Вопрос Субъективные права и законные интересы осужденных к лишению свободы.
Субъективное право осуждённого – закреплённая законом и гарантируемая государством реальная возможность, во-первых определённого поведения осуждённого и во-вторых, возможность пользования осуждённым социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц, учреждений и органов, исполняющих наказание.
Основные права осуждённых закреплены в ст. 12 – 15 УИК, например в ст. 13 УИК закреплено право осуждённых на личную безопасность, реализация которого обеспечена обязанностью соответствующих должностных лиц принять неотложные меры при возникновении угрозы безопасности конкретной личности.
В качестве одного из элементов правового статуса осуждённых необходимо рассматривать их законные интересы.Некоторые авторы относят их к дополнительным элементам правового статуса осуждённых. Так, по мнению Б.В. Малинина , их можно считать только лишь предпосылками правового статуса осуждённого. Но это не совсем так. Законные интересы осуждённых имеют много общего с субъективными правами, но не тождественны им. Для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит оценка поведения осуждённого персоналом учреждения и органом исполняющих наказание, судом и другими субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.
Законные интересы – закреплённые в правовых нормах стремления осуждённых к обладанию теми или иными благами, которые удовлетворяются в основном в результате оценки поведения осуждённого во время отбывания наказания ( например: условно-досрочное освобождение).
Законные интересы могут быть разделены на три группы:
- законные интересы, направленные на получение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах (ст. 77 перевод на улучшенные условия содержания осуждённых).
- законные интересы, направленные на получение осуждённым льгот ( в отличии от поощрений, которые являются мерами государственного одобрения социально желательного поведения людей, большинство льгот устанавливается вне зависимости от заслуг осуждённого, а в связи с обстоятельствами, которым закон придаёт правовое значение, например: ст. 139 УИК «оставление в воспитательных колониях лиц, достигших совершеннолетия).
- законные интересы, направленные на получение благ, которые по своей сути не являются для осуждённого ни поощрениями, ни льготами. Для этого законодатель обычно использует такие формулировки, как «в порядке исключения, по возможности, как правило» (например: ч.1 ст. 103 УИК «привлечение осуждённых к лишению свободы к труду осуществляется по возможности с учётом их специальности).
71 вопрос Уголовно-исполнительная политика Российской Федерации: понятие, содержание, тенденции развития.
Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики
Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).
Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем
защиты граждан от преступных посягательств посредством исполнения уголовных наказаний,
создания условий для исправления осужденных, а также
обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.
Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:
приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.
Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается
1.в гуманизации исполнения и отбывания наказания; 2.демократизации деятельности исправительных учреждений; 3.определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; 4.существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; 5.изменении установок на роль труда осужденных; 6.вовлечении общества в процесс исправления осужденных.
Вопрос Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с Концепцией реорганизации уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы МВД России (на период до 2005 г.), одобренной Президентом Российской Федерации 13 января 1996 г. предусмотрено коренным образом пересмотреть место ее в системе правоохранительных органов. И согласно данной Концепции Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997т. принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы в целом с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. В связи с этим в составе Министерства юстиции образовано Главное управление исполнения наказаний как центральный орган управления единой уголовно-исполнительной системой в Российской Федерации, призванное обеспечить исполнение всех уголовных наказаний в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.
Основными задачами уголовно-исполнительной системы являются:
организация исполнения уголовных наказаний;
организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
обеспечение правопорядка и законности в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, и в следственных изоляторах;
обеспечение безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах, а также содержащихся в них осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
создание в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством режимных условий отбывания наказания и содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу;
организация привлечения осужденных к общественно полезному труду;
организация воспитательной работы с осужденными;
организация основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;
обеспечение охраны здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
конвоирование осужденных.
содействие другим правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
осуществление контроля за поведением условно осужденных;
оказание помощи освобожденным от отбывания наказания и участие в осуществлении контроля за их поведением.
Возглавляет Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) начальник, который назначается и освобождается от должности министром юстиции Российской Федерации.
В составе ГУИН образованы управления и отделы (оперативное, безопасности, охраны, следственных изоляторов и тюрем и др.).