Вопрос: Земская,городская,военная реформа-их сущность и значение.

Городская реформа 1870 г. В июне 1870 царь утвердил «Городовое положение», по которому утверждались органы городского общественного управления: городское избирательное собрание, городская дума и ее исполнительный орган – городская управа.Избирательным правом пользовались все собственники-плательщики городских налогов, т. е. налогов с собственности. В соответствии с имущественным цензом они делились на 3 группы, каждая из которых избирала гласных в городскую думу. Судьбу городского управления решали 2 первые группы.В Москве 2 первые группы избирали 2/3 членов городской думы. Во главе думы и управы стояло одно и то же лицо – избранный думой городской голова. Компетенции городских дум и управ ничем существенным не отличались от компетенции земств. Они занимались также местными вопросами. Контроль за этими органами со стороны администрации был не менее строгим, нежели за земствами. Городской голова уездного города утверждался губернатором, а городской голова губернского города – министром внутренних дел. Проводить в жизнь постановления органов самоуправления должна была полиция. Но она им не подчинялась, а подчинялась губернатору. Следовательно, от последнего все и зависело.

Военная реформа. Отсталая армия феодальной России потерпела поражение в Крымской войне. Необходимость перестройки вооруженных сил страны стало велением времени. Усиление западно-европейских армий, построенных на основе всеобщей воинской повинности, заставило царизм пойти на реформу. Реформу возглавил военный министр генерал Д.А. Милютин. На І этапе было улучшено обеспечение армии новым оружием, сокращен срок службы рекрутов до 15 лет, улучшена подготовка офицерских кадров. Далее по примеру западных стран в России Уставом 1874 г. вместо рекрутской повинности вводилась всесословная воинская повинность для всего мужского населения. Призыв проводился ежегодно по жребию, в армию попадал каждый третий, остальные зачислялись в ополчение. Призыву подлежали мужчины с 21 года. Срок действительной службы – 6 лет в пехоте, 7 лет во флоте.Производство в офицеры без специального-образования было прекращено. Была создана широкая сеть военных училищ. Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Для казаков действовали особые правила службы – они призывались со своим конем и снаряжением..Существо военной реформы заключалось, прежде всего: 1) в изменении системы комплектования армии и флота; 2) была создана единообразная система военного управления

Земская.1 января 1864 года царь утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В нем говорилось, что «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам» создавались земские собрания и их исполнительные органы – земские управы. Земства являлись выборными органами. Для выборов в уездное земское собрание учреждались 3 курии: уездных землевладельцев, городских обществ и сельских обществ. Для участия в выборах по первой и второй курии требовался высокий имущественный ценз, т. е. буржуазный по своей природе ценз. Но в скрытой форме сохранялся и принцип сословный. Первая курия являлась преимущественно дворянской, вторая – буржуазно-городской. Если по первым двум куриям избиратели сразу выбирали гласных, то для третьей (крестьянской курии) выборы были многоступенчатыми (выбирали сначала выборщиков, а последние выбирали гласных). Населением избирались лишь члены уездных земских собраний. Губернские земские собрания избирались «гласными» уездных земских собраний.Дворянству была обеспечена в земстве решающая роль. В уездных собраниях им принадлежало 42% всех мест, в губернских же собраниях дворяне составляли ¾ всех гласных. Правительство стремилось таким образом компенсировать помещикам утрату их прямой власти над крестьянами. И земское собрание и земская управа избирались на 3 года.Каждый из этих органов возглавлял председатель – уездный или губернский предводитель дворянства. Естественно, что беднейшие слои населения не могли рассчитывать на решение своих вопросов в земствах. Функции земств ограничивались только местными хозяйственными делами: местная торговля и промышленность, народное образование и здравоохранение, постройка церквей и т. д. Выходить за пределы этих функций земства не могли. Земства находились под контролем губернаторов, которые могли отменять их решения. Государство осуществляло жесткий контроль за деятельностью земств. Земства не получали никаких правительственных субсидий. Специальные земские сборы с населения едва покрывали расходы на содержание самих этих земских учреждений. Сношения земских учреждений различных губерний были запрещены.И все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, системы здравоохранения и народного просвещения.По реформе 1861 г. для крестьян вводилось сельское самоуправление. Это самоуправление состояло их сельского схода, выборного старосты и имело сборщиков податей, писарей. Правительство использовало крестьянское самоуправление как бесплатную фискально-полицейскую организацию в деревне.



Наши рекомендации