Информационные технологии в работе органов внутренних дел.
В современных условиях "цифровой революции" именно информационные технологии становятся ключевым фактором трансформации и оптимизации деятельности любого федерального органа исполнительной власти, и Министерство внутренних дел Российской Федерации здесь не исключение. В рамках внедрения информационных технологий в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации создан Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД России, основными задачами которого являются вопросы совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, а также автоматизированных информационных систем, развития современных цифровых систем связи, противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, формирования и ведения информационных ресурсов, межведомственного информационного взаимодействия, реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации и другие. На сегодняшний день одной из приоритетных задач Департамента является создание единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, основой которого является единая информационно-телекоммуникационная система (ЕИТКС), в которую заложены основы ведомственной инфраструктуры и обеспечен базовый уровень технического оснащения подразделений органов внутренних дел. Важнейшим направлением деятельности Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России является активное участие, наряду с другими федеральными органами исполнительной власти, в процессе перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде. Всего по линии МВД России в Сводный реестр включено 48 услуг (функций), которые будут переведены в электронный вид в полном объеме. Но уже сегодня Министерство предоставляет в онлайн режиме пять первоочередных и наиболее востребованных услуг, а граждане могут обращаться в органы внутренних дел не только лично, по телефону или почте, но и через Интернет. Необходимо отметить, что популярность использования новых форм получения госуслуг неуклонно возрастает. Так, если в 2010 году посредством электронных сервисов записалось на технический осмотр транспортных средств 1 576 человек, то только за I полугодие 2011 года - 21 211, на регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним - 15 104 человека (в 2010 году - 405), на прием квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдачу водительских удостоверений – 10 350 человек (в 2010 году - 461), было представлено 384 249 сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения (в 2010 году - 194 101).
Другой крупный телекоммуникационный проект, в реализации которого Департамент принимает участие, - создание и развитие государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения. Необходимо отметить, за все время функционирования указанной системы было оформлено около 11 млн. заграничных паспортов нового поколения. При этом, отмечается ежегодный рост доверия и спроса среди граждан Российской Федерации именно на оформление заграничных паспортов нового поколения, в том числе и за счет увеличения срока действия заграничных паспортов нового поколения с пяти до десяти лет в 2010 году. Помимо этого, Министерство внутренних дел Российской Федерации принимает активное участие в создании и развитии других крупных государственных информационных систем - Система "112", ГЛОНАСС и АПК "Безопасный город".
10. Информационные технологии автоматизации экспертиз и исследований.
Понятием «судебная экспертиза» обозначается чрезвычайно широкий круг самых различных исследований, проводимых в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, чтобы выявить и познать скрытую суть явлений и вещей и дать им научное истолкование. По своей сущности экспертное познание есть разновидность познания конкретного факта. Оно основано на тех же принципах, что и любой другой вид познания в ходе расследования и судебного рассмотрения дела. Вместе с тем оно отличается не только своей процессуальной формой, но и, что не менее важно, средствами и методами. Особое место среди них сегодня заняли ИТ. Следствием этого явились, с одной стороны, определенная трансформация экспертного исследования как процесса познания, с другой – значительное расширение его возможностей, а также повышение научной обоснованности получаемых данных. И то, и другое имеет свои объективные предпосылки, определяется рядом закономерностей информатизации судебно-экспертных исследований, выработанных как в теории, так и в практике. В настоящее время разработаны и успешно применяются на практике методики экспертных исследований, основанные на использовании компьютерных программ. Несмотря на то, что каждая из большого числа используемых ныне методик экспертного исследования, основанных на использовании компьютеров, специфична и ориентирована на решение конкретной задачи при исследовании различных объектов, такие методики обладают рядом общих свойств.
Во-первых, в основе этих методик лежат такие кардинальные принципы правовой информатики, как принцип системной организованности объекта познания, количественных определенностей и использования математического аппарата, функциональный и алгоритмический подход к самому процессу познания и познаваемому объекту. Во-вторых, методологической предпосылкой, звеном, предшествующим формированию и применению любой конкретной методики исследования с использованием компьютеров, являются математическое моделирование объекта и разработка (или выбор) алгоритма процесса его познания. При этом под математическим моделированием в данном случае имеется в виду более широкий класс средств познания, чем класс средств, используемых при решении чисто математических задач. Здесь моделирование предполагает не только построение модели решения определенной задачи, но и создание модели объекта анализа, модели сравнительного анализа признаков и пр. Эти модели в значительной степени являются содержательными и строятся не математиками, а экспертами-почерковедами, судебными баллистами, трасологами и т.д., в зависимости от вида судебно-экспертного анализа. В-третьих, независимо от индивидуальных особенностей в структуре каждой из таких методик можно вычленить характерные для любой из них элементы, в частности, такие, как постановка задачи и определение цели исследования; расчленение общей задачи на частные подзадачи; определение конкретных средств и приемов их реализации; собственно практическая деятельность, состоящая из определенной совокупности трудовых операций; получение результата и его оценка; принятие решения. В-четвертых, ни одна методика, основанная на использовании компьютеров, не охватывает всего процесса решения экспертной задачи. Их использование, как правило, объективизирует и автоматизирует лишь ту или иную операцию (или группу операций), которая может относиться как к самому процессу познания, так и к оценке полученных результатов. Поэтому использование компьютерных технологий ни в коем случае не исключает использование качественного подхода к объекту познания.
11.Информационные технологии в работе таможенных органов.
Центральное место в общей проблеме модернизации таможенной системы занимает проблема оценки и, соответственно, повышения эффективности ее системы управления. Одна из ключевых причин, определяющих наличие проблемы - низкий уровень автоматизации процессов оперативного, оперативно-стратегического и стратегического управления деятельностью таможенных органов. К задачам оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов добавляются вопросы приведения их штатной численности в соответствии с целями, функциями, задачами и объемами деятельности. В настоящее время вопросы автоматизации частично решаются в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов. Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК РФ представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. Основным назначением ЕАИС таможенной службы РФ является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.
ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Развитие этой системы есть не что иное, как процесс поэтапной разработки и внедрения в отрасли новых информационных технологий, базирующихся на современном программно-техническом комплексе. ЕАИС таможенной службы России за время своего развития превратилась в уникальный инструмент реализации основных таможенных информационных технологий на всех уровнях - от таможенного поста до центрального аппарата ГТК РФ. Основанием для развития и модернизации ЕАИС явилась комплексная программа последовательного поэтапного процесса повышения роли таможенной политики России как экономического регулятора внешнеэкономической деятельности в 1993-1995 гг., утвержденная ГТК РФ 13 мая 1993 г. Основная цель создания ЕАИС заключается в совершенствовании существующих, а также в создании и развитии новых информационных автоматизированных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах. Внедрение компьютерной техники и программного обеспечения первой очереди ЕАИС осуществлялось, прежде всего, для решения проблем, возникающих в центральном аппарате ГТК РФ. Далее в таможенных органах был создан мощный технический потенциал, который позволил приступить к решению задач комплексной автоматизации. Вторая очередь ЕАИС является логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых платформах - программно-технической и технологической. Под новой программно-технической платформой, наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций, понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Unix, сетевые операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных ORACLE и системы проектирования, входящие в комплект ORACLE CASE.