Вопрос №111. Система безопасности Российской Федерации и средства ее обеспечения.
Система безопасности: органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в организации безопасности в соответствии с Законом, а также соответствующее законодательство.
Основные функции:
· выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности
· осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации
· создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности
· управление ими в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях
· осуществление мер по их восстановлению
· участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ
Общее руководство – Президент РФ, возглавляет Совет безопасности РФ (контролирует и координирует деятельность соответствующих государственных органов, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности)
Совет безопасности РФ(разделён на межведомственные комиссии)осуществляет подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы различных её видов, прогнозирование, предотвращение чрезвычайных ситуаций и т.п. Подготавливает Президенту РФ предложений о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения.
Правительство РФ обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку мероприятий по обеспечению безопасности подведомственными ему по соотв. вопросам федеральными органами исполнительной власти.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной властиобеспечивают реализацию федеральных программ защиты интересов объектов безопасности и т.п.
Силы обеспечения безопасности: федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов всех ветвей власти и их высших должностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска.
Средства обеспечения безопасности:
1. Особые правовые режимы жизнедеятельности населения территорий и объектов (режим чрезвычайного положения, военного положения, закрытых административно-территориальных образований)
· Чрезвычайное положение– особый правовой режим деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории РФ/ в её отдельных местностях, допускающий установленные Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. ЧП вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности грждаг или конституционному строю РФ + их устранение невозможно без применения чрезвычайных мер.
Вводится указом Президента РФ + незамедлительное сообщение обеим палатам Федерального Собрания. Указ передаётся на утверждение Совета Федерации РФ, в нём: основания для введения ЧП, обоснование необходимости введения, границы территории, силы и средства, государственные органы, срок действия.
Срок действия: на всей территории РФ – не более 30 суток, отдельные местности – не более 60 суток (может быть продлён указом Президента РФ, если не были достигнуты цели).
Комендант территории чрезвычайного положения назначается указом Президента РФ (издаёт приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, устанавливает время и срок действия комендантского часа и т.п.) + может быть создан объединённый оперативный штаб для координации действий (им также руководит комендант).
*Все войска и воинские подчинения передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президенту РФ.
· Военное положение (ч.2 ст. 87 Конституции РФ + ФКЗ «О военном положении») – особый правовой режим, вводимый на территории страны или в отдельных её местностях Президентом РФ в случае агрессии (угрозы агрессии) против РФ. Включает в себя комплекс разного рода мер, направленных на создания условий для отражения или предотвращения агрессии.
Общая/ частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, может вводиться в соответствии с ФЗ/ иными НПА.
В указе Президента о введении ВП должны быть определены те же моменты, что и в ЧП + указ передаётся на утверждение Совету Федерации, который должен рассмотреть его в течение 48 часов с момента получения. Если нет – указ прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, и о решении оповещается население.
*согласно ФКЗ «О ВП» следует уведомлять ООН и Совет Европы о введении ВП и его отмене.
· Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании»): установление контролируемых или запретных зон по границе или в пределах указанного образования, ограничения на въезд либо постоянное проживание граждан на его территории, ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией, ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности на этой территории. Решение о создании/ упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ (+устанавливает порядок обеспечения особого режима ЗАТО).
ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: установления административной подчиненности, границ, определения полномочий органов государственной власти субъектов федерации, обеспечения особого режима функционирования предприятий. Решения по этим вопросам – Правительство РФ.
2. Определённый государственный порядок и правила реализации некоторых особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государственной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и т.п.)
· Режим охраны государственной и служебной тайны (Закон РФ «О государственной тайне»).
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Профессиональная и служебная тайна:
ü сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ
ü сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства
ü служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна)
ü врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров и т.п.
ü коммерческая тайна
ü сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них
*лица, виновные в нарушении законодательства о профессиональной и служебной тайне, подлежат дисциплинарной, гражданско-правовой, административной ответственности
· Государственный порядок оборота оружия (ФЗ «Об оружии»)
ограничения на оборот гражданского и служебного оружия, обязательная сертификация и ведение Государственного кадастра гражданского и служебного оружия, строгие требования к лицензированию производства оружия, торговли им, его приобретения, коллекционирования, экспонирования, ввоза и вывоза и т.п.
Контроль – органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать соответствующие лицензии
· Государственный порядок выезда из Российской Федерации и въезда в неё (Конституция РФ, международные договоры, ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
Каждый может свободно выезжать за пределы РФ, гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в страну, не может быть лишён права на въезд в РФ, не может быть ограничен в праве на выезд в РФ иначе как по след. основаниям:
1. При допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесённым к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления с этими сведениями. По заключению Межведомственной комиссии по защите гос. тайны может быть продлён, но не более 10 лет.
2. Призван на военную службу/ направлен на альтернативную гражданскую службу – до окончания службы
3. Задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в кач-ве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда
4. Осужден за совершение преступления – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания
5. Уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами
6. Сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ – до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы.
Основные документы – паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Иностранные граждане могут въезжать/ выезжать при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ.
Апатриды – российская виза + действительные документы, выданные соотв. органами г-ва их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ.
· Паспортно-регистрационная система: государственный учет выдачи паспортов российским гражданам, регистрация владельца паспорта по месту жительства и месту пребывания, административная ответственность за нарушение правил паспортной системы.
Регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства.
· Разрешительно-лицензионная система – установленный гос. порядок, связанный с необходимостью получения физическими и юридическими лицами предварительного разрешения уполномоченных на то гос. органов исполнительной власти и их должностных лиц на приобретение предметов + осуществление потенциально опасных действий.
3. Специальные виды (не) государственной деятельности (оперативно-розыскная, частная детективная, охранная деятельность)
Оперативно-розыскная деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»)
Задачи: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления и т.п.
Оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, наблюдение и т.п.
Частная детективная и охранная деятельность (ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).
Граждане, осуществляющие данный вид деятельности, не вправе осуществлять к-л оперативно-розыскные действия, отнесенные Законом к исключительной компетенции органов дознания.
Услуги: сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, изучение рынка, выявление некредитоспособных партнёров, выяснение биографических и др. данных о гражданах (с их письм. согласия), поиск без вести пропавших.