Меры обеспечения, применяемые по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
Меры обеспечения производства по делам о НТП - деятельность уполномоченных должностных лиц ТО по применению установленных законодательством мер административного принуждения, которые предусмотрены нормами административного права, в целях пресечения АП и создания необходимых условий для ведения юрисдикционного производства, рассмотрения дел и их разрешения в соответствии с законом.
В свою очередь к МО, которые могут применять ТО РФ при возбуждении дел об АП, относятся:
1) Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об АП при невозможности его составления на месте выявления АП, если составление протокола является обязательным;
2) Административное задержание (ст. ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ) - кратковременное ограничение свободы физического лица. Может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об АП, исполнения постановления по делу об АП (производится должностными лицами таможенных органов РФ, непосредственно обнаружившими административное правонарушение);
3) Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ) – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов проводится в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов АП должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП.
4) Изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.10 - 27.11 КоАП РФ) Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых (составляется протокол об изъятии, либо делается соотв.запись в протоколе о доставлении, либо в протоколе о задержании)
5) Арест товаров, транспортных средств и иных вещей. (ст. 27.14 КоАП РФ) - арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами АП, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об АП, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. О случаях, не терпящих отлагательства, при которых данная мера обеспечения производства по делу может быть применена в отсутствие владельца арестованных вещей.
6.) Временный запрет деятельности (ст. ст. 27.16 - 27.17 КоАП РФ) применяется только при возбуждении дела по ст. 6.15 КоАП РФ ("Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ").
В соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ ("Привод") должностное лицо таможенного органа может при производстве использовать такую меру обеспечения производства, как привод физического лица в случаях, предусмотренных КоАП РФ. Следует отметить, что такая мера обеспечения применяется только на стадии рассмотрения и не применяется на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. При этом привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.