Коллизионное регулирование внешнеэкономических сделок. Обязательственный статус.
Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение, прекращение отношений производственной кооперации, обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), которые не носят бытовой характер.
ВЭС – это далеко не все сделки, регулируемые МЧП. Они представляют собой часть от целого понятия «сделка с иностранным элементом», к которому можно отнести любые сделки, включая бытовые, если стороны имеют разную национальность или место совершения сделки либо объект сделки находятся за границей. Необходимость выделения и исследования особого правового понятия «ВЭС» обусловлена спецификой национально-правового регулирования.
Национальное право России, стран СНГ, а также некоторых других государств, раннее входивших в социалистический лагерь, устанавливает определенные императивные предписания в отношении этих сделок. В качестве примера нормативных правовых актов РФ в этой области мы можем назвать: ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». «Об экспортном контроле». «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»; Приказ ГТК РФ «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах РФ».
Государство осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)преимущественно в области таможенного и валютного регулирования. Для осуществления внешнеэкономических операций нетребуется получатьспециальное разрешение. Однако в России все-таки действуют определенные формальности в отношении статистической отчетности, паспортов сделок, лицензирования и квотирования, учета участников ВЭД, обеспечения соответствия стандартам, сертификации, безопасности товаров, ввозимых на территорию РФ.
Международно-правовое регулирование международных коммерческих сделок выражается в довольно широкой унификации, осуществляемой самыми разными способами. Выработка в каждодневной практике профессиональных участников международного коммерческого оборота единых правил привела к появлению источников регулирования разной правовой природы, отличающихся по юридической силе.Среди наиболее распространенных назовем: Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г.; Инкотермс 2000; Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004; Унифицированные правила по документарным аккредитивам; Унифицированные правила по инкассо.
Строгое разделение вопросов формыи содержаниясделок с иностранным элементом является непременным условием правильного коллизионного и материального регулирования. По этим вопросам применяются коллизионные различные привязки, поэтому вполне может сложиться ситуация, когда форма сделки (устная или письменная – простая/нотариальная) будет регулироваться правом одного государства, а содержание сделки, права и обязанности сторон, так называемый обязательственный статус сделки будут регулироваться правом другого государства. В частности, если сопоставить коллизионные нормы, регулирующие форму и содержание сделок, можно обнаружить, что они используют в привязках разные критерии. Форма сделки подчиняется праву места ее совершения.
К содержанию сделки применяется право страны, с которой она наиболее тесно связана.Под этим правом понимается право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, или принимает на себя основное обязательство.
Эти правила являются общими и применяются ко всем сделкам с иностранным элементом. В ряде случаев из этих общих правил сделаны исключения.В частности, в отношении формы коллизионные нормы ГК РФ предусматривают исключения в случае внешнеэкономических сделок: «форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское физическое или юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву».
Эти правила должны применяться независимо от того, где стороны совершили подобную сделку, если одной из сторон сделки является юридическое лицо из РФ либо физическое лицо, имеющее российское гражданство или проживающее в России. Эти нормы являются императивными, и обойти привязку к российскому праву в отношении формы внешнеэкономических сделок нельзя. Положения российского коллизионного права допускают автономию воли (выбор права сторонами сделки) в отношении прав и обязанностей сторон, но не допускают этого в случае формы сделки.
Требование ранее действовавшего в России права о простой письменной форме сделки было обусловлено оговоркой СССР к ст. 11 Венской конвенции. При ратификации Венской конвенции правительства СССР и ряда других государств заявили, что любое положение Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи или его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферта, акцепт или любое иное выражение намерения совершались не в письменной форме, неприменимо, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в соответствующих государствах. Данная оговорка продолжает действовать для России.
Международные договоры, в которых участвует РФ, также содержат коллизионные нормы о форме сделки. Коллизионные нормы международных договоров в основном исходят из места совершения сделки.
23 Договор международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров).
По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В международной коммерции этот вид договора наиболее часто встречается, и его международно-правовое регулирование характеризуется очень высокой степенью унификации. В качестве наиболее важных источников, получивших очень широкое распространение, можно назвать Венскую конвенцию 1980 г. о договорах международной купли-продажи товарови Инкотермс.
В настоящий момент в Венской конвенции участвуют 59 государств. Сфера применения Венской конвенции достаточно широка. Основное условие ее применения – нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. Венская конвенция не применяется к купле-продаже:товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии.
Основные вопросы, регулируемые Венской конвенцией:заключение договора; права и обязанности сторон (продавца и покупателя); ответственность.
Предложение заключить договор, адресованное определенному лицу, должно быть достаточно определенным и выражать намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта, а также должно содержать обозначение товара и его количество. Оферта не может быть отозвана, если в ней указывается определенный срок для акцепта либо адресат рассматривает оферту как безотзывную.
Наиболее важной обязанностью продавца является поставка товара надлежащего качества. Если в договоре качество не определено, то соответствие товара может быть определено по следующим критериям: товар не пригоден для тех целей, для которых он обычно используется, товар не пригоден для любой конкретной цели, товар не обладает качествами, представленного образца, товар не упакован обычным способом.
Основными обязанностями покупателя является принятие товара и уплата цены. Если цена не определена в договоре, то она определяется как цена, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогичные товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли.
Ответственность.Положения Конвенции об ответственности исходят из принципа полного возмещения убытков. Под убытками в Конвенции понимается реальный ущерб, который был причинен стороне неисполнением обязательств, в том числе и упущенная выгода. Кроме того, если сторона допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, то другая сторона имеет право на проценты с просроченной суммы без ущерба для любого требования о возмещении убытков. Сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием непреодолимой силы (форс-мажор).