Вопрос Принудительные меры медицинского характера: цели и основания их применения.
Принудительные меры медицинского характера как меры государственного принуждения не являются уголовным наказанием, хотя предусмотрены уголовным законом и могут быть назначены только судом лицам (ст. 97 УК ):
-совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (не способных в силу психического расстройства осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими);
-у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания (при совершении преступления были вменяемыми, но до вынесения приговора или при отбывании наказания психически заболели);
-совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Эти меры назначаются независимо от желания (или нежелания) больного лица, его родственников, влекут определенные ограничения в свободе передвижения, в лечении, назначаются лишь судом, а поэтому и называются принудительными. Они являются средством защиты от общественно опасных деяний психически нездоровых лиц. Однако принудительные меры медицинского характера нельзя считать наказанием, так как они:
-не содержат элемента кары;
-не влекут цели восстановления справедливости, исправления лица, совершившего общественно опасное деяние;
-отличаются порядком их применения и освобождения от них с учетом состояния здоровья лица;
-не влекут судимости.
Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера (ст. 99):
-амбулаторное принудительное лечение у психиатра (ст. 100) может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Этот вид принудительных мер медицинского характера предполагает амбулаторное наблюдение и лечение, которое может осуществляться как на дому, так и с вызовом в диспансер (медицинское учреждение) в зависимости от психического состояния больного, степени эффективности оказываемой помощи, проводимых реабилитационных мероприятий и т. д. Такое лицо может быть передано близким родственникам, опекунам, но с условием, что они смогут обеспечить необходимый контроль над больным, они же в дальнейшем могут поставить вопрос об отмене или изменении принудительной меры медицинского характера;
-принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 101) может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.
58 вопрос Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 22 УИК РФ. Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
– лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;
– обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;
– содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;
– соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;
– своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.
Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах свой компетенции имеет право:
– посещать в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
– опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;
– знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера. Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежат обязательному, незамедлительному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.
В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления – возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.