Вводный титул. Об опубликовании, действии и применении законов вообще
1. Законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории в силу опубликования, которое производится президентом Республики.
Законы приводятся в исполнение в каждой части Республики с момента, в который опубликование закона может стать известным.
Опубликование, произведенное Президентом Республики, считается известным в департаменте, где пребывает правительство, в день, следующий за днем опубликования, и в каждом из других департаментов — после истечения того же срока, увеличенного на столько дней, сколько имеется десятков мириаметров[1], т. е. примерно 20 старых лье, расстояния между городом, где произведено опубликование, и главным городом департамента.
2. Закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы.
3. Законы, касающиеся благоустройства (police) и безопасности, обязательны для всех, кто проживает на территории [Франции].
Недвижимости, даже те, которыми владеют иностранцы, подчиняются французским законам.
Законы, касающиеся гражданского состояния и способности [право- и дееспособности] лиц, распространяются на французов, даже находящихся в иностранном государстве.
4. Судья, который откажется судить под предлогом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии.
5. Судьям запрещается выносить решения по подлежащим их рассмотрению делам в виде общего распоряжения.
6. Нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы.
Книга первая. О лицах
Титул I. О пользовании гражданскими правами и о лишении этих прав[2]
Глава I. О пользовании гражданскими правами
Статья 7. Осуществление гражданских прав не зависит от качества гражданина; это качество приобретается и сохраняется лишь согласно конституционному закону.
Статья 8. Всякий француз пользуется гражданскими правами.
Статья 11. Иностранец пользуется во Франции такими же гражданскими правами, как те гражданские права, которые предоставлены или будут предоставлены французам по договорам с государством, к которому принадлежит этот иностранец.
Глава II. О лишении гражданских прав
Отделение II. О лишении гражданских прав вследствие судебного осуждения
Статья 22. Присуждение к наказаниям, действие которых заключается в лишении осужденного всякого участия в нижеуказанных гражданских правах, имеет своим следствием гражданскую смерть.
Статья 23. Присуждение к естественной смерти (mortnaturelle)[3] имеет своим следствием гражданскую смерть[4].
Статья 25. В силу гражданской смерти осужденный теряет собственность на все имущество, которым он владел; после него открывается наследование в пользу его законных наследников, к которым его имущество переходит таким же способом, как если бы он умер естественным образом и без завещания. Он не может более ни получать наследования, ни передавать в порядке наследования имущество, которое он приобретает впоследствии. Он не может ни распоряжаться своим имуществом, целиком или в части, как путем дарения между живыми, так и путем завещания, ни получать имущества по этим основаниям, кроме как для пропитания. Он не может быть назначен опекуном и участвовать в действиях, относящихся к опеке. Он не может быть свидетелем при совершении торжественных или удостоверенных актов и быть допущенным к свидетельству в суде. Он может выступать в суде, как ответчиком, так и истцом, лишь под именем и через посредство специального попечителя, который ему назначается трибуналом, в котором предъявлен иск. Он неспособен заключить брак, который породил бы какие-либо гражданские последствия. Брак, который он заключил ранее, является расторгнутым в отношении всех гражданских последствий брака. Его супруг и его законные наследники могут осуществлять права и действия, которые являлись бы возможными в силу его естественной смерти.
Статья 32. Погашение наказания давностью ни в коем случае не влечет восстановления осужденного в его гражданских правах на будущее время.
Статья 33. Имущества, приобретенные осужденным после его гражданской смерти и которыми он владеет в день его естественной смерти, принадлежат государству в силу выморочного права. Однако королю предоставляется сделать в пользу вдовы, детей или родственников осужденного такие распоряжения, которые внушит ему чувство гуманности.