Вопрос Понятие и сущность производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Понятие дел, возникающих из публичных правоотношений
Сущность названия данного вида гражданского судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства (гл. 23-26.2 ГПК РФ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия избирательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.д.).
Названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается:
публичный характер правоотношений, являющихся объектом судебного исследования;
участие в гражданском деле носителя властных полномочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа общественного объединения).
Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, в научных источниках называют «административной юстицией».
Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объяснялась:
неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) и иных публичных правоотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой — гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;
специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права.
Исковое же производство ориентировано на форму рассмотрения и разрешения споров прежде всего имущественного характера равных субъектов в регулятивных правоотношениях.
Указанными двумя причинами определяется и способ возбуждения дел данной категории — оспаривание путем подачи заявления, а не предъявление иска.
Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает специфику процессуального регулирования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства: эти дела рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм. Общие правила искового производства — принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказаться от продолжения процесса и прекратить производство по делу — применяются при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений.
Особенности порядка рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений (по сравнению с исковым порядком):
они не должны содержать явный спор о праве;
неприменимы некоторые категории искового производства (см. ниже);
повышенная активность суда и прокурора в процессе;
не применяются правила о заочном производстве;
суд не связан доводами и основаниями заявленных требований;
суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспариваемое решение, или совершили действие (допустили бездействие).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных публичных правоотношениях неприменимы некоторые категории искового производства, а именно:
мировое соглашение;
увеличение или уменьшение требований;
исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску;
усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.
Виды дел, возникающих из публичных правоотношений
С учетом непосредственного действия ст. 46 Конституции РФ и другого принятого на ее основе федерального законодательства к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, относятся дела по заявлениям (ст. 245 ГПК РФ):
об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти;
об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Следовательно, перечень дел в ГПК является открытым, но они не должны содержать явный спор о праве; в противном случае их следует рассматривать в исковом производстве.