Вопрос:Псковская судная грамота-крупный памятник русского права периода феодальной раздробленности.
Первое время на территории Новгородской и Псковской земли главными источниками права были обычаи и «Русская правда». Затем в качестве источника права важное место стало занимать вечевое законодательство, договоры с князьями, княжеские уставы (устав князя Всеволода). Все это нуждалось в кодификации, ее результатом и явилась Псковская судная грамота.
Единственный список Псковской судной грамоты обнаружен в XIX веке в Одессе в библиотеке князя Воронцова. Эта грамота состоит из 120 статей. Статьи эти найдены в старейших рукописях. Важное место занимает в ней гражданское право (63 статьи составляют нормы гражданского права). Право собственности знает уже деление вещей на движимые и недвижимые («живот» и «отчина»).
К недвижимым относились земли, рыболовные участки. Кроме наследственной вотчины упоминается уже и пожизненное феодальное владение, которое давалось за службу, т.е. на время службы, («кормля»). Продажа «кормли» запрещалась. «Кормля» давалась также пережившему супругу (до его смерти или заключении нового брака (ст. 88, 89)).
По сравнению с «Русской правдой» Псковская судная грамота знает более развитую систему обязательственного права. Известны 3 способа заключения договоров: устный, «запись» и «доска». «Запись» - документ, передаваемый на хранение в собор и официально заверенный. «Доска» - частная расписка на бересте.
Договор купли – продажи недвижимого заключался только в письменном виде. Порядок заключения договоров для всех одинаков, т.е. зависимые крестьяне могли вступать в сделки и судиться со своим господином!
Договор дарения мог быть заключен и в устной и в письменной форме, но обязательно в присутствии свидетелей.
Залог. В грамоте четкое различие между залогом движимого и недвижимого имущества. При залоге движимого заложенная вещь передавалась заимодавцу до уплаты долга. Недвижимость не переходила во владение, давался лишь соответствующий документ.
Договор займа. На сумму свыше 1 руб. заключался в письменной форме. Несколько статей говорят о том, что была развита система ростовщичества, т.е. за просрочку взымались проценты.
Договор поклажи (хранение имущества), найма имущества (складских помещений и т.д.) признавался действительным в случае письменного оформления («записи»). Ссылка на «доски» (записи на бересте) во внимание не принимались.
Договор личного найма – договор между хозяевами и наемными работниками (наймитами) получил широкое распространение.
11 вопрос:Предпосылки образования русского централизованного государства.Историчесские особенности централизации руси.
К концу XV века в Западной Европе сложились централизованные государства: Англия, Франция, Испания. В это же время русские земли тоже объединяются в единое государство. В основе процесса объединения и на Западе и у нас были: дальнейший подъём производительных сил, рост общественного разделения труда, развитие ремесла, усиление рыночных связей внутри страны.
На Руси этот процесс имел и ряд особенностей.
1). В результате монголо-татарского нашествия Русь отстала в своем развитии по сравнению со странами Западной Европы. И если на Западе этот процесс сопровождался зарождением и распространением капиталистических отношений, то в России к этому времени ещё не сложился национальный рынок, не приходится говорить и о капиталистических отношениях: в России в это время не было ещё никаких мануфактур.
2). Наличие монголо-татарского ига, в свою очередь, способствовало пробуждению национального сознания, способствовало консолидации русских людей, что помогало объединению земель в единое государство.
Предпосылки:
1) Монголо-татарское нашествие, как известно, нанесло тяжёлый урон хозяйству. Были разрушены и сожжены многие сёла и города, убиты тысячи земледельцев, много ремесленников было угнано в Золотую орду. Ханская дань тяжёлым бременем лежала на населении. Но русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения. Запустевшие и поросшие лесом земли снова расчищались и превращались в пашни. В земледелии опять стало применяться трёхполье.
2) Другой предпосылкой объединения было обострение социально-классовых противоречий. Подъём сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс. Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведён до конца. Эта задача могла быть решена только мощным, централизованным государством.
3) К объединению страны и усилению центральной государственной власти толкала также необходимость освобождения от ига монголо-татарских ханов и укрепление обороноспособности государства против внешних врагов.
Фактором ускорившим централизацию была именно внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего врага. Примечательно, что процесс государственной консолидации сделал возможным Куликовскую битву (1380 г.), с которой начинается освобождение Руси от монголо-татар. Когда же при Иване III (1480 г. - стояние на реке Угре) удалось собрать почти все русские земли, с монголо-татарским завоеванием было покончено. Русское централизованное государство сложилось вокруг Москвы.
12 вопрос:Гос строй в период складывания русского централизованного государства(14-16в)
Во главе Русского государства стоял великий князь, который, начиная с конца XV века, именовал себя «государем всея Руси». Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Удельные князья и бояре постепенно были превращены в подданных государя. Их иммунитеты сначала ограничивались, а затем были отменены.
Власть монарха была ограничена Боярской думой. Боярская дума выросла из совета при князе (существовал в Древнерусском государстве). Боярская дума была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически без одобрения Думы он не принимал никаких решений. Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов, господство в ней крупных феодалов является характерной особенностью раннефеодальной монархии.
Феодальные съезды созывались лишь на раннем этапе становления централизованного государства. Позже они исчезли из политической жизни Русского государства.
Как система, приказное управление оформилось только во 2 половине XVI века. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ.
Дворцовые ведомства «пути» (конюший, стольничий, сокольничий и т.д.), которые обслуживали раньше нужды князя, его семьи также претерпевают изменения. Так, Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, обслуживающий теперь не только личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. Определилась субординация Большого Дворца и дворцовых ведомств: Большой Дворец стал центральным учреждением, которому подчинялись «путные» ведомства. Он также ведал назначением наместников, волостелей, разрабатывал тексты документов, определявших права органов местного управления.
В начале XVI века функционировало уже 10 приказов. Разрядный приказ управлял военной службой. Посольский ведал внешнеполитическими делами, Ямской приказ - почтовой службой. Позже система приказов охватила все отрасли государственного управления и окончательно вытеснила прежнюю систему.
Местные органы управления.
Территория Русского государства делилась на уезды (наиболее крупные административно-территориальные единицы), уезды - на станы, станы - на волости. Впрочем, чёткости в делении ещё не было, наряду с уездами сохранились ещё и земли, военные округа. Во главе этих административных единиц стояли должностные лица, посылаемые из центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Все они содержались за счёт местного населения, получали от него «корм». Назначались они на год – два. Все их интересы были сосредоточены на личном обогащении. Собирая подати, различные пошлины, осуществляя суд за наиболее тяжёлые преступления, они постоянно злоупотребляли своим положением.
Появились губные и земские избы. Губные избы выполняли полицейско-судебные функции - (борьба с «лихими» людьми, беглыми крестьянами). Земские избы - занимались финансовыми делами, сбором налогов. И губные, и земские избы были выборными органами. Губные избы возглавлялись дворянами, а земские избы выбирались тягловым населением посадов.
Все города были изъяты из ведения удельных князей и перешли под власть великого князя. В города центральная власть назначала городовых приказчиков, т.е. своего рода военных комендантов. Они обязаны были следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной.
Судебные органы. Как и ранее судебных органов всё ещё не существовало. Суд не был отделён от администрации. Судебные функции выполняли великий князь, Боярская дума, приказы, наместники, волостели. Сохранялась и вотчинная юстиция. Продолжал существовать церковный суд. С созданием губных изб многие уголовные дела были переданы им.
Новое в судебной системе:
1) Наметился уже суд центральный (великий князь, Боярская дума).
2) Суд наместников и волостелей проходит с участием «лутчих людей», т.е. ограничивается их самоуправство.
3) Уголовные дела передаются губным избам.
Вооружённые силы к концу XV века были реорганизованы. Новым было появление дворянской конницы. Дворянские полки были надёжной опорой великокняжеской власти. Возросло значение княжеского дворцового войска. В случае необходимости созывалось, как и прежде, ополчение. Но теперь порядок его созыва был урегулирован. С каждой «сохи» (единица обложения) требовалось выставить определённое число «посошных» ратных людей с оружием и припасами.