Итого 85 теоретических часов

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРАВО

Преподаватель

Горильченко С.Р.

Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

Тема(раздел) 1.

Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества

2. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права.

3. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права.

Тема (раздел)2.

Теоретические основы права как системы

4. Понятие и система права.

Классификация норм права, структура правовой нормы

5 Правовые нормы и их характеристики

6 Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования

Тема (радел 3).

Правовое регулирование общественных отношений

7 Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.

8 Источники права. Нормативный прав

вой акт.

9 Систематизация нормативных правовых актов.

10 Реализация права: понятие и формы

11 Толкование права

Тема (раздел 4.)

Правоотношения, правовая культураправовое поведение личности

12 Юридический факт как основание правоотношений

13 Правомерное поведение. Правонарушение

14 Правовое сознание

15 Понятие правовой системы общества

Тема (раздел 5)

Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации

16 Понятие государства и его признаки

17 Теории происхождения государства

18 Функции государства

19 Государственное устройство

20 Местное самоуправление.

21 Правовое государство и его сущность

22 Гражданство

23 Избирательные системы и их виды.

Тема (Раздел 6.)

Правосудие и правоохранительные органы

24 Судебная система

25 Правоохранительные органы РФ

Тема 7. Гражданское пра

о

26 Понятие и сущность гражданского права

27 Понятие сделки и ее виды.

28 Понятие договора и его содержание

29 Гражданско-правовая ответственность

30 Предпринимательство и предпринимательское право

Тема 8(Раздел 8).

Защита прав потребителей

31 Правовое регулирование поведения потребителей на рынке

Тема 9.(Раздел 9)

Правовое регулирование образовательной деятельности

32 Система образования.

Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования.

Тема 10.(Раздел 10)

Семейное право и наследственное право

33 Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав

34 Основы семейного права.

Тема 11.(Раздел 11)

Трудовое право

35 Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права

36 Трудовой договор

37 Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Тема 12(Раздел12). Административное право и административный процесс

38 Административное право и административные правоотношения.

39 Административная ответственность

Тема 13.

Уголовное право и уголовный процесс

40 Понятие уголовного права. Принципы уголовного права

41 Уголовная ответственность и наказание

Тема 14.

Международное право как основа взаимоотношений государств мира

42 Понятие международного права

43 Международная защита прав детей.

Итого 85 теоретических часов

Введение(2ч)

Практическая часть

1.Какое слово обобщающее? преступление дисциплинарный проступок

административный проступок гражданский проступок

правонарушение

Какое обобщающее?

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) парламент

2) правительство

3) суд общей юрисдикции

4) орган власти

5) арбитражный суд

Что не относится к праву? Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) установлено государством 2) имеет письменную форму 3) представление о добре

4) содержит нормативно-правовые акты 5) внутреннее побуждение 6) охраняется и защищается государством

7) регулятор общественных отношений

4.Все, кроме двух – примеры прав работника

1) заключить трудовой договор 2) осуществлять функции, обусловленные трудовым договором 3) получать заработную плату своевременно и в полном объёме

4) иметь полную и достоверную информацию об условиях труда 5) исполнительность 6) бережливость

Вставьте слова в текст

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности — ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:1) общество 2) правонарушения 3) уголовная

4) отрасли 5) государственное регулирование 6 государственное принуждение7) дисциплинарная 8) преступления 9) государство

Рефлексия (на листочках)

Меня удивило………..

Мне понравилось задание где нужно….

Я узнал новое о ……

Задание 2. Сопоставьте

1.Теологическая теория: А)Право образовалось с момента, когда у общества возникла потребность по упорядочиванию своих отношений
2.Теория естественного права: Б)Человек от рождения обладает неотъемлемыми естественными правами  
3.Историческая школа: В) Право является результатом компромисса различных противоборствующих сторон в обществе
4.Нормативистская теория: Г)Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший  
5.Позитивистская теория: Д)Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства  
6.Марксистская теория Е)Право зависит от социально-экономических факторов общества.
7.Примирительная теория: Ж) Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей.    
8.Регулятивная теория З)Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром.

Задание 3. Что лишнее и почему?

Задание 4.Работа с текстом.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (...) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (...) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства

1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором.

2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия.

3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Задание 5. Верно ли суждение?

1.1 Право – важнейший регулятор общественных отношений

1.2 Право регулирует жизнь общества, как и мораль, религия, нормы обычаев и традиций

1.3 Право в отличие от других норм создано обществом а не государством

1.4 Право-самая ранняя форма социальных норм

1.5 Право частично закрепляет нормы религии и обычаев характерные для первобытного общества.

Работа с текстом.

В конце XVIII — начале XIX в. наибольшую известность получила историческая школа права. Право согласно данной концепции — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право — это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия).

Достоинства данной теории в том, что впервые наиболее основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права. Слабые стороны: ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Верно ли суждение (используйте текст?)

1. Историческая школа права- самая ранняя школа

2. Историческая школа зародилась в конце XIXвека

3. Согласно концепции исторической школы право устанавливается общественным договором.

4. Согласно концепции исторической школы право основано на исторически сложившихся правовых обычаях

5. Историческая школа исчерпала себя так как развитие рыночных отношений подорвало значение правовых обычаев, которые уже не справлялись с регулированием общества.

Вставьте слова в текст.

Марксистская теория права наибольшее распространение получила в XIX-XX вв. Представители: К.. Маркс,___1___.:Право понимается как возведенная в закон воля господствующего ___2__.Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право понимается как __3___ (т. е. как формально определенный нормативный акт), выделяются четкие критерии правомерного и противоправного; показывается зависимость права от __4___факторов, наиболее существенно влияющих на него;Обращается внимание на тесную связь права с __5__, которое устанавливает и обеспечивает его. В теории

право слишком жестко связывается с ___5___ факторами.

Слова для текста: духовными, религиозными, Энгельс, класса, социально-экономических, закон, государством, материальных

Дополните таблицу

Психологическая теория права обращается внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими
……………………. Право подразделяется на божественное, данное от бога, и позитивное (волеустановленное), т.е. исходящее от людей
Нормативистская теория права доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

Совместите

1.К.Маркс А)Марксистская теория
2.Ф.Энгельс Б)Теория естественного права
3.Ф.Аквинский В)Историческая школа
4.Г. Гуго, Ф. Савиньи Г)Теологическая теория
5.Т. Гоббс, Дж. Локк

5.Ответьте на вопросы по тексту

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и индивида требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для поддержания существующего строя, для его нормального функционирования. <...> Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и другие.

Государство закрепляет права личности не произвольно, оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, для осуществления которых сформировались социально-политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. <...>

Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества. <...> Конституция РФ провозглашает, что в РФ «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам и нормам международного права». Это положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм, содержащих права и свободы граждан.

5.1. Опи­ра­ясь на текст, зна­ние обществоведческого курса и знания, по­лу­чен­ные из дру­гих общественных дисциплин, на­зо­ви­те три социально-политические предпосылки, не­об­хо­ди­мые для юри­ди­че­ско­го оформления есте­ствен­ных прав человека.

5.2. Автор пе­ре­чис­ля­ет про­цес­су­аль­ные права граждан. На­зо­ви­те три про­цес­су­аль­ных права.

5.3. Что, по мнению автора, образует правовой статус гражданина? Какое положение Конституции дает основания понимать правовой статус человека и гражданина России как единый комплекс внутригосударственных и международных норм?

6.Зарисуйте схему «Основные принципы права»

Итого 85 теоретических часов - student2.ru

Рефлексия (на листочках)

Меня удивило………..

Мне понравилось задание где нужно….

Я узнал новое о ……

Тема 4.Понятие и система права.Классификация норм права, структура правовой нормы

Повтор терминов

Домашнее задание –опорный конспект, просмотр видео из цикла передач телеканала доброе утро «Адвокатские истории»

Практическое задание. Тема 4

Решите задачи

1. Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения?

2. К какой отрасли права относится следующая ситуация?Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности.

3. К какой отрасли права относится следующая ситуация?17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил.

4. К какой отрасли права относится следующая ситуация В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына.

5. К какой подотрасли права относится следующая ситуация Гражданин Г. скончался, оставив завещание. Все принадлежавшее ему имущество он оставил своей второй жене. От первого брака у него осталось двое детей, один из сыновей несовершеннолетний. Также у него осталась 76-летняя мать. Завещание было оспорено родственниками умершего в суде.

6. К какой отрасли права относится следующая ситуация?Молодая женщина трудоустроилась на работу в фирму на должность секретаря-референта. Через несколько месяцев она вышла замуж и забеременела. Администрация фирмы расторгла с ней трудовой договор.

7. К какой отрасли права относится следующая ситуация?Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта.

8. К какой отрасли права относится следующая ситуация? Фирма «Иванов и К.» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объёме принадлежащим им имуществом, имеют равные права в управлении своим предприятием.

9. К какой отрасли права относится следующая ситуация? Владелец интернет-магазина за­клю­чил сроч­ный тру­до­вой до­го­вор с тремя 15-летними уча­щи­ми­ся про­фес­си­о­наль­но­го лицея. В со­от­вет­ствии с усло­ви­я­ми до­го­во­ра каж­дый из них дол­жен вы­пол­нять ра­бо­ты по упа­ков­ке по­ку­пок кли­ен­тов ма­га­зи­на в те­че­ние учеб­но­го года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с ча­со­вым пе­ре­ры­вом на обед.

10. К какой отрасли права относится следующая ситуация? Гражданин иностранного государства, работающий по контракту в РФ, решил получить гражданство РФ.

Решите тест

1. Выберите обобщающее понятие: норма права, институт права, отрасль права, подотрасль, система права.

2. Выберете обобщающее: семейное право, предпринимательское, частное, трудовой, гражданское.

3. Выберете обобщающее:публичное право, финансовое право, административное право, уголовное право, конституционное право

4. Что лишнее,что не относится к теме система права?? Норма права, подотрасль, отрасль, институт права, конституционное право, трудовое право, семейное право, правонарушение.

5. Дополните таблицу

А.Частное Регулирует отношения на началах равенства сторон
Б.…………………… Совокупность отраслей регулирующих отношения в ходе судебного процесса
В.публичное Регулирует отношения на началах подчинения

6. Вставьте слова в текст

«Правовая норма – это общее (А) поведения, установленное государством, регулирующее общественные (Б). Юридические нормы, составляющие право государства, отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они, несмотря на разнообразие, обнаруживают тесную (В), представляя в совокупности единую (Г). Основной частью системы права являются (Д) права. Система права включает в себя такие отрасли права, как конституционное, гражданское, трудовое, семейное, административное, уголовное и другие. Нередко слова «право» и «закон» используются как синонимы. Однако в строгом смысле слова законами называются правовые акты, которые, по общему правилу, принимаются законодательным органом государственной (Е) и являются главными. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) правило2) норма3) взаимосвязь4) система5) судопроизводство

6) власть7) отрасль8) указ президента9) отношение

Рефлексия (на листочках)

Меня удивило………..

Мне понравилось задание где нужно….

Я узнал новое о ……

Тема 5. Правовые нормы и их характеристики

Повтор терминов

Д.з – Домашнее задание –опорный конспект, просмотр видео из цикла передач телеканала доброе утро «Адвокатские истории»

Практическая часть

Верно ли суждение?

А. норма права понятие более широкое чем отрасль права

Б. Норма права может быть регулятивной и охранительной

В. Норма права состоит из трех частей: гипотезы, санкции и инструкции

Г. Норма права входит в институт права

Д. Норма права может быть императивной и диспозитивной

Е. По сфере действия норма права может быть локальной и диспозитивной

3.Нормы права, в отличие от норм морали

1) отражают представление о гармонии человека с природой

2) выражают общественное мнение

3) пре­пятствуют социальным измене­ни­ям

4) со­держатся в нормативных актах

4.В какой из ситуаций идет речь о нормах гражданского права?

А. Коля и Маша заключили брачный договор

Б. Ольга прочитала личную переписку Иры с Вовой

В. Катя распространяла наркотики в школе

Г. Аня купила хлеба в магазине

Д. Ася наняла группу рабочих для ремонта квартиры и заключила с ними договор ремонтных работ

5.В какой из ситуаций идет речь о нормах административного права?

А. Ольга написала завещание и оформила у нотариуса

Б. Николай приобрел машину в автосалоне в кредит

В. Коля перевозил груз на своей машине без специальных обозначений

Г. Василий курил в общественном месте

Повтор терминов

Домашнее задание–опорный конспект, просмотр видео из цикла передач телеканала доброе утро «Адвокатские истории»

Практическое задание. Институы права,методы правовогорегулирования.

Вставьте слова в текст

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив - __1__ права, который представляет собой объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных __2__ одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового __3__ и т. д.), трудовой дисциплины (привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и проч.).Институт — гораздо __4__, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой ___5__ права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль __6__- права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т. п.___7___ институт включает юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ)Сложныйинститут права представляет собой совокупность норм, входящих в состав __8__отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права

Слова:различных,одинаковых,простой.сложный, трудового,семейного,отрасли,меньшая, более крупная, договора, отношений, институт,подотрасль права

Работа с текстом

Какие два метода правового регулирования называет автор?

Какой метод является преимущественным для норм экологического права? Приведите пример одной любой нормы экологического права и укажите, к какому методу правового регулирования она относится.

В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.

Экологическое право — это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.

Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования — это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов — административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Верно ли суждение?

А. институт права – часть системы права, которая входит в норму права

Б. Выделяют простые и сложные институты права

В. К простым институтам права относят институт собственности.

Г. Институт права – это совокупность норм внутри подотрасли права

Д.правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов — административно-правового (императивного), и диспозитивного

Е. Императивный метод регулирования более жесткий чем диспозитивный.

Рефлексия (на листочках)

Меня удивило………..

Мне понравилось задание где нужно….

Я узнал новое о ……

Вставьте слова в текст

Законотворчество – это деятельность компетентных __1_- государственной власти, которая представляет собой в принятие, изменение или отмену правовых__2__. Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются ____3___правила поведения (правовые нормы), адресованные всем ___4___ правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных ___5___ – нормативно-правовых актах. Важнейшей задачей___6___ в области законодательной деятельности является приведение всей ---7--- законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных __8__ и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности.

Термины:государственной думы, органов, норм, исполнительной власти, общеобязательные, субъектам, указы, документах, государства,системы, прав, обязанностей.

Что обобщающее?

Дума, первое чтение, президент, указ, нормативный акт, законотворческий процесс.

Что лишнее и почему?

Первое чтение, второе чтение, гос.дума, приказ.

4. Государственная Дума федеральные законы…:

Šа принимает;

Šбутверждает;

Šв подписывает;

Šг одобряет.

5. Совет Федерации федеральные законы…:

Šа подписывает;

Šб одобряет;

Šвутверждает;

Šг принимает.

6. Президент РФ федеральные законы…:

Šа утверждает;

Šб подписывает;

Šв одобряет;

Šгпринимает.

7. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «закон»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,раскрывающие это понятие.

8.Право законодательной инициативы есть у ..(выберете несколько позиций) 1. Ученик 6 а класса 2. Совет Федерации 3. Президент РФ 4. Правительство 5. Федеральные Суды по вопросам их компетенции 6. Судебный пристав 7. нотариус 9.Сколько чтений закона в Гос Думе Ответ _____  
10.Какой орган одобряет законы? 1. Ученик 6 а класса 2. Совет Федерации 3. Президент РФ 4. Правительство 5. Федеральные Суды по вопросам их компетенции 6. Судебный пристав 7. нотариус   11. Как называется запрет президента на закон? А.вето Б.табу В. эмбарго Г.санкция  
12.Чтобы преодолеть вето президента нужно А.обратиться в Конституционный суд Б. обратиться к нотариусу В.преодолеть вето большинством голосов Федерального собрания Г.пожаловаться в Европейский суд по правам человека 13. Как называется опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки)? 1.промульгация 2.пролонгация 3. инфляция 4.стагнация
14. В каких газетах происходит официальное опубликование закона? А.космополитен Б. Российская газета В. парламентская газета Г. Санта-барбара 15. Сколько дней после подписания президентом отводится на опубликование закона? А.3 Б.7 В.10 Г.две недели

16. Составьте сами схему – порядок принятия Законов в РФ(перерисуйте тетрадь и заполните)

                                               
  Итого 85 теоретических часов - student2.ru
    Итого 85 теоретических часов - student2.ru   Итого 85 теоретических часов - student2.ru   Итого 85 теоретических часов - student2.ru
    Итого 85 теоретических часов - student2.ru     Итого 85 теоретических часов - student2.ru     Итого 85 теоретических часов - student2.ru
                Итого 85 теоретических часов - student2.ru
 
 
 
 
 
    Итого 85 теоретических часов - student2.ru
 
    Итого 85 теоретических часов - student2.ru   Итого 85 теоретических часов - student2.ru
    Итого 85 теоретических часов - student2.ru   Итого 85 теоретических часов - student2.ru
 
 

Рефлексия (на листочках)

Меня удивило………..

Мне понравилось задание где нужно….

Практическая часть.тема 8.

Источники права. Нормативный правовой акт.

Что обобщающее?

Правовой обычай, нормативный договор, кровная месть, указ, приказ, нормативный акт,источники права.

Что пропущено в схеме

Источники права
Правовой акт Правовой обычай   Нормативный договор

Вставьте слова в текст

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определённую правовую форму. Это происходит в результате __________(А)государства.. С его помощью воля законодателя находит своё выражение в нормативном правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Под источниками(формами) права в юридической науке .обычно понимают___________(Б) выражения правотворческой деятельности государства ,т.е акты __________-(В) государственных органов, устанавливающих нормы права. К таким органам относятся, например, ___________(Г),правительство

К источникам права относят не только нормативные правовые акты, но и правовые обычаи, судебные и административные прецеденты, нормативные договоры.

Под правовым обычаем понимают нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества_________(Д).

Юридический прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признаётся, что решение по конкретному делу может стать ________(Е) для разрешения всех подобных случаев на будущее время.

Термины

1)обязательное значение 2)правотворческая деятельность

3)гражданское общество 4)компетентный 5)государственный аппарат

6)правило 7)парламент 8)законодательство 9)внешние формы

Совместите

1. Нормативный акт А. решение суда, которое стало законом
2. Правовой обычай Б. повторяющееся правило поведения которое считается законом
3. Нормативный договор В. документ который отражает волю двух сторон
4. Юридический прецедент Г. акт, издаваемый государством
7.Верно ли суждение? 1. Нормативный акт – основной источник права в Сшаи Канаде 2. Нормативный договор заключается между двумя сторонами и более 3. Примером правовых обычаев являются указы, приказы, постановления 4.виды нормативных актов это законы и подзаконные акты. 5. Дипломатический обычай это пример юридического прецедента. 8.Первой формой выражения права был (-ла): 1) судебный прецедент 2) нормативно-правовой акт 3) правовой обычай 4) правовая доктрина
9.Верны ли следующие утверждения о правовых актах? А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма. Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10.Найдите в списке источники права А. газетная статья про Бритни Спирс Б. Указ прези

Наши рекомендации