на вопросы: что, где, когда и как произошло.
К ним относятся следующие:
1) само реальное волевое действие либо бездействие (деяние);
2) противоправность действия либо бездействия, т. е. поступок должен нарушать определенную норму права;
3) вредные последствия, общественная опасность;
4) прямая причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям, т. е. цели, мотивы, установки, которыми руководствовался правонарушитель, замышляя и осуществляя преступление. Все это выражается понятием «вина», которое выступает в двух формах:
1) умышленная вина (прямая или косвенная);
2) неосторожная вина (легкомысленная и небрежная).
Прямой умысел — это сознание субъектом общественной опасности своих действий, предвидение возможности или неизбежности наступления опасных последствий и желание их наступления.
Косвенный умысел — это когда субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий и не желал, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
Легкомыслие — это когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Небрежность — это когда лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступление — это виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
18……. Юридическая ответственность — это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.
Юридическая ответственность обладает следующими признаками:
1) она предусмотрена действующим законодательством (уголовным, гражданским, административным и др.);
2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава;
3) опирается на государственное принуждение;
4) выражается в определенных неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ (свободы, имущества, прав и т. д.);
5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме;
6) правонарушитель наказывается от имени государства — в отличие, например, от моральной ответственности, при которой наказание исходит от общества;
7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.
Юридическая ответственность подразделяется по отраслевому признаку на: уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную, материальную, процессуальную, конституционную.
К функциям юридической ответственности относятся: карательная, штрафная, предупредительная (превентивная), воспитательная и компенсационная (правовосстановительная).
К основным принципам юридической ответственности относятся:
1) принцип законности, который означает, что процесс возложения и реализации юридической ответственности должен протекать в рамках закона и юридических норм;
2) принцип обоснованности, который предполагает, что ответственность должна быть следствием правонаруш