Вопрос №93. Субъекты административно-процессуального права.

Вопросы этих четырех билетов несколько раз дублируют друг друга, поэтому считаю целесообразным описать всё вместе цельным блоком.

Бахрах пишет, что некоторые авторы (Сорокин В.Д., Панова И.В.) считают, что АПП – самостоятельная отрасль системы национального права. Другие – что АПП есть подотрасль Административного права.

Далее Бахрах дерзко заявляет: «Ни с первым, ни со вторым мнением согласиться нельзя». Объясняет он это тем, что в настоящее время АПП – всего лишь большая группа норм, которым не хватает систематизации и упорядоченности. Нельзя говорить о сложившихся в ее рамках институтах, наличие которых обязательно для самостоятельной отрасли и хотя бы подотрасли. Тем не менее в будущем АПП может быть систематизировано и кодифицировано наподобие других отраслей российского законодательства. Соответственно, тогда АПП и станет самостоятельной отраслью права по Бахраху.

Однако нам сдавать Пановой, поэтому будем считать, что АПП - это всё-таки отрасль J

Определение, например, такое: Административно-процессуальное право – отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие и складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел в сфере государственного управления.

Отсюда предмет АПП – отношения, возникающие блабла см. строкой выше

Административно процессуальныенормы — это установленное государством общеобязательное правила поведения, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе разрешения индивидуально-конкретизированных дел в сфере государственного управления.

Есть все основания говорить о производности процессуальных норм от материальных, об их вторичном характере по отношению к материальным нормам. Данные утверждения не исключают неразрывной взаимосвязи этих норм, так как отмечено, что процессуальные нормы без материально-правовых беспредметны, а материально-правовые нормы без процессуальных — бессильны. Так, многие материальные нормы остаются бездействующими именно в связи с отсутствием механизма их реализации, отсутствием процессуальных норм.

К особенностям административно-процессуальных норм относится также то, что они преимущественно адресуются субъектам, наделенным властными полномочиями в сфере государственного управления, что еще раз подтверждает необходимость четкого и неуклонного соблюдения установленного порядка различных управленческих действий именно властными субъектами.

Различают следующие виды норм АПП:

· устанавливающие и закрепляющие общие принципы административного процесса

· определяющие конкретные права и обязанности участников административного процесса

· регулирующие компетенцию органов, разрешающих административные дела, и порядок рассмотрения этих дел

· устанавливающие процессуальные сроки на всех стадиях административного процесса

· регулирующие порядок обжалования и опротестования принятых решений.

А-процессуальные отношения.

Основными чертами административно-процессуальных отношений выступают следующие:

а) они носят управленческий характер;

б) реализуют не только юрисдикционное, но и положительное содержание деятельности органов государственного управления в области правотворчества и правоприменения;

в) являются вторичными, производными в сравнении с материальными правоотношениями.

Следует отметить, что материальные административно-правовые отношения статичны, а процессуальные — динамичны, т. е. развиваются во времени, движутся в пространстве.

Административно-процессуальные отношения более сложны по своей структуре. Как правило, в процессуальном отношении задействовано большее количество субъектов, и помимо основного процессуального отношения возникают сопутствующие.

Административно-процессуальные правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, по соотношению прав и обязанностей участников правоотношений на:

- горизонтальные административно-процессуальные отношения, возникающие между субъектами, друг другу не подчиненными, находящимися на одном и том же правовом уровне;

- вертикальные административно-процессуальные отношения, возникающие между взаимно подчиненными субъектами;

- диагональные административно-процессуальные отношения, имеющие черты сходства с вертикальными и складывающиеся между выше- и нижестоящими субъектами, входящими в различные системы органов управления.

По аналогии с административно-процессуальными нормами, административно-процессуальные отношения могут подразделяться по содержанию на: административно-процедурные процессуальные правоотношения и административно-юрисдикционные процессуальные правоотношения.

Деление административно-процессуальных правоотношений производится также по видам административных производств.

Субъекты АПП можно разделить на несколько групп:

· «лидирующие» субъекты, т.е. выполняющие функции по ведению процесса,

· субъекты, участвующие в процессе с целью реализации либо защиты своих прав и законных интересов и субъекты, содействующие ведению процесса (см. участников ПпдоАП – билет 88).

Особое место среди субъектов административно-процессуальных правоотношений занимает прокурор.

Объект АПП:

Вопрос очень сложный, ввиду того, что существует огромное количество взглядов на его решение. Корни вопроса уходят в теорию и даже в философию права.

К.С.Юдельсон исходил из того, что «объектом процессуального (заметьте, не только административно-процессуального!) правоотношения является вся деятельность, направленная на защиту материально-правовых отношений и опосредованных ими интересов»

Для процессуальных правовых отношений в целом, в том числе и для административно-процессуальных, действия их участников имеют большее значение, нежели в материальных правоотношениях. Можно допустить в связи с этим, что действия субъектов административно-процессуальных правоотношений служат средством реализации целей материального правоотношения, выступая, в качестве вспомогательного объекта правоотношения.

Таким образом, к числуобъектов административно-процессуальных правоотношений относятся:

1) вещи, материальные ценности;

2) поведение участников административно-процессуальных правоотношений, которое связано с правовым регулированием;

3) результаты действий или бездействия субъектов правоотношений;

4) предметы духовного творчества;

5) личные нематериальные блага.

Круг объектов административно-процессуальных правоотношений в целом совпадает с объектами тех материальных правоотношений, реализацию которых обеспечивают административно-процессуальные правоотношения. Материальное отношение и соответствующее ему процессуальное административно-правовое отношение составляют своего рода систему, своеобразную пару отношений. Фактором, связывающим воедино материальное правоотношение с процессуальным, является, по моему мнению, объект материального правоотношения. В этом плане следует поддержать позицию М.П.Ринга, полагавшего, что «процессуальные отношения воздействуют на общественные отношения, закрепляют их через материально-правовые отношения»

Вопрос №94. Административное судопроизводство - это не деятельность администрации, а вид российского судопроизводства по рассмотрению административных дел в особенном порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права.

До сих пор на законодательном уровне нет четкости в определении ряда терминов, и ученые-административисты порой одни и те же явления называют разными определениями. В связи с чем необходимо законодательно закрепить основополагающие понятия, такие как «административное судопроизводство», «административная юстиция», «административное дело» и «административный спор», «административно-юрисдикционное дело», «административная жалоба» и «административный иск», «общая административная жалоба», «специальная административная жалоба» и т.д.

Некоторые ученые рассматривают административное судопроизводство в качестве вида административного процесса, что, по сути, не только необоснованно, но и противоречит конституционному принципу разделения ветвей власти, который имеет в своем содержании процессуальный компонент.

Конституция Российской Федерации разграничивает данные понятия: так, в ст. 72 выделяется в качестве самостоятельных звеньев административное и административно-процессуальное законодательство, а ст. 118 Основного закона закрепляет административное судопроизводство. Каждый орган государственной власти (законодательной, исполнительной (административной) или судебной) осуществляет свою деятельность в определенной процессуальной форме: законодательный — в виде законодательного процесса, исполнительный (административный) — посредством административного процесса, судебный — путем судопроизводства (конституционного, гражданского, уголовного и административного).

Процессуалисты административным судопроизводством считают рассмотрение любого административного дела судами в общем (гражданско-правовом) порядке. Представляется, что административные дела имеют свою специфику (властную, административную «начинку»), что не позволяет рассматривать их аналогично гражданско-правовым делам.

Таким образом, административное судопроизводство — это не деятельность администрации, а вид судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального права.

От административного судопроизводства следует отличать административную юстицию (в широком понимании), которая включает в себя рассмотрение административных споров (а не административных дел) в особом (административном) порядке как судебными, так и внесудебными (квазисудебными) административно-юрисдикционными органами.


Вопрос №95. Административная юстиция.

Административная юстиция – это рассмотрение административных споров в особом (административном) порядке как судебными, так и внесудебными(квазисудебными) административно-юрисдикционными органами

Наши рекомендации