Правовое положение акционерного общества

Акционерное общество – общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости, и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом. Акционерное общество может быть открытым или закрытым (статья 29 Закона Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью").Предприятие, имущество которого принадлежит на праве собственности иному юридическому или физическому лицу или лицам и передано предприятию на праве полного хозяйственного ведения;

) Акционерное общество (АО).

С 1.01.96 года введен закон РФ «Об акционерных обществах». Согласно ГКРФ акционерным признается общество, капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО не отвечают по обязательствам самого общества и несут риск убытка только в пределах стоимости своих акций. Основным документом является устав, который должен содержать:

1. полное и сокращенное фирменное название

2. место нахождение

3. тип общества (ОАО или ЗАО)

4. количество, номинал категорий акций, типы привеллигерованных акций, права владельцев акций

5. размер уставного капитала

6. структуру и компетенцию управления и принятия решений

7. порядок подготовки и проведения собраний

8. перечень вопросов для решения, которых необходимо либо единогласие, либо квалифицированное большинство

9. сведения о филиалах и представительствах.

АО подлежит государственной регистрации и несет ответственность всем имуществом. Может быть открытым или закрытым. В ОАО участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Для этого проводится открытая подписка либо свободная продажа. В ЗАО акции распределяются среди учредителей или заранее оговоренных лиц. ОАО или ЗАО отличаются по числу акционеров. В ОАО – неограниченно, в ЗАО – не более 50 человек. Если большее число акционеров, то следует реорганизация в ОАО. Различают также размеры уставного капитала: не менее 1000 МРОТ в ОАО, для ЗАО – не менее 100 МРОТ. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов. При учреждении АО все акции размещаются среди учредителей и все они именные. АО могут выпускать обыкновенные и привеллигерованные акции. Обыкновенные акции являются голосующими, а привеллегированные не участвуют в голосовании. Они могут быть нескольких типов, но сумма их номиналов не может более 25 % уставного фонда. Дивиденды их заранее определены. У обыкновенных акций дивиденды определяются по результатам деятельности предприятия. В западном варианте предусматривается кумулятивные акции. По ним дивиденды накапливаются и выплачиваются в последствии. Привилегированные акции не имеют голоса, за исключением случаев, предусмотренных законом, в частности по вопросу реорганизации и ликвидации АО.

АО имеет право создавать резервный фонд в размерах не менее 15% уставного фонда. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций в случае отсутствия других средств.

Высшим органом АО является общее собрание. В его компетенцию входит:

- внесение изменений и дополнений в устав АО или утверждение нового устава;

- реорганизация общества;

- ликвидация общества;

- определение численности совета директоров (наблюдательного совета), избрание его членов и досрочное прекращение членства;

- определение количества выпускаемых акций;

- определение уставного капитала;

- избрание исполнительной власти;

- избрание ревизионной комиссии;

- утверждение аудитора обществом;

- утверждение годовых отчетов;

- определение прибыли и установление суммы убытка;

- определение порядка ведения собрания.

Решение принимается большинством в три четверти голосов голосующих акций (если не принимаются другие решения).

Наблюдательный совет, в виде совета директоров осуществляет общее руководство деятельности АО. В его компетенцию входят:

- определение приоритетных направлений деятельности АО;

- созыв годового и не очередного собрания;

- утверждение повестки дня;

- определение даты собрания и составление списков акционеров;

- вынесение на общее собрание самых существенных вопросов АО;

- увеличение уставного капитала;

- рекомендации по размеру дивидендов.

- определение рыночной стоимости имущества АО

- образование исполнительного органа АО

Члены совета директоров избираются годовым общим собранием сроком на 1 год, член совета может переизбираться неограниченное число раз. Руководство текущей деятельностью осуществляется директором или управляющим.

В последнем варианте закона об АО внесены следующие изменения и дополнения:

- увеличены полномочия совета директоров, поэтому по своей идеи этот закон является менеджеровский (власть управляющего увеличивается);

- впервые в законе введено понятие рыночной стоимости фирмы;

введены ограничения для генерального директора (он теперь не может быть председателем директоров).

Основными преимуществами АО являются:

1) Возможность сбора крупных капиталов в ограниченный промежуток времени.

2) При выходе его участников из АО основной капитал не будет уменьшен, т.к. вновь входящие будут приобретать акции выходящих из членов АО. Именно поэтому АО имеют возможность осуществлять перелив капитала из малодоходных отраслей в высокодоходные.

3) За счет больших капиталов АО могут осуществлять весь цикл от науки до производства.

4) Члены АО несут только ограниченный риск в пределах приобретенных акций.

Недостатки:

1) Отдаленность основной массы акционеров от системы управления АО.

2) В связи с этим скапливаются огромные капиталы в руках ограниченного числа лиц.

3) Появляется возможность злоупотребления крупным капиталом.

39.Правовое положение унитарного предприятия.

Унитарные предприятия - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п. 1ст. 113ГК).

Унитарные предприятия могут учреждаться только Российской Федерацией, субъектами федерации или муниципальными органами, которые являются собственниками закрепленного за унитарными предприятиями имущества.

Унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью.

1. Выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Различия между ними следующие:

• казенное предприятие может быть создано только Российской Федерацией;

• субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия несет Российская Федерация;

• казенное предприятие не может быть признано банкротом;

• казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной продукцией (если иное не установлено законом или иными правовыми актами);

• собственник закрепленного за казенным предприятием имущества в праве изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.

Собственник закрепленного за унитарным предприятием имущества вправе:

• создавать, ликвидировать предприятие;

• определять цели деятельности и утверждать устав предприятия;

• назначать органы управления предприятия;

• получать установленную часть доходов предприятием.

41. Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

Российская Федерация и ее субъекты — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования — составляют наряду с физическими и юридическими лицами еще одну группу субъектов гражданского права. Государство, государственные и муниципальные образования являются носителями таких гражданских прав, как право собственности. Они могут быть стороной договоров, регулируемых нормами гражданского права, например, стороной договора дарения, по которому гражданин передает в собственность государства какие-либо ценности или произведения искусства. К государству гражданские права могут переходить и иным путем, в частности, по праву наследования по закону или по завещанию.

Во всех этих случаях от имени Российской Федерации и ее субъектов действуют органы государственной власти, например, Министерство финансов Российской Федерации, комитеты по управлению государственным имуществом, а от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. В отдельных случаях от имени государства, государственных и муниципальных образований могут выступать юридические лица и граждане (ст. 125 ч. 1 ГК РФ).

Наши рекомендации