Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.
Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 УПК РФ.
не всякое лицо, обладающее специальными познаниями и привлеченное к участию в процессе. Кроме него таким условиям отвечает также специалист (ст. 58 УПК РФ). В отличие от специалиста эксперт привлекается к участию в процессе путем вынесения соответствующего процессуального акта — постановления дознавателем, следователем, судьей или определения суда. Кроме того, эксперт привлекается для выполнения самостоятельных экспертных исследований, т.е. проводит их вне рамок каких-либо других процессуальных действий, в то время как специалист участвует в процессуальных действиях, осуществляемых органом дознания, дознавателем, следователем или судом. Наконец, эксперт привлекается для дачи экспертного заключения — особого вида доказательств, тогда как целью привлечения специалиста является содействие в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ч. 1 ст. 58 УПК).
29. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ.
(инф-ия с сайта минюста)
1. Федеральное бюджетное учреждение Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации; ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России
2. РЦСЭ - региональные центры судебной экспертизы:
1) Воронежский ( ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России )
2) Дальневосточный
3) Приволжский ( г. Нижний-Новгород)
4) Северо-Западный
5) Северо-Кавказский ( г. Ставрополь)
6) Сибирский
7) Средне-Волжский ( г. Казань)
8) Уральский
9) Южный
3. Лаборатории судебных экспертиз - в стране больше 40
Например: ФБУ Московская ЛСЭ Минюста России; ФБУ Приморская ЛСЭ Минюста России ( г.Владивосток).
30. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
К ее компетенции относятся:
экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;
судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;
экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;
экспертиза вещественных доказательств;
экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.
Судебно-медицинские экспертизы проводятся в Российском центре
судебно-медицинской экспертизы (РЦСМЭ) Минздравсоцразвития, областных, краевых и республиканских бюро судебно-медицинской экспертизы, районных, межрайонных и городских отделениях судебно-медицинской экспертизы. Бюро СМЭ имеются и в ряде городов страны: Москве, Санкт-Петербурге и др.
В организационно-методическом отношении РЦСМЭ подчиняются бюро судебно-медицинской экспертизы.
Бюро судебно-медицинской экспертизы руководят деятельностью районных, межрайонных и городских отделений судебно-медицинской экспертизы, возглавляемых заведующими этими отделениями. В столицах республик в составе Российской Федерации районные, межрайонные и городские отделения не организуются. Все бюро судебно-медицинской экспертизы по административной линии подчинены руководителю органа здравоохранения соответствующего субъекта Федерации.
Для исследования различных объектов в бюро согласно Положению "О бюро судебно-медицинской экспертизы" имеются соответствующие структурные подразделения:
а) отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;
б) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов (тонатологической экспертизы) с гистологическим отделением (где проводятся микроскопические исследования тканей человека);
в) судебно-медицинский отдел (где производятся анализы химическими, биологическими, спектральными методами трупных материалов) и цитологическая лаборатория (по исследованию микрочастиц);
г) районные, межрайонные и городские отделения, организуемые на базе больниц вне городов, где расположены бюро (с учетом объема работы и отдаленности от бюро судебно-медицинской экспертизы).
Структура отделений судебно-медицинской экспертизы отличается от структуры Бюро СМЭ. В их состав входят лишь тонатологическое отделение и отделение по освидетельствованию потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц и обеспечивающие деятельность этих отделений гистологическая и судебно-химические лаборатории.
Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство государственными судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Российский центр судебно-медицинской экспертизы, основными направлениями деятельности которого являются:
разработка наиболее актуальных вопросов судебной медицины и судебной химии (токсикологии);
организация, координация и планирование научно-исследовательских работ в Российской Федерации, внедрение научных результатов в судебно-медицинскую практику;
подготовка высококвалифицированных научных кадров, участие в подготовке кадров судебно-медицинских экспертов и в их последипломном образовании;
производство наиболее сложных, повторных, комиссионных и комплексных судебно-медицинских экспертиз, а также некоторых контрольных и дополнительных исследований.
Система экспертных учреждений в Российской Федерации
Систему экспертных учреждений РФ образуют специализированные учреждения, в которых проводятся судебные экспертизы. Такие учреждения входят в структуру различных ведомств: МВД, Минюста, Минздрава, Минобороны, ФСБ и некоторых других.
Структура экспертно-криминалистической службы МВД:
1) экспертно-криминалистический центр МВД России (осуществляет организационные и научно-методическое руководство всеми экспертными подразделениями):
а) организационно-техническое управление;
б) федеральную пулегильзотеку;
в) научно-исследовательскую лабораторию;
г) отделы: трасологических, дактилоскопических и автотехнических экспертиз; экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг; экспертиз видео- и фотодокументов; экспертиз материалов, веществ и изделий; взрыво- и пожаротехнических экспертиз; экспертиз биологических объектов; экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов; фоноскопических экспертиз; медико-криминалистических экспертиз;
2) экспертно-криминалистические подразделения (управления), имеющие в своем составе базовые межрегиональные подразделения (отделы);
3) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов;
4) экспертно-криминалистические подразделения (отделы) МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а также городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара;
5) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов.
Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России:
Процессуальное законодательство допускает привлечение в качестве экспертов не только сотрудников экспертных учреждений, но и других лиц, обладающих специальными знаниями. Как показывает практика большинство судебных экспертиз производится в государственных экспертных учреждениях, поскольку выполнение экспертиз в подобных учреждениях обладает рядом преимуществ перед производством этих экспертиз “частными” экспертами, в частности, в государственных экспертных учреждениях:
o имеется соответствующее оборудование, без которого зачастую невозможно производство экспертиз на современном научном уровне;
o организована подготовка экспертных кадров и контроль за качеством выполняемых исследований;
o возможно проведение сложных комплексных и комиссионных экспертиз;
o осуществляются научные разработки новых методик экспертного исследования. [Е.Р. Россинская. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996, с.13.]
Организация производства экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях существенно облегчает для органов расследования и судов подбор экспертов и проверку их компетентности, т.к. это гарантируется системой подготовки экспертов по определенным направлениям с выдачей им квалификационных свидетельств на право производства экспертиз.
32.Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" — в нём сказано :
Статья 37. Финансирование судебно-экспертной деятельности
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить на договорной основе экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским, административным и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях. Порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Статья 38. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности
Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти на судебно-экспертные учреждения из числа указанных в частях первой и второй статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статья 39. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений
Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных учреждений образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Государственное судебно-экспертное учреждение вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.