Проблемы и пути совершенствования организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Этот вопрос схож с 42.
Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора - повседневное, постоянное качественное совершенствование его характеристик на всех стадиях надзорного процесса, и в особенности всех элементов организации работы прокуратуры.
1) Необходимо обеспечить комплексный подход в борьбе с правонарушениями:
· комплексное, целенаправленное и активное применение всех предоставленных прокурору правовых средств
· координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прокурорского и всеми участниками деятельности прокуратуры.
· постоянное взаимодействие с органами государственной власти, с правоохранительными органами, органами исполнительной власти.
2) совершенствование управление надзорной деятельностью
· своевременное. оперативное корректирование надзорной деятельности
· улучшение анализа надзорной деятельности и своевременного доведения результатов анализа до нижестоящих прокуроров
· своевременное применение мер к устранению ошибок и упущений в результате, допущенных нижестоящими прокурорами.
· улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам -подготовка методических пособий писем, указаний, и обеспечение ими прокуроров
· совершенствование деятельности по распространению положительного опыта -контроль за внедрением в практику результаты новейших достижений науки и практики -развитие инициативы у нижестоящих прокуроров
3) совершенствование тактики и методики выявления нарушений законов и установление обстоятельств им, способствующих
· комплексное применение проверочных мероприятий
· применение различных приемов и методов, в том числе криминалистических, -активное привлечение к проверкам специалистов
· проведение проверок совместно с другими правоохранительными органами -проведение комплексных проверок.
4) совершенствование практики реагирования прокуроров на нарушение законов -совершенствование порядка внесения актов прокурорского надзора
· сочетание письменных и устных форм реагирования
· повышение остроты прокурорского реагирования
· совершенствования структуры и качества актов прокурорского реагирования
· усиление контроля со стороны прокуроров за реализации внесенных актов реагирования
· системный анализ практики реагирования
· совершенствование профессиональных навыков прокуроров
5) Совершенствование законодательства, регулирование организации и деятельности органов прокуратуры.
Чтобы прокуратура оставалась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с сохранением функции, предусмотренной конституцией РФ и ФЗ о прокуратуре.
Приоритетное значение приобретает международное сотрудничество прокуратуры с органами прокуратуры зарубежных стран, международными органами.
Повышение роли прокуратуры как надзорного правозащитного органа и => повышение
эффективности ее деятельности способствовали бы:
-повышение правового статуса прокуратуры и ее работников
-проведение в жизнь принципа независимости прокурорского надзора
-наделение прокуроров дополнительными полномочиями.
В этой связи высказалось мнение о необходимости включения в конституцию главы «прокуратура РФ», в которой изложены задачи. структура, прокуратуры, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначение на должность и освобождения от должности прокуроров, наделить генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный суд РФ и конституционный (уставные) суды субъектов.
В законе о прокуратуре рекомендуется наиболее обстоятельственно изложить структуру, органов прокуратуры полномочия прокуроров всех звеньев, кратко закрепление процедур, вопросы деятельности прокуратуры, более подробно регламентировать главу, в сфере координации. Возможно, необходимо восстановить ряд положений, которые ранее обладали прокуроры: -право выносить постановление о возбуждении дисциплинарного производства желательно закрепить, что принесение протеста прокурора на противоречие закону акт и обращение прокурора с заявлением в суд приостанавливает действие этого акта до рассмотрение протеста или заявления
Направления совершенствования законодательства о прокуратуре:
1) повышение статуса прокуратуры как централизованного, правозащитного органа, повышающих статус прокурорских работников
2) наделение прокуроров дополнительными правами необходимым им для выполнения своих функций
3) повышение обязанности исполнять закон, требования прокуроров, направленных на устранение и предупреждение нарушений законов, восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина
4) более обстоятельная детализация надзорных и иных действий прокуроров
5) усиление зашиты прокурорских работников от нежелательного воздействие, и посягательств заинтересованных лиц. криминальных элементов
6) обеспечение более тесных взаимосвязей прокуратуры с судебной властью При этом должно учитываться:
-задачи и параметры строительства демократического государства -исторический опыт России
-зарубежный опыт правоохранительной деятельности
-ориентация на эволюционное. постепенно совершенствование
Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры.
Становление прокуратуры в России связано с именем Петра I. Осуществляя реформу административного управления, Петр I в 1711 г. учреждает Правительствующий Сенат - основной задачей этого учреждения должно стать осуществление высшего надзора и распоряжения за всем государственным управлением. В связи с этим Петр I понимает, что необходим контроль за деятельностью Сената, и дает распоряжение о введении должности фискалов.
1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.
1864 – 1917 гг. – пореформенная прокуратура.
1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.
С 1991 г. – новая российская прокуратура.
Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уг. преследование в суде.
Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уг. преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных дознавателей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уг. преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).
Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уг. преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.
В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.