Вопрос: Уголовный гражданский кодексы 1922

За прошедшие годы накопился большой нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 года было более 4 тысяч нормативных актов в Собрании Узаконений, которые требовали их кодификации. В 1922-1924 гг. эта работа была проведена и появились соответствующие кодексы. В Наркомате юстиции были разработаны ГК, УК, УПК и ГПК. В Наркомате земледелия были разработаны земельный и лесной кодексы, в Наркомате труда – кодекс законов о труде. Общее руководство кодификационными работами осуществлял СНК.

В мае 1922 года ВЦИК принял Уголовный кодекс РСФСР, в июле 1922 г. был введен в действие УПК, в октябре 1922 года утвержден Земельный кодекс РСФСР. С 1 января 1923 года был введен кодекс законов о труде и Гражданский кодекс РСФСР, а с 1 сентября 1923 года начал действовать Гражданско-процессуальный кодекс. В 1924 году появился исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Был разработан так же Таможенный кодекс. Велись работы над административным кодексом, но он не был принят. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых затем были приняты аналогичные кодексы.

Гражданское право. ГК был одним из самых больших (435 ст.), он состоял из 4-х разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. В гражданском праве отдавалось предпочтение социалистическому укладу, хотя учитывалась многоукладность экономики. В Гражданском Кодексе утверждалось, что гражданские права охраняются законом независимо от пола, национальности, вероисповедания и происхождения. Каждый гражданин РСФСР имел право свободно передвигаться, селиться на территории РСФСР, приобретать и отчуждать имущество (с учетом ограничений, указанных в законе), вступать в обязательства, организовывать предприятия, избирать любые невоспрещенные законом занятия и профессии. Кодекс предусматривал государственную, кооперативную и частную собственность. Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты – все это было государственной собственностью.

Предметом частной собственности могли быть: строения, предприятия (с числом рабочих не выше установленного законом), орудия производства, ценности, предметы домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота.

Кооперативной собственностью могли быть предприятия с неограниченным числом работающих.

С лета 1921 года государство начинает проводить денационализацию ранее экспроприированной у частных лиц собственности. Денационализация не получила широких масштабов. Причем, в ходе её восстанавливались правовые институты, а не индивидуальные права частных собственников. Создавались гарантии для вновь приобретенных прав, но запрещалось восстановление отмененных в ходе революции имущественных прав.

Имущественные права частных лиц объявлялись временной уступкой и должны подчиняться общей идее о господствующей роли социалистической собственности. Судья защищал имущественные права только в случае «их соответствия» социально-хозяйственному назначению государства.

Закон ограничивал право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Домовладение, полученное по наследству, нельзя было продавать, его можно было сдавать в наем (с большими ограничениями: срок сдачи устанавливался, цены сдаточные определялись и.т.д.)

Был введен термин «обладание», т.е. без права продажи.

Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договоров, а также последствия их нарушения. Имелись ограничения в расширении частной собственности. При покупке строения в руках покупателя не должно оказаться более одного строения, а продавать одна семья могла одно строение в 3 года. По договору займа не допускалось взимание свыше 6% годовых. Сделки, наносящие ущерб государству, запрещались. Договор, убыточный для государства, расторгался. Государство и кооперативные предприятия были в более благоприятных условиях, чем частное лицо при заключении договоров. Сроки сдачи в аренду жестко регламентировались, концессионеры обязаны были вкладывать в предприятия определенный капитал, поддерживать его на современном техническом уровне.

50 вопрос: Образование СССР. Первая союзная конституция 1924 года.

Образование СССР было в тех условиях наиболее разумным способом обустройства после гражданской войны. Предпосылки объединения:

1. для более успешного восстановления разрушенного войнами хозяйства необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик;

2. оборонные, дипломатические задачи требовали объединения республик;

3. общественная собственность на средства производства и наличие в республиках диктатуры пролетариата.

Вопрос об объединении был поставлен по инициативе самих республик. Выдвигались различные предложения по созданию будущего государства. Одни выступали за создание конфедерации союзных республик. Другие предлагали ликвидировать РСФСР, ликвидировать ЗСФСР и дать возможность автономным республикам и закавказским (каждой по отдельности) войти в создаваемое государство в качестве его субъектов. Сталин разработал проект, по которому союзные республики входили в состав РСФСР на правах автономных республик (эта идея получила название автономизации). Дискуссии по этому вопросу были очень острыми. Ленин резко выступил против «автономизации». Не имея возможности по болезни участвовать в работе Пленума ЦК партии, Ленин пишет в октябре 1922 года записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», где он критикует план Сталина, называет его политически ошибочным. Пленум ЦКРКП (б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных республик. СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение. По основным признакам это было федеративное, а не унитарное государство. Оно имело ряд особенностей. Так за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам конфедерации. С другой стороны, учреждение объединенных наркоматов расширяло права центра, сдвигаясь при этом к унитарному государству. В последние годы, т.е. с начала перестройки, появились утверждения, что у нас никогда не было федерации. Другое мнение, что до начала 30-х годов у нас была федерация, а с установлением диктатуры Сталина СССР утратил характер федеративного государства. Действительно, сталинская диктатура во многом деформировала федеративное устройство. Но в сегодняшней лекции мы будем говорить о том, что было записано в Конституции 1924 года, т.е. о юридическом оформлении образования СССР как федеративного государства (о нарушениях Конституции речь пойдет в следующей лекции).

30 декабря 1922 года открылся I съезд Советов СССР. Он юридически оформил образование СССР. На съезде были утверждены Декларация об образовании СССР и СоюзныйДоговор. Но съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. Это еще раз показывает, насколько серьезно учитывались тогда мнения республик. На съезде был избран ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: Калинин, Петровский, Червяков, Нариманов. Первыми субъектами СССР являлись 4 республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. После разгрома басмачества в Средней Азии, там произошло национально-государственное размежевание, были образованы Узбекская и Туркменская ССР.

В 1925 году III съезд Советов СССР принял эти 2 республики в свой состав. Теперь в СССР стало 6 республик.

В 1931 году в состав Союза была принята Таджикская ССР, теперь в СССР было уже 7 членов.

Вхождение РСФСР в состав СССР изменило её правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. До декабря 1991 года РСФСР находилась в составе СССР.

К 1922 году закончился процесс становления РСФСР как федеративного государства. Особенно широко шел процесс становления автономных республик и областей на Кавказе и в Сибири. В 1921 году были образованы Дагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 году – Якутская АССР, в 1923 году – Бурятско-Монгольская АССР, Карельская АССР, АССР немцев Поволжья. В 1923 году в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области (казахи, киргизы входили в РСФСР).

Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР стали основой Конституции 1924 года. В соответствии с решениями I съезда Советов СССР было образовано 6 комиссий для подготовки Конституции. В период подготовки проекта Конституции вновь шли ожесточенные споры, вновь вносились разные предложения. Важное значение для разработки Конституции СССР имел 12 съезд РКП (б) (1923 год). Съезд отметил необходимость создания специального органа представительства национальностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию (25 человек). Её возглавил Калинин, в неё вошли представители ЦИК всех союзных республик. Работа вступила в завершающую фазу. В июне 1923 года прошло совещание представителей национальных республик и областей. Оно высказалось за создание второй палаты ЦИК из представителей союзных и автономных областей и за равенство палат. Оно дало название будущим палатам: Союзный Совет и Совет национальностей. 6 июля 1923 года ЦИК СССР одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введении в действие Конституции СССР». В январе 1924года проект Конституции СССР был одобрен съездами Советов союзных республик. 31 января 1924 года II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Конституция СССР 1924 года непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, об избирательном праве, местных органах власти. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 года – конституционное закрепление образования СССР и разделение прав союза и союзных республик. Конституция состояла из 2-х разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор имел 11 глав, 72 статьи. В Декларации провозглашены были принципы добровольности и равноправия при объединении в Союз. За каждой союзной республикой было провозглашено право выхода из СССР. Договор об образовании СССР закреплял объединение республик в одно союзное федеративное государство.

Конституция СССР 1924 года закрепила построение федерации на базе Советов.

51 вопрос:Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40е гг.Создание командно- административной системы управления

К концу 20х нужна была радикальная модернизация сельского хозяйства. Летом 1929 г. началась массовая коллективизация. На ноябрьском Пленуме ЦК был поставлен вопрос о минимальных сроках коллективизации. Была создана специальная комиссия по разработке программы борьбы с кулачеством. Сплошная коллективизация завершилась, частный сектор в сельском хозяйстве был окончательно ликвидирован. Колхозы обязаны были вести хозяйство по установленному государством плану.

Как вы знаете из курса Отечественной истории, 14 съезд партии в декабре 1925 г. взял курс на индустриализацию страны. Не имея иностранных кредитов, СССР мог вести индустриализацию лишь за счет внутренних ресурсов. Часть членов Политбюро (Бухарин, Рыков, Томский) отстаивала «щадящий» вариант постепенного накопления средств через продолжение НЭПа. Однако Сталин выбрал форсированный вариант, отбросив «НЭП к черту». Его можно было осуществить только «обобрав до нитки деревню». Что и было сделано.

В мае 1929 г. 5 съезд Советов СССР принял вариант I пятилетнего плана. Были провозглашены скоростные темпы социалистического строительства (пятилетку в 4 года!). В промышленности активно внедрялись административные методы управления. В 1932 г. вводятся суровые меры наказания за неявку на работу, власть директоров существенно возросла. Рыночную экономику заменяла административно-командная система. План директива вытеснял план-прогноз. Ликвидируются элементы хозрасчета.. Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны. Со 2й половины 30-х гг. основными органами наркоматов стали Главки. Наряду с управленческими функциями им придавались сбытоснабженческие функции (возврат к «военному коммунизму»). Темпы индустриализации были небывало высокими: с 1928 г. по 1941 г. было построено около 9 тысяч крупных промышленных предприятий. Это было достигнуто через трудовое подвижничество всего народа, сходное с религиозным. Энтузиазм людей был высочайший. Но происходило это все в условиях тоталитарного режима. Общество как бы было соединено жесткими скрепами, из всех и из каждого «выжимали» все, что могли, т.е. физические и духовные ресурсы.

Тоталитарная система власти формируется в стране на рубеже 20-30х гг. Предпосылкой ее возникновения стала монополия ВКП (б) на власть.

Необходимо отметить следующую важнейшую особенность складывающейся административно-командной системы: государственные и хозяйственные органы действуют под жестким контролем партийных органов. ВКП (б) монополизировала власть и стала «орденом меченосцев». Руководители партии одновременно занимали и руководящие государственные должности. Формируется привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, хозяйственных органах, а также в военных и репрессивных органах. Партийная власть срастается с властью государственной!

Для тоталитарной системы управления характерны следующие признаки:

1. Единственная партия, возглавляемая диктатором и тесно интегрированная с государственной бюрократией;

2. Над всеми гражданами государства партией устанавливается террористический контроль;

3. Партийный контроль устанавливается над всеми средствами массовой информации, над вооруженными силами;

4. Складывается централизованное бюрократическое управление всей экономикой страны.

Тоталитарный режим власти устанавливает тотальный контроль над жизнью граждан. Но это еще не все. Он ставит задачу переделки человеческой природы, т.е. официальная идеология полностью отрицает ранее существовавший порядок и с помощью насилия, террора все делает для сплочения граждан с целью построить новый мир.

Методы работы партийных и государственных органов строились на командном нажиме, на исключении любой самостоятельности. Партийные и государственные работники, взяв на вооружение методы руководства периода «военного коммунизма», стремились, во что бы то ни стало, как можно быстрее построить социализм. Надо сказать, что большевикам удалось зажечь энтузиазмом массы, готовые идти на любые жертвы во имя социализма, во имя будущего нового мира. Официальная идеология стала своего рода государственной религией. Главным в тоталитаризме является подчинение воль миллионов людей воле одного человека, вождя (в данном случае - Сталина).

Командные и административные методы давали позитивные результаты, и создавалась иллюзия, что это самый короткий и наиболее эффективный способ решения всех задач.

Итак, отметим основные черты, присущие КАС, раскрывающие ее суть. КАС управления – это определенный способ организации экономической и общественной жизни, которому свойственны следующие черты:

1. Жесткое управление хозяйством на базе государственной собственности;

2. Управление, использующее не экономические, а преимущественно политические и идеологические регуляторы;

3. Применение принудительного труда;

4. Свертывание демократии, ее формализация.

. Вывод по вопросу:

В 30-40е гг. произошла деформация политической системы. Установился тоталитарный режим правления, сформировалась командно-административная система управления. Произошло сращивание партийного и государственного управления. Командные методы восторжествовали в деятельности партийных и государственных органов.

В 30е гг., во многом благодаря массовому энтузиазму людей, в жизни страны были достигнуты определенные успехи, которые и были закреплены Конституцией СССР 1936 г.

Наши рекомендации