Вопрос №50. Правовой акт управления: понятие, признаки, юридическое значение, классификация.

Административный акт (правовой акт управления) – правовой акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий управленческое дело (спор), устанавливающий новый правовой статус субъектов права, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

Признаки:

1) представляет собой управленческое решение, принятое по установленным правилам управленческого процесса

2) издается уполномоченным субъектом

3) принимается в одностороннем порядке

4) юридически властное волеизъявление органа публичного управления

5) определяет обязательные правила поведения, нормы права

6) определяет границы должного поведения субъектов

7) законность

8) юридически значимый документ

9) специальная форма и порядок принятия

Юридическое значение:

1) выступают в качестве юридических фактов

2) устанавливают, изменяют или отменяют нормы права

3) могут служить правовым и фактическим основанием для подготовки и издания других административных актов

4) могут выступать в качестве юридических документов

5) могут стать важнейшим условием для осуществления тех или иных действий, а также для реального действия других правовых актов и реализации прав и свобод физических и юридических лиц.

6) являются правовыми средствами

Виды:

по юридическим свойствам:

1) нормативные административные акты

2) индивидуальные правовые акты управления

3) смешанный акт

по функциональной роли:

1) направленные на информационное обеспечение деятельности государственных органов

2) устанавливающие режимы прогнозирования и моделирования

3) определяющие вопросы планирования

4) посвященные реализации функции организации

5) обеспечивающие руководство

6) содержащие элементы распорядительства

7) обеспечивающие руководство

8) функция координация

9) регламентирующие порядок проведения надзора и контроля

10) выполняющие регулирующую функцию

от области или сферы применения:

1) относящиеся к экономике

2) социально-культурной области

от действия в пространстве:

1) в пределах определенной территории

2) локальный характер

от даты начала действия:

1) немедленно

2) с даты, указанной в акте

3) в срок, указанный в другом акте

от действия во времени:

1) бессрочные

2) срочные

3) временные

от формы выражения:

1) словесные

2) конклюдентные

от уровня органов:

от характера компетенции:

1) общая компетенция

2) отраслевая

3) межотраслевая

от способа принятия акта:

1) коллегиальные

2) единоличные

Вопрос №51. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

1) требования к подготовке и изданию:

Указ Президента «О порядке подготовки указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ»

Регламент Правительства

Правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ.

2) требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступления их в законную силу:

а) Акты Президента и Правительства, опубликование – 10 дней с момента подписания; имеющие нормативный характер вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования. Ненормативные вступают в силу с момента их подписания; может быть установлен иной порядок их вступления в силу. («Российская газета», «СЗ РФ»)

б) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней со дня опубликования; может быть установлен иной порядок. (в противном случае не имеют юридической силы, не влекут юридических последствий)

3) требования к содержанию

а) социально-политические (соответствие целям, установленным Конституцией РФ, различными доктринами, концепциями и т.п.)

б) организационно-правовые (требование законности: принятие уполномоченным органом по вопросам и в пределах их компетенции в установленном порядке без нарушения прав и свобод граждан и организаций)

в) организационно-технические (форма, реквизиты, четкость структуры)

Наши рекомендации