Вопрос: Сущность сословно-представительной монархии и причины ее складывания на Руси.
Она складывается в результате борьбы великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период ещё недостаточна сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), которая противодействовала централизаторской политике московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан.
В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Нижнее и Среднее Поволжье, Сибирь вошли в её состав, на западе к ней была присоединена Украина.
Сословно-представительная монархия - это такая форма государства, когда монарх правит, опираясь на более или менее широкое представительство сословий: боярство, духовенство, дворянство, посадское население (т.е. горожане). Процесс формирования сословного строя начался ещё во времена Киевской Руси, завершился он во II половине XVII века
Сословия - это такие большие социальные группы, т.е. слои населения, которые отличаются друг от друга по правовому статусу(совокупности прав и обязанностей).
Классы - это тоже большие социальные группы, но они отличаются по другим, не юридическим, а социально-экономическим категориям: по отношению к собственности и т.д. Иногда класс и сословие совпадают, иногда нет. Так, крестьянство - это и класс, и сословие одновременно.
Духовенство + дворянство = феодалы (это один класс), но это разные сословия.Сословно-представительным учреждением, в котором были представлены боярство, духовенство, дворянство, посадское население, стали в России Земские Соборы. Именно опираясь на них, правили в России цари с середины XVI по середину XVII века. И этот период вошёл в историю как период сословно-представительной монархии.
Первый Земский Собор был созван в 1549 г., последний в 1653 г.
Земские Соборы - главный институт сословно-представительной монархии постепенно отмирал, не успев окрепнуть.Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед чем. Он был не просто жестоким правителем, его деспотизм не знал границ. Кстати, некоторые историки отрицают наличие сословно-представительной монархии в России, утверждая, что в это время в стране была деспотия или даже восточная деспотия.
Большинство историков считает, что в течение столетия (с середины XVI до середины XVII вв.) важнейшие государственные вопросы решались только после одобрения Соборов, а потому о России этого периода можно говорить как о сословно-представительной монархии.В середине XVI в. в Русском государстве резко обострились классовые и внутриклассовые противоречия. Это привело к ряду восстаний: восстание в Москве в 1547 г., в Пскове и Устюге.
1. Одной из причин волнений в стране был все усиливающийся крепостной гнет основной массы населения – крестьянства. Феодалы не ограничиваются барщиной и натуральным оброком. Они облагают крестьян денежным оброком. Крестьяне ищут облегчения своей участи и нередко бегут на окраины, к новым владельцам.Прежние владельцы силой возвращают крестьян обратно, требуют отмены Юрьева дня.Напряжение нарастает и выливается в повсеместное крестьянское неповиновение своим господам – феодалам.
2. Светские и духовные феодалы создавали в городах белые слободы, свободные от налогов и городских сборов. Так как сами феодалы были освобождены от государственного тягла, то они зазывали к себе посадских людей, создавали так называемые «белые слободы», вызывая тем самым конкуренцию остальному посадскому люду, продолжавшему нести на себе податное тягло. Это приводило к непрекращающейся борьбе посада с феодалами.
3. Серьезные противоречия были и в среде самого господствующего класса. Нуждаясь в землях для обеспечения воинов-дворян, московские государи повели наступление на церковные земли и боярские владения, что вызвало недовольство и более того серьезное сопротивление церкви и крупного боярства.Итак, мы видим, что в стране налицо три линии конфликта:
1. крестьянство против феодалов,
2. посадское население против феодалов,
3. в среде самих феодалов конфликт между царем и дворянами, с одной стороны, и боярством, с другой стороны.
Стремясь консолидировать все слои феодалов, расширить социальную базу монархии, правительство пошло на созыв в 1549 году (под непосредственным воздействием восстаний середины века) Земского Собора. Он вошел в историю под названием «Собор примирения». Дворянство и верхушка посадских людей играли в то время большую роль! Они были оплотом царской власти в борьбе против мятежного крестьянства и родовитого боярства.
Именно возрастание роли дворянства и посада в условиях обострившейся борьбы определило образование сословно-представительной монархии! Власть на местах также передается из рук поместников и волостелей в руки выборных земских и губных учреждений.
Расширив в условиях обострения классовой борьбы свою социальную базу, царская власть тем самым укрепила себя. Но одновременно она же оказалась и ограниченной в своей политике решениями Собора.
16 вопрос: Государственный строй. Реформы Ивана IV.
В середине XVI века при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на централизацию, на укрепление государства. К ним относятся:1. Введение Земских Соборов;
2. Введение опричнины;3. Отмена кормлений, реформа местного управления, т.е. введение губных и земских изб;4. Реорганизация вооруженных сил;
Гос.строй.Главой государства с 1547 становится царь.
Принятие этого титула призвано было возвысить положение государя над бывшими удельными князьями. Иван Грозный был сторонником неограниченной власти царя. Но он вынужден был разделять власть с Боярской Думой и Земскими Соборами.
Боярская дума.В период сословно-представительной монархии значение Боярской думы стало падать. Иван Грозный начинает свои реформы по управлению государством с того, что пытается уменьшить всесилие Боярской думы. В 1549 году он учреждает Избранную Раду, т.е. Ближнюю Думу (в нее входили особо доверенные лица, назначенные царем).Этот орган на время оттеснил Боярскую Думу. Сильный удар по Боярской думе был нанесен в годы опричнины, когда многие бояре были казнены. Наиболее важные вопросы теперь рассматривали Земские Соборы. Но Боярская дума, однако, еще долгое время оставалась влиятельным органом.Ядро Боярской Думы составляла боярская аристократия, с которой царю.Со временем состав Думы численно возрастал .В ее состав были введены думные дворяне и дьяки.
В компетенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений – приказов и органов местного управления. Поэтому в ней решались дела особой трудности, которые по каким-то причинам не могли быть решены в приказах. По существу Боярская дума была совещательным органом при государе.
Земские Соборы.Земские Соборы собирались в наиболее важные для страны моменты. Первый Собор был созван в 1549 году (Собор примирения), а последний – в 1653 году.этот орган просуществовал более 100 лет. Каждое сословие земского собора заседало отдельно.
В своего рода «верхней палате» Собора вместе с царем заседали Освещенный Собор (высшее духовенство) и Боярская Дума. Они входили в Собор не по избранию, а по положению. «Нижнюю палату» составляли представители дворянства и посадских людей.
Выборы представителей от дворянства и посадских людей производились отдельно, что и характеризует сословный характер Земских Соборов. На места рассылались грамоты, в которых предлагалось прислать по одному или по два человека от дворян и от посадских людей.
Земские Соборы рассматривали важнейшие государственные вопросы:
1) Устанавливали формы правления
2) Избирали царей
3) Решали вопросы войны и мира
4) Принимали законы
5) Объявляли сбор чрезвычайных налогов со всего населения.
В первые годы его правления Земские Соборы заседали почти непрерывно.С 1653 года деятельность Соборов стала носить формальный характер. Собор 1653 года был последним Собором полного состава.
Решения Соборов нельзя было игнорировать, и не было случаев, чтобы царь пошел наперекор мнению Собора.На Земских Соборах обнаруживались те противоречия, которые имели место как внутри сословий, так и между сословиями. Борьба между сословиями и рознь внутри каждого из них создавали условия для роста независимости царской власти, у которой все искали защиты против своих врагов. Именно эта рознь способствовала тому, что царь перестал созывать Соборы. После 1653 года он проводил в нужных случаях совещания с представителями какого-либо одного из сословий.
Приказы. К середине 17 века уже существовало около 50 приказов. Приказы были подчинены царю и Боярской Думе. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих – дворянской бюрократии. Приказы можно разделить на З группы:
1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;
2) ведавшие определенными территориями;
3) приказы дворцового управления;
Надо отметить, что четкого разграничения в деятельности приказов не было, часто функции приказов совпадали.Военными делами занимались 9 приказов (Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский и т.д.). Несколько приказов занимались финансовыми вопросами: Приказ большой казны, Приказ большого прихода, Посольский приказ ведал иностранными делами. Большое значение имел Поместный приказ. Он решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведал учетом земельного фонда, раздачей земли дворянам. Полицейские функции осуществлял Разбойный приказ.
Имелись приказы с узкой компетенцией. Аптекарский приказ, приказ книгопечатного делаНеобходимо отметить, что приказы были не только органами управления, но почти все они осуществляли судебные функции. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ был для этих приписанных местностей судебным органом
Приказ Большого дворца (управлял дворцовым хозяйством), казенный приказ (ведал царской казной и хранением царских драгоценностей).
Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел (образован в 1654 году). Он был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов, выполнял особые царские поручения.следует отметить, что приказы были бюрократическими учреждениями, в них процветала волокита, взяточничество. Серьезным недостатком было также нечеткое разделение функций приказов.
Реформа местного управления. Для сословно-представительной монархии характерно широкое развитие местного самоуправления. На местах произошла передача управления из рук наместников и волостелей в руки дворянства и посадских людей. Существовавшая ранее система кормления была постепенно отменена и заменена органами губного и земского самоуправления.
Еще в конце XV века в ответ на жалобы дворянства, что наместники не справляются с «лихими людьми», на местах начали создавать губные избы. Это были первоначально карательные органы, которые занимались борьбой с разбойниками, убийцами, ведали сыском беглых крестьян. Позднее на них были возложены и управленческие функции: сбор податей, перепись населения, контроль за питейными заведениями. В первое время губные избы действовали параллельно с органами кормления. Система кормления была отменена в1556 году!Губные избы занимались теперь всеми делами местного управления. Термин «губа» не имеет четкого объяснения. Он понимается как округ, определенная административная единица, в которой создана губная изба.
Во главе губных изб стояли губные старосты, избираемые из дворян. Губные грамоты, которые составлялись от имени царя, требовали, чтобы губные старосты были состоятельными и были грамотными. Губные старосты избирались из дворян. Их помощники - целовальники избирались из посадских людей.
Кроме губной реформы в середине XVI века была проведена земская реформа. Согласно этой реформе были созданы земские избы – органы земского самоуправления. Они выбирались из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. Их компетенция распространялась только на посадских и черносошных крестьян, бояре и дворяне не были в их компетенции. Первоначально земские избы занимались в основном финансовыми вопросами. Позже в их компетенцию вошли и другие вопросы управления (контроль за промыслами, торговлей, исполнение полицейских функций).
Земские избы состояли из «излюбленных голов» (позднее старост) и выборных «лутчих» людей.
При земской избе был земский дьяк.Порядок организации и компетенцию земских органов управления определяли земские уставные грамоты, которые издавал царь.
Грамоты предписывали, что избрание земских старост – не только право населения, но и обязанность. Избранные старосты утверждались царской грамотой. Грамоты угрожали наказанием тем, кто будет пользоваться властью в своих корыстных целях.
За предоставление самоуправления население должно было платить в казну так называемый «кормленый откуп» - своего рода налог за самоуправление.
В пограничных уездах самоуправление не вводилось, там хозяйничали управители- воеводы. В отличие от наместников они получали жалованье, им запрещено было брать поборы с населения.
Военная реформа.В правление Ивана Грозного много было сделано по укреплению вооруженных сил страны. Главную роль по-прежнему играла дворянская конница. После принятии в 1556 году Уложения о службе вотчинники обязаны были нести службу наравне с дворянами. Кроме личного участия и те, и другие должны были выставлять с каждых 150 десятин земли одного вооруженного конного человека.
В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско.Стрельцы вербовались из посадского населения и вольных охочих людей всякого чина. Они были единообразно одеты и вооружены, время от времени проходили военное обучение.В начале XVII века начали создаваться «полки нового строя» (рейтарские, драгунские). Они были постоянными, регулярно пополняемыми. Комплектовались они из вольных и даточных людей (с 20-25 дворов крестьянских брали понабору принудительному 1 человека).
Стрельцы набирались из вольных людей, они получали казенное оружие и хлебное жалование.
Стрельцы, казаки, пушкари, драгуны – все это служилые люди «по прибору». Служилые люди «по отечеству» – это бояре и дворяне.
Реформа системы финансов.Реорганизация вооруженных сил, а также создание чиновничье- бюрократического аппарата централизованного государства потребовали усиления налового бремени. В конце XVI века было проведено повсеместное описание земель. Составленные писцовые книги определяли число облагаемых единиц, т.е. сох. В «соху» входило разное количество земли в зависимости от качества. Уверждается новая единица налогового обложения - соха.В XVII веке вводится целый ряд новых прямых и косвенных налогов: пищальное (на приобретение оружия), стрелецкий «корм», кабацкий и т.д.
Церковь.В рассматриваемый период продолжалась борьба церкви с государством за политическую власть. В 1589 году в России было учреждено патриаршество (московский митрополит был возведен в сан патриарха, по своему сану он стал равен константинопольскому патриарху). Учреждение патриаршества усилило притязание церкви на верховную власть в стране. Но цари ревниво оберегали свою власть от вмешательства церкви.
Последняя попытка поставить власть патриарха выше царской власти была предпринята патриархом Никоном. В середине XVII века Никон провел церковные реформы с целью унифицировать церковные книги и обряды (это было необходимо сделать после присоединения Украины к России). Не все с этим согласились. В церкви произошел раскол. Царь поддержал реформы Никона, а Никон, воспользовавшись этой поддержкой, пытался поставить власть патриарха выше царской. За это он был смещен царем, лишен сана и отправлен в ссылку.
Вселенский Собор патриархов в 1666 году принял решение, по которому царь не вмешивался в дела церкви и не мог судить священников (кроме случаев душегубства и (разбоя). Так конфликт церковной и светской власти закончился признанием независимости каждой из них и разграничением компетенции.
17 Общественный строй государства во время сословно-представительной монархии
Господствующий класс - класс феодалов. Основными группами класса были боярство и дворянство, между кот во 2половине 16 в. развернулась драматическая борьба за власть, землю и за крестьян. Боярство состояло из 2-х групп:1. бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии.2. крупные и средние бояре. Все боярство настаивало на сохранении местничества. Местничество – это система, при которой должности занимают в зависимости от знатности происхождения. Опричнина сильно подорвала господство феодальной аристократии.Разорившиеся бояре нередко обращались к царю с просьбой дать им поместье, обязываясь за него служить наравне с дворянами. «Порода», знатность уступали место чину, жалуемому государем. Стало чином и боярство. Боярином мог стать и человек незнатного происхождения, если получал это звание от царя.Ведущая сила - дворянство. (выделялись московские дворяне.)Дворяне делились в зависимости от служебной годности на: 1) выборных (ядро войска), 2) городовых (гарнизонная служба), 3)дворовых(находились при дворе). Феодалы были освобождены от платежа податей и несения повинностей. Честь феодалов охранялась повышенными наказаниями. В конце 16века происходит сближение правового положения дворян и бояр. Уложение о службе 1556 г.уравняло службу с вотчин и поместий: каждый землевладелец обязан был выставлять со 150 десятин земли одного воина на коне. Итак, исчезают различия между дворянами и боярами, растет сословная обособленность феодалов. Крестьяне: черносошных (государственных) , владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих и т.д.). Черносошные платили повышенные по сравнению с владельческими крестьянами подати в пользу феодального государства, выполняли различные повинности (дорожную, подводную и т.д), были прикреплены к сельской общине без права перехода. Владельческие крестьяне кроме общегосударственных податей платили феодалам оброк, обрабатывали их поля (барщина) и несли др. повинности. Усиление эксплуатации крестьян вело к их массовому бегству на юг. Между различными группами феодалов разгорается острая борьба за крестьян. Дворяне были заинтересованы в прекращении выхода и вывоза крестьян, в их полном закрепощении. ( достигли в Соборном Уложении 1649 ).Полному запрету предшествовал ряд мероприятий, проводимых с целью затруднить переход крестьян.( Судебник 1550 года увеличил размер пожилого, который крестьянин обязан был заплатить, прежде чем он мог покинуть своего феодала и перейти к другому.) Это побудило правительство объявить в 1581 «заповедные лета», в течение которых переход крестьянина от одного феодала к другому был запрещен.В 80-90 составлены писцовые книги, кот. стали основанием закрепощения крестьянства.В 1597 установлен 5-ти летний срок давности («урочные лета») на иски о беглых крестьянах. В 1607 срок увеличен до 15 лет. В 1649 году Соборное Уложение отменило «урочные лета». Сыск стал бессрочным. Таким образом, крестьян не только прикрепили к земле, но и к личности владельца, они стали его собственностью. Холопы.Большое распространение получило кабальное холопство. Кабала - письменное долговое обязательство.должник обязан либо выплачивать проценты, либо погашать их службой.Отдать долг невозможно. Кабальные люди -разновидностьхолопов.В 1597 Уложение о холопах, по которому кабальным холопам запрещалось уходить от хозяина даже после уплаты долга. ( после смерти владельца кабалы холоп подлежал освобождению, долг аннулировался.) Полное холопство постепенно отмирает, холопы начинают сближаться с крестьянством. Посадские люди.городское население кот. включало: гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и белые слободы. делились на 3 группы: 1) большие(верхушка посада) 2) средние 3) молодшие. Основную массу посадского населения составляли ремесленники, мелкие торговцы и другие. несли посадское тягло, различные повинности, платили таможенные и др. пошлины.Входили и служилые люди«по прибору»: стрельцы, пушкари, казаки. Они были освобождены от платежа податей и от посадского тягла.Духовные и светские феодалы (беломестцы). Они не платили податей, не несли тягло. По Соборному Уложению люди, входившие в состав посадской общины, могли владеть дворами и лавками, заниматься торговлей и промыслами. Исключение делалось только для низших разрядов служилых людей. Им разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой податей за свои промыслы. Соборное Уложение 1649 года вместе с тем запретило переход из посада в посад, прикрепив, таким образом, посадских людей к месту их жительства.
18 вопрос: Источники русского феодального права
были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.Создаются новые сложные формы законодательства: общерусские кодексы — судебники, Соборное Уложение, (уставные) книги,в кот. систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст , акты, закрепляющие собственность на землю, и др. Классификация грамот, издаваемых московскими государями включает следующие их виды: жалованные, уставные,судные, таможенные. 1. Жалованными грамотами верховная власть предоставляла льготы и привилегии физическим и юридическим .Каждая жалованная грамота содержала исключительные права и была частичным законом.
По предмету пожалования подразделялись на вотчинные,жалованные, льготные (иммунитетные), делившиеся на обельные (освобождающие от податей и повинностей) и несудимые (освобождающие от суда местных властей). Грамоты, предоставлявшие полное освобождение от общих «тягостей суда и дани» назывались тарханными. Лицам,аходившимся под особой княжеской защитой выдавались охранительные или заповедные грамоты.В вотчинных грамотах говорилось о размерах, характере земли и угодий, пожалованных данному лицу. В льготных — указывались финансовые и судебные привилегии и изъятия. В охранительных — перечислялись последствия, которые повлечет нарушение защищаемых прав данного лица.Ограничение иммунитетов, отразилось в положении Судебника 1550 г. о запрете выдавать тарханные грамоты и об изъятии ранее выданных грамот (ст. 43). особо образованный Сыскной приказ осуществлял общий пересмотр выданных жалованных грамот, Стоглавый Собор (1551) запретил выдачу «несудимых грамот» духовенству. унифицированы условия выдачи, содержание и объем прав, заключенных в вотчинных грамотах — из частных актов они превращались в общую нормативную форму уже в начале XVII в.
2. Уставные грамоты определяли порядок местного управления,подробно его регламентируя. давались населению отдельных территорий, жаловались ему для защиты его прав от беззакония наместников и волостелей.В них содержались указания об организации местного управления, о мерах обеспечения прав населения, о нормах и т.п. Уставные грамоты выдавались местностям, где (наместники и волостели) были заменены выборными от населения старостами и головами. грамоты подразделялись на уставные земские и уставные губные, они явл правовой базой для деятельности земских и губных изб. Земскими грамотами устанавливались размер и порядок раскладки оброка (платы за введение самоуправления) сроки и места его сбора,порядок доставки собранных денег в Москву. определялся ряд мер полицейского, уголовного и гражданско-правового характера, а также процессуальные процедуры, которые оказали заметное влияние на последующее развитие права в Судебнике 1550 г. и Соборном Уложении 1649 г. Устанавливался порядок надзора за проезжими и приезжими людьми, порядок проведения «обыска лихих людей», их поимки, суда и казни, определялись размеры судебных пошлин, порядок взаимодействия губных судов с судами наместников и волостелей и центральными судами.
3. Судные грамоты : постановления о судоустройстве и судопроизводстве, нормы гражданского и уголовного права. Они давались отдельным местностям и были там основным источником процессуального права.
4. Таможенные грамоты определяли порядок таможенно-финансового управления и регламентировали деятельность как внешних, так и внутренних таможен, собиравших таможенные сборы. ( устанавливались размеры пошлин, местности, предметы и лица).