Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения
Российская Конституция закрепила в ст. 65 состав Российской Федерации из 89 субъектов, из которых: 21 – республики, 6 – края, 49 – области, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, 1 – автономная область, 10 – автономные округа.
С 1 декабря 2005 года в Российской Федерации стало 88 субъектов в связи с объединением Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ.
С 1 января 2007 года – 86 субъектов в связи с объединением Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в Красноярский край на основании Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ.
С 1 июля 2007 года – 85 субъектов в связи с объединением Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край, о чем принят Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ.
С 1 января 2008 года – 84 субъекта в связи с объединением Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Иркутскую область на основании Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ.
Среди сравнительно небольшого числа федераций мира Россия является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов, но и по числу их разновидностей (6 разновидностей).
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность изменения состава Федерации в следующих случаях:
1) в связи с изменением (увеличением) территории Российской Федерации. Речь идет о принятии в состав РФ нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ). Возможность сецессии, т. е. выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации Конституция РФ в прямой постановке не допускает;
2) в рамках существующих границ, которое возможно в силу двух обстоятельств:
- в связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), как в случаях объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа; Камчатской области и Корякского автономного округа; Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа;
- в связи с изменением статуса каким-либо субъектом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ).
Условия и процедуры всех вариантов изменения состава Российской Федерации должны быть урегулированы на уровне федерального конституционного закона. В частности, в развитие конституционных положений принятФедеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта Российской Федерации возможно только на добровольной основе, при этом в состав Российской Федерации может быть принято как иностранное государство, так и его часть. В основе такого решения обязательно должен лежать (помимо соответствующего федерального конституционного закона) международный договор, заключаемый исключительно по инициативе иностранного государства, который может предусматривать, в том числе, и определенный переходный период для интеграции нового субъекта в федерацию.
Образование в составе Российской Федерации нового субъекта возможно как в связи с укрупнением, так и разукрупнением соответствующих субъектов. В настоящее время Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ закрепляет механизм образования нового субъекта Российской Федерации лишь в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта возможно только на добровольной основе, по инициативе заинтересованных субъектов Российской Федерации (т. е. субъектов, на территории которых образуется субъект), которая проявляется исключительно путем проведения региональных референдумов в этих субъектах Российской Федерации. Соответствующее предложение направляется Президенту Российской Федерации, который уведомляет о нем палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними консультации. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации оформляется путем принятия специального федерального конституционного закона, проект которого вносится в Государственную Думу Президентом Российской Федерации в случае положительных результатов референдумов во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации.
Изменение статуса субъекта Российской Федерации возможно также на основании процедуры, предусмотренной федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ). Однако такой закон пока не принят.