Глава 20. Основы экологического права
Экологическое право Российской Федерации: понятие и предмет его правового регулирования
Впервые в научный обиход термин «экология»был введен в 1866 году немецким биологом-эволюционистом Эрнстом Геккелем (1834-1919 гг.) и длительное время имел узкую сферу применения – в рамках биологии. Только во второй половине ХХ века возникло современное его понятие, определяемое какучение о взаимодействии живых организмов с окружающих их природной средой обитания. Современная экология различает две формы взаимодействия человека с природой: экономическую, которая представляет собой использование человечеством природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей, и экологическую, то есть охрану окружающей среды с целью сохранения человечества и его природной среды обитания.
Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем как под углом зрения требования охраны окружающей среды, так и экономического развития общества. Это задача целого комплекса естественных и общественных наук.
Для обеспечения правового регулирования рассматриваемой категории общественных отношений около 50 лет назад возникло и к настоящему времени сформировалось в самостоятельную отрасль экологическое право. Это понятие можно определить какотрасль права, нормы которой регулируют общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей. Правоприменительная практика этой отрасли осуществляется через существующую систему экологического законодательства, включающую в себя свыше 700 нормативных актов федерального уровня и значительную нормативную базу всех субъектов Российской Федерации.
В состав системы входят такие подотрасли, как земельное, водное, лесное, горное право и некоторые другие, которыми регулируются отношения по охране и рациональному использованию определенных видов природных ресурсов. Предметом экологического права являются нормативно-урегулированные общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Отрасль права характеризуется также присущими ей методами, то есть способами воздействия на участников правоотношений. Обычно выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (метод власти и подчинения) и диспозитивный (метод равенства сторон).
Метод экологического права – комплексный и представляет собой комбинацию методов подотраслей права, составляющих его систему.
В экологических правоотношениях действиеимперативного (административно-правового) методакак правило распространяется на природоохранительные отношения, а диспозитивного (гражданско-правового) метода – на природоресурсовые. Таким образом, правомерно говорить о наличии смешанного метода в экологическом праве.
Вместе с тем в чистом виде в экологических отношениях диспозитивный метод выступает редко, обычно действует его разновидность – экономический метод, который воздействует через материальный интерес участников в охране и рациональном использовании окружающей среды.
20.2. Законодательство об охране окружающей среды:
Общая характеристика
Охрана окружающей среды – это одна из составных частей рационального экологопользования. Она осуществляется различными, в первую очередь правовыми, средствами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты, составляющие природную среду.
Основу существующей в настоящее время системы российского экологического законодательства составляют три основополагающие нормативных акта:
- «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» (принята Первым съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года);
- «Декларация прав и свобод Человека и Гражданина» (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года);
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции Российской Федерации. Она определяет три ключевых звена в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Экологические нормы содержатся в шести статьях ныне действующей Российской Конституции. Центральное место среди них занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это положение развивают нормы ст. 42 Конституции РФ, закрепляющие право человека на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу и тем самым устанавливающие биологические начала существования человека, а также нормы ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, провозглашающие право граждан и юридических лиц иметь на праве частной собственности землю и другие природные ресурсы и тем самым определяющие материальные основы существования человека.
Охрана экологических интересов и защита экологических прав – одна из главных функций Российского государства. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту и наделяет каждого правом защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита экологических прав.
Кроме того, ст. 72 Конституции РФ устанавливает организационно-правовые основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. В ней, в частности, устанавливается (п. п. «в» и «д» ст. 72 Конституции РФ), что пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности является совместной компетенцией России и ее субъектов. Разграничение дается в двух направлениях – по предметам ведения Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной федеральный нормативно-правовой акт.
Особое место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 58, устанавливающая всеобщую обязанность каждого «…сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Российская Конституция развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды. Так, Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 года), провозгласила: «В центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой».
В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду обеспечивается на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных природоохранительных мер. Обеспечение данного права является подтверждением положений ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Современными главными нормативно-правовыми актами, регулирующими основы организации охраны окружающей среды, являются Федеральные законы от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и др. К тому же ряд отношений в сфере использования и охраны окружающей среды урегулированы Земельным, Водным, Лесным кодексами.
Отсюда становится понятным, что основу правовой охраны окружающей среды составляют нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, о животном мире и т. д.
Стержнем современной российской системы экологического законодательства является Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По структуре данный нормативный акт состоит из преамбулы и 16 глав (84 статьи). Он регулирует отношения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека и направлен на создание благоприятных условий экономического и социального развития Российской Федерации в сфере осуществления экологической политики, цель которой:
- сохранение окружающей среды, безопасной для существования живой и неживой природы;
- защита жизни и здоровья людей от отрицательного влияния, обусловленного загрязнением окружающей среды;
- достижение гармонического взаимодействия общества и природы в процессе охраны, рационального использования и восстановления природных ресурсов;
- создание постоянных правовых, экономических и социальных основ организации окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений людей.
В статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплены экологические права и обязанности граждан.