Факт приобретения или утраты владения может устанавливаться судом.
Вещное право
Владение. В Проекте ГК РФ очень существенно перерабатываются положения Гражданского кодекса РФ о вещных правах. Их перечень значительно расширяется.
Отдельного упоминания заслуживает специальное регулирование института владения (гл. 13 ГК РФ в редакции Проекта). В ст. 209 ГК РФ в редакции Проекта устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Владение принципиально отграничивается от права на объект владения: в Проекте ГК РФ указывается, что приобретение права владения на вещь не означает получения владения на нее. Оно может быть получено лишь посредством фактического господства над вещью, если иное не предусмотрено законом.
Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом(п. 1 ст. 212 ГК РФ в редакции Проекта). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.
Согласно Проекту ГК РФ передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом, к примеру, передаточным актом. Такая передача может подтверждаться и иными документами. Однако лицо, указанное в таком документе, является лишь предполагаемым владельцем, если не доказано иное. Различные передаточные документы в соответствии с положениями Проекта ГК РФ вводят лишь презумпцию владения.
Право застройки
Проект ГК РФ предусматривает введение в российское гражданское законодательство развитой системы ограниченных вещных прав.
Среди них целесообразно выделить право застройки, которое в случае принятия Проекта в качестве Федерального закона заменит собой широко распространенную аренду земельного участка в целях строительства.
Обращаем внимание на то, что в силу абз. 2 п. 29 ст. 8 Проекта ГК РФ "с момента введения настоящего Федерального закона в действие заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства с условием о приобретении права собственности на возводимые на арендованном земельном участке здания (сооружения) иным лицом, чем собственник земельного участка, не допускается".
Относительно права застройки целесообразно отметить следующее.
Установление нескольких прав застройки
На одном земельном участке
Абзац 3 п. 1 ст. 300 ГК РФ в редакции Проекта предусматривает, что в отношении одного земельного участка может быть установлено несколько прав застройки.
Целью в данном случае является правовое регулирование строительства на земельном участке большой площади, где могут быть возведены несколько объектов недвижимости. Однако в условиях действующего законодательства это может привести к ряду практических проблем.
В первую очередь речь идет о наложении нескольких прав застройки.
Для предотвращения реализации названного правового риска целесообразно надлежащим образом индивидуализировать будущий объект строительства и установить место его расположения на земельном участке.
Условия о характеристиках возводимого здания и о его расположении следует определить максимально подробно, по аналогии с предметом по договору купли-продажи недвижимости (ст. 554 ГК РФ). В отношении будущего недвижимого имущества подобной индивидуализации можно достичь, включив в договор об установлении права застройки (в качестве приложения, являющегося частью договора) копию соответствующей части проектной документации возводимого объекта, градостроительный план земельного участка.
Реализация данной рекомендации поможет избежать признания незаключенным договора об установлении права застройки, а также возникновения споров между застройщиками о границах возводимых ими объектов недвижимости.
Существенные условия договора
Односторонний отказ от исполнения договора
Сервитут
Проектом ГК РФ существенно реформируется институт права ограниченного пользования объектом недвижимости - сервитут.
Глава 20.2 ГК РФ в редакции Проекта содержит более детальное регулирование отношений, связанных с сервитутами, чем в действующем законодательстве (Гражданском и Земельном кодексах РФ).
В частности, в этой главе указывается, что сервитут может быть установлен между собственниками господствующей и служащей вещи. В то же время в соответствии с п. 6 ст. 301 ГК РФ в редакции Проекта установления сервитута вправе требовать также обладатели вещных прав, имеющие правомочия пользования и владения служащей и (или) господствующей вещью.
Важно отметить, что в отличие от действующей редакции Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 274 ГК РФ), Проект ГК РФ содержит закрытый перечень видов сервитутов, запрещая создание новых (п. 5 ст. 301 и § 2 гл. 20.2 ГК РФ в редакции Проекта).
Согласно п. 5 ст. 301.1 ГК РФ в редакции Проекта в соглашении или судебном решении, предусматривающем установление сервитута, должны быть указаны следующие условия:
- вид сервитута;
- условия его осуществления (место в границах служащей вещи и время, периодичность);
- размер платы за сервитут.
Особо оговаривается, что соглашение о сервитуте должно быть составлено в форме единого документа, подписанного сторонами. Несоблюдение данного требования влечет недействительность договора об установлении сервитута.
По общему правилу сервитуты должны быть возмездными. Безвозмездные возможны, однако Проект ГК РФ подчеркивает, что к ним не могут относиться сервитуты, которые установлены для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 301.2 ГК РФ в редакции Проекта).
Статья 301.2 ГК РФ в редакции Проекта предполагает договорное определение платы за сервитут. Она может иметь денежное или иное выражение, может быть как единовременной, так и осуществляемой в виде периодических платежей. В отношении последних Проект ГК РФ разрешает пересмотр суммы каждые пять лет. При этом размер платы, предусмотренный в соглашении об установлении сервитута или в соответствующем судебном решении, должен указываться в записи в ЕГРП.
Действующий Гражданский кодекс РФ не допускает существования срочных вещных прав. Проект ГК РФ не считает это невозможным (см. соответствующие нормы об ипотеке, праве застройки и пр.), хотя сервитут в Проекте ГК РФ по общему правилу признается бессрочным, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 1 ст. 221, п. 3 ст. 301 ГК РФ в редакции Проекта).
Следует отметить, что Проект ГК РФ во многих нормах прямо или косвенно указывает на недопустимость такой правовой конструкции, как публичный сервитут, предусмотренный в ст. 23 ЗК РФ. К примеру, в п. 2 ст. 301 Проекта ГК РФ говорится, что сервитут не может быть установлен для неопределенного круга лиц. Согласно п. п. 1 и 6 ст. 301 Проекта ГК РФ сервитут может быть установлен только в интересах собственника господствующего участка (соответствующего здания, строения и т.п.) или иного обладателя вещного права на объект недвижимости.
Таким образом, в случае принятия Проекта ГК РФ и сохранения положений Земельного кодекса РФ о сервитутах может возникнуть коллизия упомянутых норм.
Проект ГК РФ не предусматривает основания для установления и прекращения сервитута по давности, однако обстоятельство длительного неиспользования может служить одним из доказательств того, что необходимость в существовании сервитута отпадает. И наоборот, длительное использование чужой недвижимой вещи может быть основанием для установления сервитута как в судебном порядке, так и через достижение соглашения с собственником служащего участка.
Из Проекта ГК РФ неясно, каково соотношение приведенных в нем положений о сервитутах и положений, содержащихся в Земельном (ст. 23) и Лесном (ст. ст. 9, 38) кодексах РФ, а также в ряде федеральных законов. Например:
- ст. 38 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ст. 26 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
- ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ст. 8 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Буквальное толкование нормы п. 5 ст. 301 Проекта ГК РФ приводит к выводу о том, что установление другими кодексами и федеральными законами иных видов сервитутов, помимо указанных, не допускается. Однако объем предоставляемых прав по каждому сервитуту может уточняться федеральными законами.
Проект ГК РФ предусматривает оценочные основания установления и прекращения сервитутов, не предписывая соблюдения строгих критериев для возникновения этих правоотношений. Однако нормы гл. 20.2 Проекта ГК РФ дают некоторые ориентиры, позволяющие определить необходимость установления сервитута или же его прекращения. Так, из п. 1 ст. 301 Проекта ГК РФ следует, что установление сервитута не должно лишать собственника служащего участка правомочия владения, пользования и распоряжения им. В п. 2 ст. 301.1 Проекта ГК РФ говорится о том, что осуществление сервитута должно происходить наименее обременительным для собственника служащей вещи способом, позволяющим использовать ее по назначению, и с причинением собственнику служащей вещи наименьшего неудобства.
Проект ГК РФ также не допускает возложения на собственника служащей вещи каких-либо положительных обязанностей, выражающихся в совершении действий в пользу управомоченного лица (п. 3 ст. 301.1).
В п. 4 ст. 301.1 Проекта ГК РФ предусматривается запрет на действия управомоченного лица, которые производят в служащей вещи изменения, превышающие требования необходимого для осуществления сервитута. Данное правило является оценочным и неопределенным, что вкупе с исключительно судебным урегулированием споров об осуществлении прав по сервитутам может усложнить установление прочных и стабильных правоотношений между соседями.
Абзац 2 п. 1 ст. 301 Проекта ГК РФ запрещает установление такого сервитута, который затруднит использование служащей вещи настолько, что она утратит свое назначение. Однако толкование этой нормы будет в большой степени зависеть от позиции суда и конкретных обстоятельств дела, что, возможно, не всегда оправданно.
Таким образом, данная норма вводит "верхнюю границу" оснований для установления сервитута. "Нижнюю" фиксирует положение п. 1 ст. 301 Проекта ГК РФ, указывающее, что сервитут необходим, если без него использование господствующего участка невозможно. Суд должен определить, находятся ли отношения соседей по использованию своих объектов недвижимости в некоем коридоре, ограниченном невозможностью для каждого из них осуществлять право пользования этими объектами.
Такие же оценочные и неопределенные границы установлены для прекращения сервитута (п. п. 2 и 4 ст. 301.5 Проекта ГК РФ). При этом их нарушение признается достаточным основанием для прекращения сервитута (п. п. 2 и 4 ст. 301.5 Проекта ГК РФ). Однако форма, в которой должно быть выражено соответствующее требование, не определена.
Сущность сервитута - исходя из норм ст. ст. 301.1 и 301.5 ГК РФ в редакции Проекта - состоит в праве пользования служащей вещью, что подчеркивает невозможность существования сервитута, допускающего владение и распоряжение служащей вещью.
Иными словами, сервитут - это право на конкретную функцию чужой вещи, а не на саму вещь.
КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск "Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
Вещное право
Владение. В Проекте ГК РФ очень существенно перерабатываются положения Гражданского кодекса РФ о вещных правах. Их перечень значительно расширяется.
Отдельного упоминания заслуживает специальное регулирование института владения (гл. 13 ГК РФ в редакции Проекта). В ст. 209 ГК РФ в редакции Проекта устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Владение принципиально отграничивается от права на объект владения: в Проекте ГК РФ указывается, что приобретение права владения на вещь не означает получения владения на нее. Оно может быть получено лишь посредством фактического господства над вещью, если иное не предусмотрено законом.
Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом(п. 1 ст. 212 ГК РФ в редакции Проекта). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.
Согласно Проекту ГК РФ передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом, к примеру, передаточным актом. Такая передача может подтверждаться и иными документами. Однако лицо, указанное в таком документе, является лишь предполагаемым владельцем, если не доказано иное. Различные передаточные документы в соответствии с положениями Проекта ГК РФ вводят лишь презумпцию владения.
Факт приобретения или утраты владения может устанавливаться судом.
Если же в отношении объекта владения существует несколько прав, предусматривающих владение, то владельцем будет считаться лицо, осуществляющее фактическое господство над вещью. Недопустимо одновременное владение нескольких лиц над одним объектом, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа отношений между ними. К примеру, участники общей собственности могут одновременно владеть общим имуществом.
Лица, имеющие доступ к объекту в силу родственных или трудовых связей, не признаются его владельцами.
Специально оговаривается, что владение не подлежит государственной регистрации.
Объектами владения могут быть лишь вещи, имеющие материальный характер. В Проекте ГК РФ специально указывается, что владение допускается в отношении наличных денег и документарных ценных бумаг. Также и любые родовые вещи могут быть объектами владения, если они должным образом индивидуализированы. Однако по общему правилу владение будет возможно лишь в отношении индивидуально-определенных вещей.
Отметим, что в Проекте ГК РФ допускается владение частью объекта недвижимости, если эта часть может быть должным образом определена и ограничена (п. 4 ст. 211 ГК РФ в редакции Проекта).
Ограничения, которые устанавливаются на оборот вещей, не влияют на возможность владеть ими со стороны лиц, не имеющих соответствующих прав, если иное не предусмотрено законом.
В Проекте ГК РФ определяются понятия законного и добросовестного владения. При этом законность и добросовестность владения предполагается, если не доказано иное.
Владениепризнается законным, если оно осуществляется на основании:
- права собственности или иного вещного права, включающего правомочие владения;
- соглашения с собственником или обладателем иного вещного права, включающего правомочие владения.
Добросовестным владельцем в соответствии со ст. 214 ГК РФ в редакции Проекта признается такой владелец, который не знал и не мог знать о том, что он приобретает владение незаконно либо что основание законного владения отпало.
Защита владения. Представляется, что положения о владении вводятся в Проект ГК РФ во многом для того, чтобы законодательно закрепить единый массив норм, регулирующих защиту владения. Такие нормы присутствуют в гл. 14 ГК РФ в редакции Проекта.
Основной тезис названных норм заключается в том, что владение защищается путем возврата вещи лицу, чье владение было нарушено. Несмотря на то, что право на защиту имеет любой владелец, защищается сам факт владения, безрассмотрения вопроса о том, является ли такое владение законным (п. 2 ст. 215 ГК РФ в редакции Проекта).
Более того, в некоторых случаях, предусмотренных законом, защитой могут пользоваться лица, не являющиеся владельцами. В Проекте ГК РФ устанавливается, что защита владения может осуществляться владельцем самостоятельно (самозащита) посредством обращения в уполномоченные государственные органы или органы местного самоуправления, а также в судебном порядке. Самозащита владения может осуществляться любым способом, соразмерным нарушению и не выходящим за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Требование о защите владения согласно Проекту ГК РФ будет удовлетворено судом, если установлено, что вещь выбыла из владения в результате хищения, самоуправства или иным путем помимо воли владельца.Таким образом, в отношении владельцев в Проекте ГК РФ закреплен некий аналог виндикационной защиты.
Требование о защите владения может быть предъявлено лишь тем владельцем, который последним утратил владение. Оно должно быть направлено на лицо, фактически обладающее вещью.
Также вводится и некий аналог негаторного иска. Владельцы согласно положениям Проекта ГК РФ будут вправе требовать защиты своего владения от посягательств лиц, которые могут привести к лишению владения или препятствуют осуществлению владения (п. 4 ст. 216 ГК РФ в редакции Проекта).
Бремя доказыванияпри защите владения возлагается на обращающееся за защитой лицо. Оно должно доказать, что владело спорной вещью в течение одного года до нарушения, послужившего основанием к обращению за защитой (п. 1 ст. 217 ГК РФ в редакции Проекта). Сроки владения заявителя могут складываться со сроками владения предыдущих владельцев, если переход владения между ними осуществлялся по воле предшествующего обладателя вещи.
В то же время законный и добросовестный владелец вправе требовать защиты своего владения независимо от срока обладания (владения) вещью.
Срок исковой давности по требованию о защите владениясоставитодин год (ст. 219 ГК РФ в редакции Проекта). Течение срока исковой давности по указанному требованию будет начинаться со дня утраты владения.
Таким образом, можно сделать вывод,что весь комплекс норм, касающийся владения и его защиты, направлен на устранение правовой неопределенности в отношении различных объектов, не имеющих установленного правового статуса принадлежности (на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды и т.д.) какому-либо лицу. Владельцы, получившие право эффективной защиты от притязаний на этот объект иных лиц, смогут владеть этой вещью на законных основаниях до появления лица с более сильным притязанием. Следовательно, такие владельцы смогут приобретать данную вещь по давности владения.
Непосредственно в регулировании вещного права Проектом ГК РФ вводятся многочисленные новеллы.
В первую очередь, в предлагаемой редакции Гражданского кодекса РФ дается определение вещного права. Под ним следует понимать предоставление лицу непосредственного господства над вещью совокупно с основаниями осуществления вместе или по отдельности правомочий владения, пользования и распоряжения вещью в пределах, установленных Гражданским кодексом РФ. Следовательно, иными федеральными законами новые вещные права не могут устанавливаться.
Также в Проекте ГК РФ даются некоторые отличительные признаки вещных прав. Среди них отмечены следующие:
- вещное право непосредственно обременяет вещь и следует за вещью;
- вещное право по общему правилу не имеет срока действия(признак бессрочности);
- утрата владения вещью не прекращает вещного права на нее;
- вещное право защищается от нарушения его любым лицом, то есть обладает абсолютным характером;
- вещными являются права, прямо названные таковыми в Гражданском кодексе РФ.
Следует обратить внимание на признак бессрочности (1) действия вещных прав в связи с установлением ограничения срока действия ряда вещных прав в Проекте ГК РФ. Возникает вопрос: можно ли использовать данный признак для отграничения вещных прав от обязательственных и иных?
В данном перечне также отсутствует признак независимости осуществления вещных прав, то есть возможности пользования ими без встречного предоставления третьим лицам. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на сервитут, который также вводится Проектом ГК РФ и предполагает пользование им на платных началах, что не свойственно вещным правам.
Также отметим, что возникновение вещных прав может быть поставлено в зависимость от условий, которые должны определяться в договоре (п. 4 ст. 224 ГК РФ в редакции Проекта), что очень нетипично для вещных прав.
К вещным правам отнесены право собственности и ограниченные вещные права, список которых значительно расширился по сравнению с действующим Гражданским кодексом РФ. К ограниченным вещным правам в Проекте ГК РФ отнесены:
- право постоянного землевладения (гл. 20);
- право застройки (гл. 20.1);
- сервитут (гл. 20.2);
- право личного пользовладения (гл. 20.3);
- ипотека (гл. 20.4);
- право приобретения чужой недвижимой вещи (гл. 20.5);
- право вещной выдачи (гл. 20.6);
- право оперативного управления (гл. 20.7);
- право ограниченного владения земельным участком (ст. 297.1).
Большая часть из указанных ограниченных вещных прав вводится в российское гражданское право впервые. Некоторые их ближайшие аналоги, к примеру, право вещной выдачи, можно обнаружить лишь в дореволюционном законодательстве. Право приобретения чужой недвижимой вещи является абсолютной новеллой.
В Проекте ГК РФ указывается, что объектами вещных прав могут быть любые вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги. Родовые вещи могут быть объектами вещных прав лишь после их индивидуализации. Фактически же получается, что родовые вещи не могут быть объектами вещных прав, так как после их индивидуализации вещные права будут установлены по отношению к индивидуально-определенной общности родовых вещей (маркированный мешок зерна, конкретный кошелек с наличными деньгами и т.д.).
Способы защиты вещных прав в Проекте ГК РФ не ограничены, но некоторые из них специально выделяются и описываются, например следующие:
- истребование вещи из чужого незаконного владения (виндикационный иск);
- устранение нарушений вещного права, не связанных с лишением владения (негаторный иск);
- освобождение вещи или иного объекта вещного права из-под ареста (исключение из описи);
- признание вещного права.
Среди иных способов защиты вещных прав, не указанных прямо в Проекте ГК РФ, но признанных судебной практикой, можно выделить иск о признании права или обременения отсутствующим (см. п. 52 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В отношении права собственности в Проекте ГК РФ предлагается установить, что собственник обладает наиболее полным господством над вещью и вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ему вещи любые действия, если это не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также устранять любое незаконное воздействие третьих лиц на эту вещь (ст. 233 ГК РФ в редакции Проекта). Тем самым подчеркивается абсолютный характер права собственности. Также в Проекте ГК РФ сохраняется положение о том, что собственник имеет правомочия владения, пользования и распоряжения.
Важно отметить, что согласно Проекту ГК РФ право собственности может устанавливаться в порядке первоначального приобретения, то есть впервые или независимо от права предшествующего собственника (п. 1 ст. 240 ГК РФ в редакции Проекта). К примеру, в силу давности приобретения.
Также право собственности может приобретаться в производном порядке (от иного права собственности). К примеру, в силу различных сделок, влекущих переход права собственности на вещь.
Важное дополнение вводится в правила о приобретательной давности. В Проекте ГК РФ устанавливается, что право собственности может быть приобретено в отношении вещи, выбывшей из владения собственника помимо его воли, если неуправомоченное лицо в течение 30 лет открыто и непрерывно осуществляет владение этой вещью (п. 1 ст. 242 ГК РФ в редакции Проекта).
Отметим, что в Проекте ГК РФ не предусматривается существующая в настоящее время норма о том, что течение срока приобретательной давности в отношении вещи исчисляется с момента истечения срока исковой давности по требованиям, которые могли предъявить к владельцам управомоченные лица (п. 4 ст. 234 ГК РФ).
В Проекте ГК РФ устанавливается детальное правовое регулирование такого явления, как самовольная постройка. Под ней в Проекте ГК РФ понимается здание или сооружение, возведенное на земельном участке, на который лицо, осуществившее постройку, не имеет права, допускающего строительство, либо возведенное без необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 244 ГК РФ в редакции Проекта). Из этого определения можно сделать вывод, что иные объекты недвижимости, как это предусмотрено в действующей редакции ст. 222 ГК РФ, не могут быть признаны самовольными постройками, если они были возведены при отсутствии соответствующих прав и разрешений. Правовой статус таких объектов в Проекте ГК РФ не определяется.
Однако относительно самовольной постройки вводятся некоторые законодательные новеллы.
Так, право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений, может быть признано за этим лицом, если указанная самовольная постройка создана без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил. Однако это правило действует лишь в отношении самовольно возведенных объектов, расположенных на находящемся в государственной или муниципальной собственности земельном участке, в отношении которого лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем.
Также право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, которое ее возвело на принадлежащем ему земельном участке, в силу отсутствия оснований для ее сноса.
В Проекте ГК РФ устанавливается очень подробный перечень оснований прекращения права собственности. Помимо этого определяется закрытый перечень оснований принудительного изъятия вещей у собственника:
1) обращение взыскания на вещь по обязательствам (ст. 264);
2) отчуждение вещи, которая в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 265);
3) выкуп бесхозяйственно содержащихся объектов культурного наследия (культурных ценностей), домашних животных (ст. ст. 266 и 267);
4) реквизиция (ст. 268);
5) конфискация (ст. 269);
6) национализация (ст. 270);
7) выдел доли из общего имущества (п. 4 ст. 280);
8) выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 296);
9) прекращение права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его целевым назначением (ст. 296.4);
10) прекращение права собственности на земельный участок, используемый с нарушением законодательства (ст. 296.5);
11) прекращение права собственности на бесхозяйственно содержащееся помещение (ст. 298.7);
12) изъятие из оборота и уничтожение экземпляров материальных носителей, содержащих сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (п. 2 ст. 152);
13) изъятие из оборота и уничтожение экземпляров материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением закона (п. 2 ст. 152.1);
14) изъятие из оборота и уничтожение экземпляров материальных носителей, содержащих информацию о частной жизни физического лица, полученную с нарушением закона (п. 4 ст. 152.2);
15) изъятие из оборота и уничтожение контрафактных материальных носителей (п. 4 ст. 1252);