Общая характеристика Конституции Российской Федерации, ее сущностные черты и юридические свойства
Действующая Конституция Российской Федерации была принята на всенародном голосовании (референдуме) 12 декабря 1993 года. Она является пятой по счету в истории российского конституционализма. До нее существовали Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 годов.
Конституция Российской Федерации 1993 года состоит из преамбулы (введения), двух разделов, девяти глав, 137 статей. Первая глава посвящена основам конституционного строя, вторая – закрепляет права и свободы человека и гражданина, третья – федеративное устройство; в главах с четвертой по седьмую закреплена система федеральных органов государственной власти; восьмая глава закрепляет основы местного самоуправления; девятая глава посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции.
Конституция Российской Федерации отличается от других законов и правовых актов следующими чертами:
1. Особым субъектом, от имени которого она принята. В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года была принята народом путем всенародного голосования. Другие законы обычно принимаются законодательными органами государства.
2. Учредительным, первичным характером конституционных установлений. Эта черта следует из первой. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. В содержание этой власти входит право принимать конституцию и посредством ее учреждать основы общественного и государственного устройства.
3. Всеохватывающим характером конституционной регламентации, т. е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет. Конституция регулирует основные, базисные отношения во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной. Ни один другой нормативно-правовой акт не имеет такой сферы регулирования.
4. Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше сущностных черт конституции.
К особым юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относятся:
1) верховенство Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России или СССР такого положения не было. Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации 1993 года принципа ее верховенства на всей территории России означает утверждение в стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Этот принцип отражает идею подчинения государства конституции, праву. Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается федеративный характер государства. Из него следует принцип соответствия конституций республик, входящих в состав России, Конституции Российской Федерации;
2) высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации; органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Конституция Российской Федерации занимает высшее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации;
3) Конституция Российской Федерации – ядро правовой системы государства и системы права. С нее начинается логическое формирование всей системы российского права, всех отраслей. Конституция играет системообразующую роль. Ни одна отрасль российского права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах, а тем более, если противоречит им;
4) Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15). Это позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь на конституционную формулировку. Некоторые нормы Конституции РФ применяются напрямую без дополнительного законодательного регулирования. Например, в России отсутствует закон о Президенте РФ (имеется закон о выборах Президента РФ, но он касается только выборов), и нормы главы 4 Конституции РФ непосредственно регулируют деятельность Президента РФ. Ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В других случаях, однако, для применения конституционной нормы требуется принятие закона – обычного или конституционного (см., например, ст. 124; ч. 2 ст. 135);
5) особая правовая охрана Конституции Российской Федерации, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Президент Российской Федерации, парламент (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство Российской Федерации, суды имеют полномочия по юридической охране конституционных установлений. Важную роль здесь играет Конституционный Суд Российской Федерации. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов, как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению;
6) особый порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, внесения в нее поправок, который установлен главой 9 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».