Понятие, предмет и особенности прокнадзора за исполнением законов органами, осуществляющими орд.

Надзор за орд- вид надзорной деятельности, которую осуществляет Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры, которая направлена на соблюдение прав и свобод, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение законности решений, принимаемых органами, осуществляющими орд.

Ст. 29 закона о прокуратуре предусматривает, что предметом надзора в рассматриваемой сфере является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими орд.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) соответствующие органы издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Им предоставлено также право на ведомственном и межведомственном уровнях регулировать перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд и другие вопросы, многие из которых отражены в закрытых актах. Соответствие законам таких правовых актов необходимо также относить к предмету надзора.

Организация оперативно-розыскных мероприятий как разновидность управленческого труда не входит в предмет надзора. Прокурору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в ОРД приемов и методов, если они не приводят к нарушениям установленных законом требований.

Законодатель предусматривает определенные ограничения при осуществлении надзора. Так, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД).

Закон устанавливает, что рассматриваемые органы для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы (ч. 1 ст. 10), которые представляют определенный объем сведений: о лицах; фактах и событиях; предметах и вещах, систематизируемых в автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых системах, картотеках, фото-, кино-, видеотеках, коллекциях и следотеках. Организация информационных систем, порядок их ведения и использования определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, и не должны входить в предмет прокурорского надзора. Также не входит в предмет прокурорского надзора порядок применения технических средств в ОРД. Но прокурор должен убедиться, что использование технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий не причиняет вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Это требование вытекает из ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД.

Прокурором также проверяется, имеет ли место нанесение ущерба жизни и здоровью людей, причинение вреда окружающей среде, поскольку Закон об ОРД (ч. 9 ст. 5) обязывает его принимать соответствующие меры. Приказ Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" также предписывает уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание на недопустимость применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде.

В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего ОРД, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.

Особенности полномочий: в надзоре за орд полномочия используются прокурором тогда, когда возникает необходимость (жалобы, невыполнение указаний суда, следователя..). В надзоре за орд не наделен прокурор полномочиями по отмене решений. А в надзоре за дознанием и следствием, для сравнения, может отменить решение о возбуждении уголовного дела. !особенность в субъекте, осуществляющем надзор за орд. В ст. 21 Закона об ОРД указано, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Понятие "уполномоченный прокурор" предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор в рассматриваемой сфере. Указанное ограничение обусловлено, прежде всего, спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности, сведения о которых составляют государственную тайну.

В приказе Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 определено, что уполномоченные прокуроры назначаются заместителем Генпрокурора РФ - Главным военным прокурором, заместителями Генпрокурора РФ в федеральных округах, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур.

Специального подразделения по осуществлению надзора в рассматриваемой сфере в Генпрокуратуре РФ не имеется. Так, на прокуроров субъектов РФ возложены полномочия по надзору за исполнением законов территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять ОРД. В зависимости от структуры аппарата таких прокуратур надзор осуществляют работники управлений по надзору за расследованием преступлений, отделов по надзору за следствием, дознанием и ОРД, отделов по надзору за расследованием особо важных дел и ОРД или (и) работниками других подразделений. В отдельных прокуратурах созданы самостоятельные отделы по надзору за исполнением законов в рассматриваемой сфере. В городских и районных прокуратурах надзор осуществляет, как правило, лично прокурор либо уполномоченный прокурором субъекта РФ его заместитель или старший помощник (помощник).

При организации надзора требуется: 1) в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск уполномоченным прокурорам; 2) издать приказ, в котором определить прокуроров, уполномоченных осуществлять надзор за исполнением законов, и лиц, на которых возлагается ведение секретного делопроизводства; 3) в письменном виде проинформировать соответствующие оперативные органы об уполномоченных прокурорах и лицах, ведущих секретное делопроизводство; 4) распределить обязанности между уполномоченными прокурорами (когда в органе, подразделении их несколько); 5) обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку информации; 6) обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации.

Задачи надзора: В ч. 2 п. 4 приказа Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 установлено, что деятельность уполномоченных прокуроров в равной степени должна способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, так и выполнению задач ОРД: по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; по установлению имущества, подлежащего конфискации.

При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам, находящимся в их производстве, основываясь на положениях ст. 21 УПК, в каждом отдельном случае следует рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц (п. 7).

В соответствии с п. 8 приказа уполномоченным прокурорам предписывается в ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов в обязательном порядке проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).

Традиционно от прокуроров требуется, чтобы они, используя предоставленные им полномочия, пресекали нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении ОРД, принимали своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц и сотрудников к установленной законом ответственности. Прокурорам в случаях незаконного отказа от выполнения их требований при наличии оснований предписывается принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Кроме того, руководители прокуратур должны обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах ОРД.

25. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие.

Для справки: В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся: а) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД; б) органы ФССП России; в) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; г) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Законом об ОРД полномочиями по осуществлению ОРД наделены органы ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: а) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; б) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных выше, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; в) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Статья 40 Кодекса возлагает на органы дознания: а) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном гл. 32 УПК; б) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК; осуществление иных предусмотренных УПК полномочий.

В то же время следует учитывать, что УПК содержит прямой запрет на возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводит или проводило по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. И его нарушение является безусловным основанием для признания факта, что дознание проведено неуполномоченным лицом.

Ст. 30: Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Отсылка идет к ст. 37 УПК «Полномочия прокурора».

Надзор за дознанием и предварительным следствием. Регламентируются ст. 37 УПК:

· требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

· давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

· давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

· истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;

· рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

· разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

· отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

· изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

· передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования ФОИВ и передавать его (их) следователю СК РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

· утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу

· утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

· возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

· По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Как видно из перечня, у прокурора присутствуют полномочия властного характера по самостоятельному устранению нарушений.

Надзорная деятельность прокурора в данной сфере завершается утверждением обвинительного заключения/акта.

Акты прокурорского реагирования:

  1. ОРД: протест, представление, постановление, требование
  2. Дознание/следствие – различные виды постановлений, согласие и утверждение.

Наши рекомендации