Предпосылки возникновения отрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Роль и правовое положение прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина.
С введением в действие Закона о прокуратуре в новой редакции от 17. 11. 1995 были принципиально изменены приоритеты прокурорского надзора: во главу всей прокурорской деятельности поставлены интересы защиты прав и свобод человека и гражданина, чему впервые за всю историю прокуратуры посвящена специальная глава Закона о прокуратуре.
В РФ существует достаточно разветвленная система субъектов правоохранительной и правозащитной деятельности, которые являются неотъемлемой частью организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Выделить универсальную иерархию субъектов рассматриваемого механизма вряд ли возможно, поскольку каждый субъект имеет свою специфику деятельности и собственную компетенцию в данной сфере, разный статус, между ними существуют различные субординационные отношения и т. д. Представляется правильным все субъекты механизма подразделить на 2 группы: 1) субъекты судебной охраны и защиты (федеральные суды и суды субъектов РФ) и 2) субъекты внесудебной охраны и защиты (Президент, Администрация Президента, Совет при Президенте по развитию гражданского общества и правам чел-ка, органы законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов, органы мсу, прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченные по правам чел-ка и ребенка в субъектах и др.). Согласно ст. 45 К РФ и ФЗ «О прокуратуре» защита прав и свобод человека и гражданина традиционно провозглашается одной из основных задач прокуратуры. Возложение на прокуратуру данного надзора создает с одной стороны, реальные гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, с другой – обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов гос власти, омсу, должностных лиц. Надзорная деятельность прокуратуры РФ за соблюдением прав и свобод человека и гражданина регламентируется помимо ФЗ «О прокуратуре РФ» (гл 2, ст. 26-28) рядом нормативных документов Генеральной прокуратуры РФ (Ефанова кажется, требует называть акты Генерального прокурора), в частности приказом Генерального прокурора РФ от 07. 12. 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Этим актом надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен как основное направление деятельности органов прокуратуры. И прокуроры обязаны осуществлять его независимо от поступления информации о нарушениях законности, используя для этого право участия в заседаниях законодательных, исполнительных органов гос власти и органов мсу, а также периодические проверки.
В последние годы органы прокуратуры активизировали свою деятельность, и прокуратура остается одним из немногих гос институтов, оттаивающих права и свободы человека и гражданина, интересы государства и принципы федерализма. Можно предложить ряд выводов и научно-практических рекомендаций по совершенствованию деятельности прокуратуры при осуществлении данного надзора: - уделять больше внимания профилактической направленности прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина. – прокурорам необходимо использовать устойчивые формы делового сотрудничества и взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами, общественными и правозащитными институтами, нередко располагающими собственной информацией о фактах нарушения прав и свобод.- важно обеспечить системный хар-р надзорной деят-ти прокуроров и исключить рейдовый и эпизодический хар-р их работы. – прокурорский надзор следует сочетать с мероприятиями по правовому просвещению граждан и оказанию им реальной помощи по охране и защите их прав (консультации, беседы, лекции, информирование…).- материал взят из научно-практического журнала «Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ №4 2013г. статья «Прокуратура в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гр-на в РФ», Киричек Е. В.
Понятие, предмет, пределы и цели прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Соотношение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с другими отраслями прокурорского надзора.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – вид надзорной деятельности, который осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры и направленный на соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами…..(все, что перечислено выше) – ст. 26 ФЗ.
Приказом Генерального прокурора РФ от 07. 12. 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен как основное направление деятельности органов прокуратуры. И прокуроры обязаны осуществлять его независимо от поступления информации о нарушениях законности, используя для этого право участия в заседаниях законодательных, исполнительных органов гос власти и органов мсу, а также периодические проверки. Объектом прокурорской защиты выступает, по сути, перечень прав человека и гражданина, реализация которых затрагивает все стороны общественной жизни. Поэтому прокурор обязан принимать все предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Вместе с тем особое внимание необходимо уделять вопросам соблюдения прав, свобод и интересов граждан, которые в силу состояния здоровья, возраста и иных причин не могут в полной мере их отстаивать: инвалиды, пенсионеры, малообеспеченные, многодетные, несовершеннолетние и т. д. Пределы надзора в рассматриваемой сфере охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, установленных К РФ.
Пределы:
- неподмена иных ГО и ДЛ, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
- невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
При осуществлении прокурорского надзора не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность предприятий и организаций и вовлечения органов прокуратуры в хозяйственные споры между коммерческими структурами. Исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан. Не допускать использования полномочий прокуроров для создания препятствий правомерной предпринимательской деятельности участников экономических отношений.
Согласно п.2 ст. 26 ФЗ О прокуратуре органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Надзорные мероприятия в первую очередь должны проводиться в отношении контролирующих органов, которые обладают обширным правозащитным материалом, позволяющим непосредственно обеспечивать защиту прав и свобод заинтересованных лиц. Прокурору также необходимо опираться в своей деятельности на возможности контролирующих органов в части выявления и устранения нарушений прав и свобод. В сферу надзора входит соблюдение прав и свобод граждан РФ, - граждан, имеющих двойное гр-во; - иностранных граждан и лиц без гр-ва. Названные категории лиц отличаются объемом предоставленных им прав и свобод. В полной мере ими пользуются гр-не РФ. Иностранные гр-не и лица без гр-ва пользуются правами с свободами наравне с российскими гражданами за исключением некоторых видов прав, которыми могут пользоваться только гр-не России (право избирать и быть избранными в органы публичной власти, право поступления на госслужбу…).
Как было указано закон о прокуратуре не содержит применительно к рассматриваемой сфере обязательного требования о наличии информации о нарушении закона как основании проведения проверки. Вместе с тем обращения гр-н, как правило, выступают основным источником сведений, инициирующим надзорную деятельность прокурора. В качестве повода для проверок рекомендовано рассматривать материалы уголовных дел, гражданских, арбитражных и административных, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также др материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. Всю поступившую в прокуратуру информацию о правонарушениях необходимо регулярно (ежемесячно, ежеквартально) анализировать. По результатам составляются справки, в которых информацию о нарушениях подразделяют по определенным направлениям:
а) типичные нарушения прав граждан; б) законность правовых актов; в) перечень поднадзорных объектов, где наиболее часто нарушаются права граждан; г) социальные группы и слои населения, права которых не соблюдаются. Исходя из оценки ситуации прокурор определяет, где, как и кому изучать те или иные материалы и документы, представляющие интерес для выяснения правовых вопросов.
В настоящее время приоритетное значение придается защите закрепленной в Конституции РФ трудовых, жилищных, политических прав и свобод человека и гражданина, права на социальное обеспечение, неприкосновенность частной жизни и др. В зависимости от изменения обстановки приоритеты могут меняться.
Особенностью организации надзора является необходимость широкого внедрения в деятельность прокуроров принципа гласности: гражданам, общественным организациям, СМИ должна предоставляться возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Информация должна регулярно предоставляться органам публичной власти, а также населению (п. 19 приказа Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195). Если в других отраслях прокурорского надзора известная закрытость находящихся в производстве прокуратуры материалов в большинстве случаев оправдана, то рассматриваемая сфера фактически никаких оснований для ограничения принципа гласности не дает. Более того, прокурор заинтересован в том, чтобы результаты проверок приобретали широкую огласку: от этого существенно возрастает
профилактический эффект его работы. Реализация принципа гласности достигается привлечением к освещению результатов работы органов прокуратуры СМИ, проведением консультирования граждан и должностных лиц, докладами прокуроров в трудовых коллективах, участием в обсуждении коллегиальными органами актов прокурорского реагирования и др.