Возбуждение дела об административном правонарушении. Общая характеристика.
Представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта АП, а также определение подведомственности (подсудности). Основная цель этой стадии – это выявление правонарушения, фиксация его обстоятельств и сбор доказательств с тем, что бы в дальнейшем на основе этих материалов можно было рассмотреть дело и, при наличии оснований, привлечь виновное лицо к ответственности.
результаты этой стадии закрепляются в протоколе об административном правонарушении.
По общему правилу, он составляется незамедлительно, но не позднее, чем через 2 дня от момента обнаружения правонарушения. В таком случае срок этой стадии будет составлять месяц, или два месяца – если административное расследование было продлено. После составления протокола дело передается на рассмотрение. Поводы к возбуждению:
1) обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП, достаточных данных, указывающих на наличие события АП;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события АП
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события АП
4) фиксация АП в области дорожного движения или АП в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, соверш-го с исп-ем трансп-го средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в авт-ом режиме спец-ми техн-ми ср-ми, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или сред-ми фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содер-ся в сообщении или заявлении собственника (владельца) трансп. средства данных о том, что, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Дело об АП может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об АП , только при наличии хотя бы одного из поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события АП.
Дело об АП считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения АП
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об АП, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об АП или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об АП
4) вынесения определения о возбуждении дела об АП при необходимости проведения административного расследования,
В случае отказа в возбуждении дела об АП при наличии материалов, сообщений, заявлений должностным лицом выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об АП
11. Требования к оформлению процессуальных документов при возбуждении дела об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фио лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отнош кот возбуждено дело об АП; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие АП; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, нормативный акт, предусматривающие отв-ть за данное правонарушение; объяснение физ лица или законного представителя юр лица, в отнош кот возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
КоАП РФ образец бланка протокола об АП не установлен, ввиду чего при составлении данного процесс док-та используют бланк (форму), определенную ФТС России При составлении протокола об АП физ. лицу или законному представителю юр. лица, в отнош кот.возбуждено дело об АП, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусм КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физ. лицу или законному представителю юр. лица, в отношении кот.х возбуждено дело об АП,должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об АП. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, кот прилагаются к протоколу.
Протокол об АП подписывается ДЛ, его составившим, физ.лицом или законным представителем юр.лица, в отношении кот.возбуждено дело об АП. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физ лицу или законному представителю юр лица,в отношении кот. возбуждено дело об АП вручается под расписку копия протокола об АП
Протокол об АП составляется немедленно. В случае, если требуется доп-е выяснение обст-в дела либо данных о физ. лице или сведений о юр. лице, в отношении кот.возбуждается дело об АП протокол об АП составляется в течение 2 суток с момента выявления АП
Общая характеристика составов нарушений таможенных правил, устанавливающих ответственность за посягательства на порядок перемещения товаров через таможенную границу. Примеры.
Административные правонарушения в области таможенного дела в Таможенном союзе посягают на экономические интересы и безопасность гос-членов Таможенного союза, населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.
Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела, посягают на общественные отношения в сфере:
- порядка перемещения товаров и средств международной перевозки че-рез таможенную границу Таможенного союза;
- порядка их перемещения по единой таможенной территории Таможен-ного союза при нахождении под таможенным контролем;
- порядка таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
- применения мер таможенного контроля;
- правил установления и взимания таможенных платежей;
Субъектом правонарушения могут быть – физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица
Субъективная сторона – для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения порядка перемещения товаров, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.
Объект правонарушения – общественные отношения в сфере порядка перемещения товаров, транспортных средств или лиц через границу зоны таможенного контроля.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме действия или бездействия. Например:
Статья 16.4 КоАП РФ - недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации.
Субъектами правонарушения могут быть – физические лица (граждане), перемещающие иностранную валюту или валюту Российской Федерации через таможенную границу Таможенного союза, на которых в соответствии с законодательством Таможенного союза возложена обязанность декларирования по установленной форме иностранной валюты или валюты Российской Федерации.
Субъективная сторона – может выражаться в форме умысла или неосторожности.
Объект правонарушения – общ отношения порядок перемещения иностранной валюты или валюты Российской Федерации через таможенную границу Таможенного союза.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме бездействия и состоит в недекларировании либо недостоверном декларировании физическими лицами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг в документарной форме, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию.
Статья 16.5 КоАП РФ - нарушение режима зоны таможенного контроля.
Субъектом правонарушения могут быть – физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, нарушившие режим зоны таможенного контроля.
Субъективная сторона – для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения режима зоны таможенного контроля, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.
Объект правонарушения – порядок перемещения товаров, транспортных средств или лиц через границу зоны таможенного контроля.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме действия и состоит в перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.