Понятие, предмет и особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Право осуществлять ОРД предоставляет­ся: МВД РФ, ФСБ, ФСО РФ, Федеральной таможенной службы, внешней разведки Миноборо­ны РФ, Минюстиции РФ.

предметом прокурорского надзораявляется обеспечение: 1) гарантий соблюде­ния прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовя­щихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Поводами для проведения прокурорской проверки закон­ности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

— жалобы граждан и обращения должностных лиц на не­законные действия и решения должностных лиц органов, осу­ществляющих ОРД;

— результаты изучения материалов уголовных дел о нерас­крытых преступлениях.

Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномо­ченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях от­сутствия положительных результатов по выявлению подготав­ливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозре­ваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

пределы прокурорского надзора:

1. В пределы не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых ак­тов, принятых в развитие положений федерального законода­тельства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях под­надзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать по­ложения этих документов.

Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотруд­ника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам.

3. Прокурор не вправе своим решением отменить незакон­ные или необоснованные решения сотрудника, осуществляю­щего ОРД.

4. Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

5. Сведения о лицах, внедренных в организованные пре­ступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содей­ствие этим органам на конфиденциальной основе, предостав­ляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

6. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случа­ях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граж­дан, свидетельствующим о нарушениях этими органами зако­нодательства РФ.

7. В ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор дол­жен изучать только те оперативно-служебные документы, ко­торые заведены в связи с обеспечением собственной безопас­ности указанных органов.

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляю­щими ОРД возложен на Генпрокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокура­тур несут персональную ответственность за организацию над­зора.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за за­конностью ОРД должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного поль­зования.

Допуск для работы с документами оформляется в соот­ветствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к гос. тайне, утвержденной постановлением Правительства.

Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непо­средственное осуществление этих функций.

Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по доку­ментам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.

Согласно совместному указанию Генпрокурату­ры РФ и ФСБ «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона "Об ОРД" органами ФСБ» у прокуро­ра должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа ФСБ.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок вправе:

— знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

—требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения за­кона;

—давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекраще­нии;

— опротестовывать незаконные и необоснованные по­становления руководителей органов, осуществляющих ОРД;

— отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уг. дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;

— опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осущест­вляющих ОРД;

— вносить представления об устранении нарушений зако­на, допущенных должностными лицами органов, осуществля­ющих ОРД;

— требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нару­шения ими закона;

— проводить проверку при обнаружении признаков пре­ступления в соответствии с требованиями уголовно-процес­суального законодательства;

— направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При нарушении ОРД, прав и законных интересов физических и юри­дических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с за­конодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда

В случаях незаконного отказа в предоставлении докумен­тов прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований про­курора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц к ответственности, в том числе и уголовной.

Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать наруше­ния прав и законных интересов физ. и юр. лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, прини­мать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом от­ветственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содер­жащихся в предоставленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.

Уполномоченные прокуроры несут ответ­ственность за несоблюдение ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими гос. тайну.

25. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Под прокурорским надзоромза исполнением законов ор­ганами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномочен­ных прокуроров в досудебных стадиях уг. процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уг. преследования.

прокурорский надзор решает 2 задачи. 1. служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, 2. осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффек­тивно проводить уг. преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным за­конодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного зна­чения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предвари­тельного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уг. преследования, прокурор обязан:

1) обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и до­знания независимо от их ведомственной принадлежности;

2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельно­сти с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного за­ключения, направления дела в суд, для применения прину­дительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уг. дела);

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность про­куроров — защиту прав и законных интересов лиц, потерпев­ших от преступлений. Прокуроры должны внимательно под­ходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, воз­мещению морального и материального ущербов;

4) обеспечить своевременность и законность решений сле­дователя и дознавателя по результатам проверки каждого со­общения о преступлении;

5) принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

6) осуществлять надзор за своевременностью и правильно­стью проведения следственных действий;

7) установить действенный надзор за законностью и обо­снованностью прекращения уг. дела и уг. преследования, строго руководствуясь при этом требованиями УПК.

В ходе досудебного производства по уголовному делу про­курор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о престу­плениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уг. за­конодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допу­щенных в ходе дознания и предварительного следствия;

4) давать согласие дознавателю на возбуждение уг. дела;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресе­чения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства рас­следования, если ими допущено нарушение требований УПК;

8) изымать любое уг. дело у органа дознания и пере­давать его следователю с обязательным указанием оснований данного действия;

9) передавать уг. дело от одного органа предвари­тельного расследования другому с соблюдением правил под­следственности, с обязатель­ным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановле­ния нижестоящего прокурора в порядке, установленном УПК;

11)продлевать срок дознания;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинитель­ный акт и направлять уг. дело в суд;

возвращать уг. дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного рассле­дования.

26. Акты прокурорского реагирования. Правовые средства прокурорского надзора, используемые для выявления, устране­ния и предупреждения нарушений закона.

Заключение

Представлениеимеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уг. процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами пред­варительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выяв­ленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответствен­ности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

ПостановлениеВ случаях, предусмотренных УПК, проку­рор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором наруше­ний уг. законодательства. Прокурор также вправе вы­нести, в случаях нарушения УПК, постановление о признании полученных органами уг. преследования доказательств не допустимыми.

ТребованиеПри осуществле­нии прокурорского надзора в досудебных стадиях уг. процесса прокурор вправе истребовать у следователя уг. дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требова­ния (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Представление

Указание.Это правовое средство является наиболее распро­страненной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способству­ет недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законо­дательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства следствен­ных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет произ­водство, об объеме обвинения, направлении уг. дела в суд или его прекращении и т.д.

Согласие прокурора.Уголовно-процессуальным законода­тельством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, вы­емка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституци­онные права и свободы граждан, а также на применение к по­дозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуж­дение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совер­шение которых необходимо судебное решение.

Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознава­тель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемо­го или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального при­нуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемо­го (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

Принятие некоторых процессуальных решений также тре­бует непосредственного согласия прокурора. Например, проку­рор утверждает решение следователя, дознавателя о прекраще­нии производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уг. дело в суд.

Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реаби­литированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменно­му указанию прокурора средства массовой информации, опу­бликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

По требованию реабилитированного, а в случае его смер­ти — его близких родственников или родственников суд, про­курор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых реше­ниях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

Наши рекомендации