ТЕМА № 6. Гражданский иск в уголовном процессе.

Лекция(- часа)

Практическое (семинарское) занятие (- часа) - реферат:

Самостоятельная работа обучающихся (2 часа):

1. Лица, имеющие право предъявить гражданский иск в уголовном про­цессе. Порядок предъявления иска. Признание гражданским истцом.

2. Про­цессуальное положение гражданского истца и его представителя. Обеспече­ние возмещения вреда по гражданскому иску.

3. Основание и порядок предъявления и поддержания гражданского иска прокурором. Разрешение гражданского иска судом.

4. Виды решений по гражданскому иску. Возмеще­ние имущественного и морального вреда, причиненного преступлением.

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января; 2014. 07 февраля;

2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ. (с последующими изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

ТЕМА № 7. Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве.

Лекция (2 часа)

1. Понятие и значение процесса доказывания.

2. Предмет и пределы доказывания.

3. Понятие уголовно-процессуальных доказательств.

4. Относимость, допустимость и достоверность доказательств.

5. Классификация доказательств.

6. Процесс доказывания по уголовному делу.

7. Виды доказательств.

Практическое (семинарское) занятие (6 часов) – практическая задача:

Семинар № 1

1.Основные понятия о доказательствах и доказывании в уголовном процессе. Понятие, содержание и значение учения о доказательствах (теория доказательств) в уголовном процессе. Цель доказывания.

2. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания). Пределы доказывания.

3. Понятие доказательства. Допустимость и относимость как свойства доказательства. Недопустимость доказательств. Понятие, основания и порядок признания доказательства недопустимым.

4. Классификация доказательств. Основания и практическое значение классификации доказательств. Особенности использования в доказывании косвенных доказательств.

5. Доказывание. Познавательная и удостоверительная стороны доказывания. Собирание и проверка доказательств. Применение научно-технических средств для собирания и проверки доказательств. Представление доказательств. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

6. Преюдиция. Понятие, значение в доказывании.

7. Решите задачу – казус:

Пеночкин обвиняется по ч. 1 ст. 105 УК РФ. 5 февраля 2012 года по месту его жительства был произведен обыск. При производстве обыска присутствовали соседи Пеночкина, никто из лиц, проживающих в данной квартире, либо из представителей ЖЭК при обыске не присутствовал. В ходе обыска был обнаружен патрон, при этом место его обнаружения в протоколе зафиксировано не было. Данный патрон был изъят и приобщен к материалам дела.

Адвокат заявил ходатайство о признании данного доказательства недопустимым.

Какие решения должен принять суд? Мотивируйте это решение.

Семинар № 2

1. Субъекты доказывания. Полномочия лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда в доказывании. Участие в доказывании подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

2. Презумпция невиновности и ее значение в доказывании. Обязанность доказывания. Недопустимость возложения обязанности доказывания на обвиняемого. Принцип свободной оценки доказательства. Оценка доказательств по внутреннему убеждению и совести. Внутреннее убеждение как результат оценки доказательств и стимул к принятию решения. Правила оценки доказательств.

3. Показания свидетелей. Круг свидетелей. Свидетельский иммунитет.Лица, которых недопустимо допрашивать в качестве свидетелей. Предмет и значение показаний свидетеля. Свидетель, его права, обязанности и ответственность в связи с дачей показаний. Психология свидетельских показаний. Факторы, влияющие на достоверность свидетельских показаний. Проверка и оценка свидетельских показаний.

4. Показания потерпевшего.Предмет и значение показаний потерпевшего. Права, обязанности и ответственность потерпевшего в связи с дачей показаний. Проверка и оценка показаний потерпевшего.

5. Показания обвиняемого и подозреваемого. Предмет и значение показаний подозреваемого. Проверка и оценка показаний подозреваемого. Показания обвиняемого. Предмет и значение показаний обвиняемого. Свобода от самоизобличения. Показания обвиняемого против других лиц. Оговор и самооговор. Проверка показаний обвиняемого. Их оценка.

6. Решите задачу – казус:

Защитник ходатайствует о приобщении к материалам дела в качестве доказательства аудиозаписи телефонных переговоров между подзащитным и потерпевшей, из которых следует, что потерпевшая оговаривает обвиняемого в совершении преступления под давлением своих родителей. Телефонный разговор был записан обвиняемым с помощью принадлежащего ему магнитофона.

Будет ли признана данная аудиозапись допустимым доказательством по делу?

Семинар № 3

1. Заключение и показания эксперта.Понятие «эксперт». Отличие эксперта от специалиста, участвующего в производстве следственных действий. Права, обязанности и ответственность эксперта. Основания и порядок отвода экспертов. Понятие «экспертиза». Основания назначения экспертизы. Случаи обязательного назначения экспертизы. Дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная экспертизы. Поручение производства экспертизы экспертному учреждению. Полномочия руководителя экспертного учреждения. Заключение эксперта: понятие, содержание и форма. Проверка и оценка заключения эксперта. Показания эксперта и их соотношение с заключением эксперта.

2. Заключение и показания специалиста. Понятие, значение в доказывании. Содержание заключения специалиста и его отличия от заключения эксперта. Особенности оценки заключения специалиста. Соотношение показаний специалиста и заключения специалиста.

3. Вещественные доказательства. Понятие и виды вещественных доказательств. Собирание, проверка и оценка вещественных доказательств. Хранение вещественных доказательств. Решение вопросов о вещественных доказательствах при производстве по уголовному делу.

4. Протоколы следственных и судебных действий как самостоятельный вид доказательства. Виды. Отличия протоколов следственных действий как вида доказательств от протоколов, фиксирующих получение иных видов доказательств. Процессуальные гарантии их полноты и достоверности. Проверка и оценка протоколов следственных и судебных действий.

5. Иные документы. Понятие и виды документов. Отличие документов от вещественных доказательств. Собирание, проверка и оценка документов

6. Результаты оперативно-розыскной деятельности и их использование в доказывании.

7. Решите задачу – казус:

Зафиров и Гарамов были задержаны при совершении разбойного нападения на Тюрина. Они были допрошены в качестве подозреваемых и подробно рассказали об обстоятельствах совершенного преступления. Впоследствии Зафиров изменил свои показания и стал отрицать участие в разбойном нападении на Тюрина, ссылаясь на то, что первоначально оговорил себя под давлением Гарамова.

Может ли суд признать показания Зафирова, полученные во время допроса его в качестве подозреваемого, более достоверными и сослаться на них в обвинительном приговоре?

Самостоятельная работа обучающихся (6 часов):

1. Понятие, содержание и значение учения о доказательствах (теории доказательств) в уголовном процессе. Доказательственное право. Значение доказательственного права для реализации назначения уголовного судопроизводства. Особенности доказывания по уголовным делам в условиях состяза­тельности.

2. Предмет доказывания по уголовному делу. Пределы доказывания. Понятие доказательства как сведений о фактах. Свойства доказа­тельств - допустимость и относимость, достоверность и достаточность. Основания, порядок и последствия признания доказательств недопусти­мыми. Формализованные и иные критерии признания доказательств недо­пустимыми. Сущность юридической истины.

3. Классификация доказательств: основания и практическое значение. Особенности использования в доказывании косвенных доказательств.

4. Собирание и проверка доказательств. Применение научно-технических средств для со­бирания и проверки доказательств.

5. Субъекты доказывания в условиях состязательного судопроизводст­ва. Полномочия лица, производящего дознание, следователя и прокурора в доказывании.

6. Понятие и значение оценки доказательств по внутреннему убежде­нию. Убеждение как результат оценки доказательств.

7. Виды доказательств (средства доказывания) в уголовном процессе.

8. Конституционная привилегия против самоизобличения. Показания обвиняемого против других лиц. Оговор и самооговор.

9. Психология свиде­тельских показаний. Факторы, влияющие на достоверность свидетельских показаний. Проверка и оценка свидетельских показаний.

10. Отличие документов от вещественных доказательств. Собирание, проверка и оценка документов.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под процессом доказывания?

2. Дайте определение предмета доказывания и понятия доказательства.

3. Что понимается под недопустимыми доказательствами?

4. На ком лежит обязанность доказывания?

5. Что понимается под преюдицией?

6. Дайте определение понятия вида доказательств.

7. Назовите самостоятельные виды доказательств?

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ. (с последующими изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

2. Уголовный процесс: Учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; Под ред. А.В. Смирнова. - 6-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 736 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-570-0, 500 экз.http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=492294 (дата обращения: 20.08.2015).

3. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / под ред. А.И. Бастрыкина, А.А. Усачева. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014.

4. Божьев В.П.. Уголовный процесс: Бакалавр. Базовый курс. – изд. Юрайт, 2014.

5. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой, Е. Н. Клещиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 727 с. - ISBN 978-5-238-02549-0.http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=490763 (дата обращения: 20.08.2015).

Дополнительная:

1. Уголовный процесс: Учебник для бакалавров / Отв. ред. А.П. Кругликов. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 688 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-576-2, 1000 экз.http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=492322 (дата обращения: 20.08.2015).

2. Уголовный процесс: учебник для вузов и ссузов / Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013.

3. Томин В.Т., Поляков М.П. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ 7-е изд., пер. и доп. - М.: Кнорус, 2014.

4. Безлепкин Б.Т. Настольная книга судьи по уголовному процессу / Б.Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2013.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /отв. ред. В.М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт,2013.

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января; 2014. 07 февраля;

2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ. (с последующими изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

Наши рекомендации