Источники права. нормативно-правовой акт
Право имеет определенную форму своего выражения и существования – источник права. Источники права–способы выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения.
Схема 2. Источники права
Наиболее древним источником права является правовой обычай. Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Например, ст. 5 ГК РФ устанавливает, что отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.
Юридический (судебный) прецедент – это судебное или административное решение по конкретному делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при решении схожих дел. В российском праве этот вид источника не распространен, он играет большую роль в праве Великобритании, США, Канады.
Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникают новые нормы права. Например, Федеративный договор Российской Федерации 1992 г.).
Основным источником права является нормативный правовой акт – это официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом и содержащий нормы права.
Признаки нормативного правового акта, который:
– выражает государственную волю,
– содержит юридические нормы,
– издается уполномоченным органом,
– обладает юридической силой,
– документально оформлен,
– охраняется государством.
Нормативные правовые акты классифицируются по различным основаниям:
1) по предмету регулирования – акты, регулирующие уголовно-правовые отношения, гражданско-правовые отношения, административно-правовые отношения и т. д.;
2) по субъекту издания:
– акты органов государства,
– акты органов местного самоуправления,
– акты общественных организаций,
– акты непосредственного волеизъявления народа (референдум);
3) по сроку действия:
– акты неопределенно-длительного срока действия,
– временные нормативные акты.
4) по юридической силе:
а) законы:
– федеральные конституционные законы;
– федеральные законы;
– законы субъектов Российской Федерации;
Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом по наиболее важным вопросам государственной жизни.
Признаки:
– принимается только органом законодательной власти или путем проведения референдума;
– особый порядок принятия;
– в идеале должен выражать волю и интересы народа;
– обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить, кроме того, закон не может быть отменен каким-либо органом, кроме издавшего);
– регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
б) подзаконные акты:
– акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения);
– акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);
– акты федеральных органов исполнительной власти;
– акты представительных (законодательных) органов власти субъектов Российской Федерации;
– акты исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации;
– акты муниципальных органов;
– локальные акты.
Подзаконный акт – это изданный на основе и во исполнение закона акт, содержащий юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, на которых они базируются. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируют положения законов. Они так же, как и законы, обязательны для исполнения.
Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц
Все нормативные акты имеют временные, территориальные пределы своего действия и распространяются на определенный круг лиц.
1. Действие нормативного акта во времени обусловлено рядом обстоятельств:
Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами:
- если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;
- если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.
Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после их опубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования.
Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования
Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.
Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.
Контроль над правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительней власти осуществляет Министерство юстиции РФ.
Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).
Нормативные акты Федерального Таможенного Комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки.
Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.
Акты, не подлежащие опубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.
2.1 Действие нормативных актов прекращается:
- в случае прямой отмены;
- по истечении срока, на который принят нормативный акт;
- в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом.
С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 Налоговый Кодекс РФ).
Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.
2. Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.
3. Действие нормативного акта по кругу лиц: на территории Российской Федерации акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.