Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ.
Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры
1. Становление прокуратуры в России связано с именем Петра I. Осуществляя реформу административного управления, Петр I в 1711 г. учреждает Правительствующий Сенат - основной задачей этого учреждения должно стать осуществление высшего надзора и распоряжения за всем государственным управлением. В связи с этим Петр I понимает, что необходим контроль за деятельностью Сената, и дает распоряжение о введении должности фискалов.
1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.
1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.
1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.
С 1991 г. – новая российская прокуратура.
Указом от 12 января 1772 г.:«Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурорадля надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уг. преследование в суде.
Судебная реформа 1864 г.,проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уг. преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уг. преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).
Советская прокуратурабыла создана 28 мая 1922 г.В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уг. преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу – Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.
В российских условиях прокуратура,не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.
Территориальные прокуратуры
Прокуратуры субъектов РФ возглавляют прокуроры, назначаемые на должность Генпрокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта. Руководители прокуратур субъектов РФ имею первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность Генпрокурором РФ.
В прокуратурах субъектов РФ создаются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. В прокуратурах субъектов РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов РФ.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов, иных административно-территориальных единиц и уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах фонда оплаты труда, установленного Генпрокурором РФ.
Прокуратуры районоввозглавляют прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей, следователей и их помощников.
По решению Генпрокурора РФ в прокуратурах районов могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генпрокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генпрокурору РФ.
Заключение
Представлениеимеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уг. процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.
ПостановлениеВ случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уг. законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения УПК, постановление о признании полученных органами уг. преследования доказательств не допустимыми.
ТребованиеПри осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уг. процесса прокурор вправе истребовать у следователя уг. дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.
Представление
Указание.Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уг. дела в суд или его прекращении и т.д.
Согласие прокурора.Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение.
Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.
Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.
Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уг. дело в суд.
Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.
По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.
Сущность и задачи деятельности прокурора, участвующего в уг. судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уг. дел. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения закона.
В основе современного уг. судопроизводства лежит принцип состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности заключается в том, что один участник уг. судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. Прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уг. преследования.
Уг. преследование на различных этапах уг. судопроизводства имеет свои формы выражения-на досудебных стадиях - в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях — в форме поддержания гос. обвинения.
В приказе Генпрокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уг. судопроизводства» УПК требуют от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство гос. обвинителя в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В связи этим всем заместителям Генпрокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел судами одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры.
задачи:
1) постоянно совершенствовать работу по поддержанию гос. обвинения. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников;
2) обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК мировым судьей;
3) руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать гос. обвинение;
4) гос. обвинителям способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения;
5) руководителям прокуратур обеспечивать участие гос. обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Право апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно гос. обвинителю;
7) обращать внимание на совершенствование профессионального мастерства гос. обвинителей. В этих целях организовать надежную систему обучения;
8) использовать СМИ для пропаганды деятельности гос. обвинителей; обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию.
9) всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уг. дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.
Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уг. дел.Прокурор как участник уг. судопроизводства является должностным лицом, на которого законом возложено выполнение функции уг. преследования и решение задач по осуществлению прокурорского надзора.
В качестве прокурора в уг. судопроизводстве правомочны выступать:
Генпрокурор, прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители и помощники, осуществляющие процессуальную деятельность, направленную на изобличение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Каждый прокурор действует в пределах своей компетенции, определяемых местом прокуратуры в системе органов прокуратуры, предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел. В силу централизованного характера системы органов прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе выполнять действия, отнесенные к компетенции нижестоящих.
Процессуальное положение: В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает гос. обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Являясь участником уг. судопроизводства со стороны обвинения, прокурор, может отказаться от осуществления уг. преследования. Основания и порядок отказа прокурора от обвинения закреплены в УПК. По общему правилу, если гос. обвинитель в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.
Предмет и система курса «Прокурорский надзор в РФ.
Курс «Прокурорский надзор» — учебная дисциплина, представляющая собой целостную систему знаний о содержании надзорной деятельности прокуратуры по укреплению законности в РФ. В ней освещается самое существенное, что имеется в науке о прокурорском надзоре.
Предмет курса - правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с выполнением надзорных функций, несущих в себе важную информацию о деятельности органов прокуратуры, о прокурорском надзоре. Ими определяются назначение прокурорского надзора, его принципы, правовые средства выявления нарушений законности, средства реагирования на них и т. д. Практика их применения тоже является предметом данной учебной дисциплины. С одной стороны, практика позволяет более глубоко изучать правовые нормы, образно представлять содержание надзорных действий, их виды, значение; а с другой — при применении к конкретным нарушениям законности может выясниться несовершенство норм, в связи с чем появляется необходимость формулировать предложения об отмене, изменении или дополнении правовых актов.
Предмет курса «Прокурорский надзор» совпадает с предметами других учебных дисциплин. Организация и деятельность прокуратуры изучаются в конституционном, уголовно-исполнительном праве, уголовном и гражданском процессах. «Прокурорский надзор» — дисциплина полностью самостоятельная.
В курсе «Конституционное право» раскрывается организация прокуратуры, схематично определяется ее назначение. В более широком плане изучается организация, система и задачи прокурорских органов в учебной дисциплине «Система правоохранительных органов». Основное содержание курса «Прокурорский надзор» составляет обстоятельное изучение деятельности прокурорских органов во всем многообразии ее проявления. В нем также изучается организация, но не самой прокуратуры, а ее работы.
В курсе «Административное право» очень кратко освещается общий надзор за законностью правовых актов органов гос. власти, суть же общего надзора не раскрывается. Не учитывается и то, что надзор призван обеспечивать исполнение законов учреждениями, предприятиями, организациями.
В учебной дисциплине «Уголовный процесс» изучаются виды уголовно-процессуальных действий, совершаемых прокурором, применительно к различным стадиям уг. судопроизводства. Главное в нем — освещение деятельности следователей в раскрытии преступлений, судей — в исследовании, оценке доказательств, установлении обстоятельств уг. дела и пр. Содержание же деятельности прокурора в уголовном процессе не раскрывается.
Дисциплиной «Гражданский процесс» показаны осуществление правосудия по гражданским делам, стадии его развития, виды и порядок совершения гражданских процессуальных действий, права и обязанности прокурора как лица, участвующего в деле. В курсе «Прокурорский надзор» изучается содержание деятельности прокурора в гражданском процессе, ее особенности на разных стадиях, освещается специфика правовых средств, используемых прокурором в стадиях возбуждения гражданского дела, судебного разбирательства.
методы изучения - сравнительный анализ, проблемная постановка вопросов и способы их разрешения. Изучаются законы о прокуратуре государств Содружества, в которых содержатся установки, позволяющие выбирать наиболее целесообразное регулирование надзорных отношений.
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» состоит из 2 частей:
Общей - исследуются сущность, принципы прокурорского надзора; направления его деятельности; нормы права, регулирующие надзорные отношения; компетенция прокуратуры, организация ее работы.
особенной - изучаются все направления деятельности прокурорских органов, полномочия прокуроров применительно к каждому из них, правовые средства надзора по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законности. Кроме того, анализируются содержание отдельных актов прокурорского реагирования, работа прокуратуры по жалобам и др.
3. Правовые основы (источники) организации и деятельности прокуратуры России. Их классификация.
ст. 3 Закона о прокуратуре - правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие ФЗ и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ.
Конституцияопределяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры- прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ.
В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генпрокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей гос. власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе органов прокуратуры.
Однако специфика федеративного устройства российского государства обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ.
Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как управление прокуратурой относится исключительно к ведению РФ.
Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ. Им является Закон о прокуратуре.
Закон о прокуратуре состоит из 7 разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генпрокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.
Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.
Деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами иных ФЗ.
ст. 30 Закона о прокуратуре - полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются УПК и другими ФЗ.
Полномочия прокурора по осуществлению уг. преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в УПК.
Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП.
Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.
Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ:
от 30.06.1997 Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников РФ,
от 01.08.2007 № 1004 Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ и др.
Нормативные правовые акты Генпрокурора РФ - обязательны для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Указанные нормативные правовые акты занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку принимаются в соответствии с текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации своих полномочий, управлению всей системой ее органов.
Они должны соответствовать требованиям: 1. приниматься уполномоченным на это должностным лицом прокуратуры (Генпрокурором РФ или его заместителями); 2. не противоречить Конституции и ФЗ; 3. быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следователями прокуратуры. Обязательное значение эти нормативные правовые акты имеют и для иных должностных лиц органов, поднадзорных прокуратуре.