Характеристика методики расследования административных правонарушений, посягающих на установленный порядок уплаты таможенных платежей.
16.22 нарушение сроков уплаты там.платежей.
Данное правонарушение может быть выявлено должностными лицами таможенных органов как при осуществлении таможенного контроля при декларировании товаров, так и в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, а также в ходе производства по делам об АП, возбужденным по ст. 16.19 КоАП России.
При обнаружении признаков противоправного деяния на этапе таможенного контроля, таможенным органам до возбуждения дела об АП надлежит применять формы таможенного контроля, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, с целью сбора, фиксации и получения доказательств совершения правонарушения
В ходе административного расследования необходимо выполнить следующие процессуальные действия и мероприятия.
1. Для установления обстоятельств совершения административного правонарушения надлежит опросить лицо (законного представителя юридического лица), в отношении которого ведется производство по делу об АП, с разъяснением ему статьи 51 Конституции Российской Федерации, статьи 25.1 КоАП России, по следующим вопросам:
- по какому адресу зарегистрирован, по какому адресу проживает фактически, имеет ли постоянное либо временное местожительство в Российской Федерации (указать адреса, телефон);
- об условиях договоров (контрактов), на основании которых осуществлена поставка товара, его таможенное декларирование;
- об обстоятельствах декларирования товаров;
- о суммах таможенных пошлин, налогов подлежащих уплате;
- о сроках уплаты таможенных пошлин, налогов, на основании чего и кем они установлены;
- о причинах, повлекших неуплату таможенных пошлин, налогов в соответствующие сроки;
- о лицах, на которых возложен контроль за сроками уплаты таможенных пошлин, налогов;
- какие меры принимались руководством организации в целях обеспечения своевременной уплаты таможенных пошлин, налогов, чем подтверждается принятие таких мер, имеются ли разработанные технологии, схемы или иные внутренние документы, устанавливающие порядок контроля за своевременной уплатой таможенных пошлин, налогов;
- каким образом осуществляется контроль за сроками уплаты таможенных пошлин, налогов, используются ли при контроле электронные средства, календари, журналы иные средства, каковы способы контроля. Если данные средства, схемы не применяться, то почему;
- сознавал ли противоправный характер своих действий, предвидел ли его вредные последствия и желал ли наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично, или предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть;
- признает ли вину в совершении АП (в случае непризнания совершения правонарушения, подробно изложить в протоколе опроса его возражения);
- также задать иные вопросы исходя из данных показаний и обстоятельств конкретного дела.
2. Опросить в качестве свидетеля, с разъяснением ему статьи 51 Конституции Российской Федерации и ст.25.6 КоАП России должностное лицо таможенного органа, осуществляющего контроль за уплатой таможенных пошлин, налогов, об обстоятельствах совершенного правонарушения, о сроках уплаты таможенных пошлин, налогов, о нормах таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, устанавливающих обязанность и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.
3. Опросить в качестве свидетелей по делу об административном правонарушении должностных лиц организации (юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП), ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, об обстоятельствах совершения правонарушения, о причинах неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки, приобщив к делу должностные инструкции, трудовой договор, доверенность, иные документы. При опросе выяснить, каким образом осуществляется контроль за сроками уплаты таможенных пошлин, налогов, используются ли при контроле электронные средства, календари, журналы иные средства, каковы способы контроля, если данные средства, схемы не применяться, то почему.
4. Направить запрос в соответствующее функциональное подразделение о расчете суммы неуплаченных таможенных платежей (если они не получены до возбуждения дела). По результатам расчета, в случае если размер неуплаченных таможенных платежей составляет свыше 3 миллионов рублей, составить рапорт об обнаружении признаков преступления или передать информацию в отдел дознания в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях, утвержденной приказом ФТС России от 12.01.2007 № 23.
5. Приобщить к материалам дела необходимые документы о субъекте правонарушения и его законном представителе (учредительные, уставные, документы, свидетельствующие о регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговых органах, о присвоении ИНН, кода ОКПО, решения учредителей о назначении на должность руководителя, приказа о назначении на должность руководителя). При отсутствии таких документов в таможенном органе истребовать их в соответствии со статьей 26.10 КоАП России.
При привлечении к административной ответственности физического лица должны быть исследованы и приобщены к материалам дела заверенные копии документов, удостоверяющих его личность (паспорт - для установления возраста, гражданства, места жительства, регистрации, водительские права и т.п.), а также истребованы в порядке статьи 26.10 КоАП России сведения о месте его работы, имущественном положении, характеристике с места работы. В случае необходимости сведения должны быть истребованы у налоговой, миграционной службы, адресном бюро и других уполномоченных органов.
6. Установить имущественное и финансовое положение юридического лица (индивидуального предпринимателя), путем истребования сведений в порядке статьи 26.10 КоАП России:
- у налоговых органов - для определения представления лицом бухгалтерской отчетности, установления юридического и фактического адресов, получения анкетных данных на руководителей юридического лица, выписки из ЕГРЮЛ;
- у кредитных организаций (банки) - для установления наличия денежных средств на счетах привлекаемого к ответственности лица;
- у территориальных подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющую регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, БТИ - для установления наличия у лица в собственности недвижимого имущества.
7. Наличие либо отсутствие повторного совершения лицом однородного правонарушения, когда за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП России, не истек, устанавливается на всей территории Российской Федерации.
Сбор информации о лицах, совершивших АП, квалификации правонарушений, вынесенных решениях по делам об АП и сроках, предусмотренных ст. 4.6 КоАП России, целесообразно осуществлять с применением электронных комплексов программных средств, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 26.7 КоАП России указанные материалы являются доказательствами по делам об АП.
Информацию о привлечении лица к ответственности за административные правонарушения можно получить в комплексе программных средств «Административные правонарушения» (приказ ГТК России от 06.08.2002 № 846 «Об утверждении Инструкции о ведении электронных учетных документов по делам об административных правонарушениях»), а также при взаимодействии с оперативно-аналитическими подразделениями оперативных таможен и таможен, находящихся у них в подчинении, которые используют в работе комплекс программных средств «Правоохрана Поиск», входящий в автоматизированную информационную систему «Правоохрана» и содержащий необходимую часть информации по делам об административных правонарушениях, возбужденным таможенными органами на всей территории Российской Федерации..
8. В зависимости от конкретных обстоятельств дела в ходе расследования возможно проведение иных процессуальных действий, направленных на доказывание события АП и вины лица, его совершившего.
9. В ходе производства по делу в отношении юридического лица необходимо решить вопрос о возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц либо иных работников, по вине которых организацией совершено правонарушение.
10. По окончании расследования составляется протокол об АП, в котором помимо сведений, предусмотренных статьей 28.2 КоАП России, в обязательном порядке отражаются обнаруженные достаточные данные, указывающие на наличие события АП, а именно: место, время, способ совершения АП, приводятся доказательства, свидетельствующие о нарушении сроков уплаты таможенных платежей, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП, его виновности в совершении АП, объяснения свидетелей, полученные ответы на запросы и поручения, нормативные правовые акты, требования которых были нарушены, статья КоАП России, предусматривающая административную ответственность за данное АП, причины и условия совершения АП, а также указать приобщаемые к протоколу документы, в том числе объяснения лица.
11. Лица, привлекаемые к ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о дате составления протокола об АП для реализации их прав, установленных статьей 28.2 КоАП России, что отмечалось в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП России».
12. В соответствии со статьями 23.1, 23.8 и 28.8 КоАП России протокол об административном правонарушении должен быть направлен в течение трех суток с момента его составления должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела:
- при составлении протокола об административном правонарушении в отношении физического лица или должностного лица на таможенном посту – начальнику таможенного поста;
- при составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица на таможенном посту, а также в отношении любого лица подразделениями таможни – начальнику таможни либо заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности.
13. Составить рапорт либо докладную записку об окончании расследования по делу об АП и направлении протокола и материалов дела об АП на рассмотрение уполномоченному лицу.
Общая характеристика составов нарушений таможенных правил, устанавливающих ответственность за посягательства на условия помещения товаров под таможенные процедуры. Примеры.
Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с регулированием требований и условий пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами
ч.1 Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования
1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в несоблюдении условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений, за исключением без применения мер нетарифного регулирования.
Способом совершения данного правонарушения является заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представления недействительных документов.
2. Субъектом правонарушения является декларант, поскольку именно на него в соответствии со ст. 188 ТК ТС возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры. Таможенный представитель не является субъектом правонарушения по данной статье, так как обязанность выполнять установленные ограничения прямо возложена на другое лицо. С субъективной стороны данные правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины
Ч. 2 Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно
2. Объективную сторону по ч. 2 комментируемой статьи составляет пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, либо передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного орган
Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (ч. 2 ст. 153 ТК ТС). Ограничения, связанные с пользованием и распоряжением товарами установлены рядом статей раздела 6 части II ТК ТС (например, ст. ст. 241, 266, 279, 287 ТК ТС).
Например: Там. процедура переработки для внутреннего потребления:( ст. 266 тк тс)
1. Операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления включают:
1) переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;
2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку.
2. К операциям по переработке товаров не относятся:
1) операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке;
2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков;
3) выращивание деревьев и растений;
4) копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информац
Субъектом правонарушения является декларант, поскольку именно на него в соответствии со ст. 188 ТК ТС возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры
Ч.3 Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении
Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в бездействии - незавершении в установленные срокитам. процедуры, в отношении которого установлено требование о ее завершении.
НАПРИМЕР, при процедуре транзита перевозчик обязан представить в таможенный орган назначения транзитную декларацию, в отношении автомобильного транспорта - в течении 1 часа после прибытия в место доставки, в случае прибытия вне работы там. органов- в течение 2 часов после начала работы.
Субъекты: декларант, перевозчик
.Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 - 3 данной статьи рассматривают должностные лица таможенных органов, а также судьи (ст. 23.8 и ч. 2 ст. 23.1), а по ч. 4 - должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 28.3)