Вопрос №96. Административное дело: понятие и виды административных споров.
Понятие «административное дело» шире понятия «административный спор», так как административное дело, возникающее из управленческих (административных) правоотношений, где одним из субъектов всегда является исполнительный орган публичной власти (государственной или муниципальной), может иметь место как при наличии административного спора (в случае административной жалобы или административного иска), так и при его отсутствии (привлечение судом правонарушителя к административной ответственности, административное судебное санкционирование и т.д.).
Данный вывод основан и на положениях Конституции Российской Федерации, содержащей понятие «административное дело» (ст. 126).
Административное дело возникает из управленческих (административных) правоотношений, где хотя бы один из субъектов является исполнительный орган публичной власти (администрация).
Административные дела бывают трех видов: нормотворческие, правоприменительные, юрисдикционные.
К административно-юрисдикционным делам относятся следующие дела:
1) о привлечении к административной ответственности;
2) о привлечении к дисциплинарной ответственности;
3) о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
4) по административным спорам субъектов публичной власти о компетенции;
5) по административным спорам о правомерности нормативных и ненормативных актов органов публичной власти по вопросам компетенции;
6) по спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по вопросам компетенции;
7) по спорам между субъектами Российской Федерации;
8) по спорам, возникающим в ходе проведения избирательной компании, референдума;
9) о взимании налогов, сборов, иных обязательных платежей, пеней и по иным налоговым спорам;
10) по спорам в области таможенного дела и таможенного регулирования и др.
Вопрос №97. Рассмотрение административных дел в административном порядке (внесудебном и досудебном): цели, задачи, порядок рассмотрения.
Под внесудебным рассмотрением следует понимать рассмотрение административного дела при отсутствии административного спора административно-юрисдикционным органом (например, дела об административном правонарушении) либо рассмотрение административного спора административно-юрисдикционным органом инициированного самим невластным субъектом (в этом случае у невластного субъекта был выбор между судебным и административным обжалованием). В любом случае внесудебное рассмотрение административного дела не исключает его дальнейшего рассмотрения в судебных органах.
Досудебное обжалование - обращение невластного субъекта с жалобой в административно-юрисдикционный орган как обязательную стадию, необходимую для дальнейшего обращения в судебные органы.
Основные цели административной реформы в России — это, во-первых, выработка эффективного механизма взаимодействия публичных органов исполнительной власти с невластными субъектами (гражданами, индивидуальными предпринимателями, предприятиями, учреждениями и другими институтами гражданского общества). Во-вторых, рассмотрение административных дел и жалоб специализированным административно-юрисдикционным органом (в установленные динамичные сроки) по четкой и простой административной процедуре с полным набором дополнительных гарантий для невластных субъектов.
Задачами административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел являются:
— создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);
— повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);
— разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа;
— создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел.