Вопрос 2. Исполнительная власть: понятие и принципы функционирования

В соответствии с Конституцией России, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждая из ветвей власти самостоятельна в решении вопросов, отнесенных к ее компетенции.

Исполнительная власть – это абстрактная политико-правовая категория, указывающая на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и

Безопасность (Д.Н. Бахрах).

Деятельность органов исполнительной власти направлена на реализацию и исполнение общих норм, установленных в законах и некоторых подзаконных актах (например, указах Президента). В связи с тем, что законодатель не всегда может предусмотреть и отразить в законе все возможные жизненных ситуации, связанные с его применением, важную роль в деятельности органов исполнительной власти играет административное усмотрение.

Административное усмотрение - это мотивированное принятие решений и совершения действий управомоченным субъектом в рамках его компетенции для выполнения управленческих задач. Административное усмотрение выражает активно проявляющийся человеческий фактор, активное проявление субъективного фактора в процессе правотворчества и правоприменения.

Сущностные черты исполнительной власти:

1. Ее социальное предназначение – исполнение общих предписаний, установленных законами. Поэтому деятельность органов исполнительной власти носит исполнительно-распорядительный характер.

2. Исполнительная власть реализуется системой специальных органов исполнительной власти

3. Основная форма реализации исполнительной власти – принятие управленческих решений. Как сказал В.Н. Соловьев, акты управления это основной продукт деятельности исполнительной власти

4. Исполнительная власть вторична по отношению к законодательной

5. Число служащих, занятых в исполнительной власти, превышает число служащих, занятых в других ветвях госвласти (Д.Н. Бахрах)

Деятельность исполнительной власти основывается на следующих принципах:

1. Принцип установления функций и полномочий (для государственных органов устанавливается принцип «все, что не разрешено, запрещено»)

2. Принцип централизации и децентрализации исполнительной власти (в ведение органов на местах передаются все вопросы, которые они в состоянии эффективно решать своими силами)

3. Принцип отраслевого управления (некоторые органы исполнительной власти осуществляют управленческую деятельность в рамках какой-либо отрасли хозяйства. Так удобнее управлять. Раньше существовали отраслевые министерства, теперь они, как правило, межотраслевые. Отраслевой орган, например, Федеральное Агентство Связи)

4. Принцип межотраслевого регулирования. Усиление контролирующих, разрешительных и координационных органов (это делается для обеспечения слаженной работы всех отраслей народного хозяйства)

5. Принцип коллегиальности и единоначалия (в РФ есть как коллегиальные органы исполнительной власти (ИВ), например, Правительство РФ, так и органы, где существует единоначалие, например, министерства)

6. Принцип территориального управления (органы исполнительной власти реализуют свои полномочия на местах через свои территориальные органы. Территориальные органы ИВ привязаны к административно-территориальному делению России)

7. Принцип линейности и функциональности (линейность это подчиненность нижестоящего вышестоящему, функциональность это рассредоточение управленческих функций по разным органам, с обеспечением контроля за их исполнением. Возможность одних органов контролировать деятельность других (но приказывать им напрямую) и есть функциональная зависимость)

Любой орган исполнительной власти наделен компетенцией. Она складывается из следующих элементов:

1. Цели (чего хотим достичь. Например, построить дом)

2. Задачи (как хотим достичь. Соберем рабочих, стройматериалы, нарисуем план etc)

3. Права (что мы при этом можем делать. Можем нанимать рабочих и покупать землю)

4. Обязанности (что мы при этом обязаны делать. Платить зарплату и оформлять лицензию на строительство)

5. Функции (что конкретно мы делаем. Возводим стены)

6. Формы (как конкретно мы что-то делаем. Кладем кирпичи)

7. Методы (как мы реализуем формы и функции. Кладем кирпичи друг на друга)

Руководящим федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ. Отдельные (но значительные) полномочия в отношении исполнительной власти имеет Президент РФ.

Субъекты и объекты исполнительной власти = субъекты и объекты государственного управления (см. вопрос №1).

Функции исполнительной власти:

1. исполнительная (правоприменительная) , т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. «правозащитная», т. е. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости — защищать их;

3. социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления. Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

4. функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5. регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;

6. нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;

7. охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.

HПАНОВА РЕКОМЕНДУЕТ:

· ФКЗ «О правительстве РФ»

· Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 23.06.2010) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

· Бахрах Д.Н. Административное право.

Наши рекомендации