Сущность, основания и процессуальный порядок пересмотра решений, определений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Производство по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам является самостоятельной стадией и эта стадия носит исключительный характер, так как предназначена для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Цель данного пересмотра состоит в том, чтобы выяснить, подлежит ли отмене вступившее в законную силу судебное постановление ввиду обнаружения обстоятельств (вновь открывшихся или новых обстоятельств), которые не были и не могли быть известны заявителю и суду при рассмотрении дела и, как следствие, не были учтены судом при вынесении решения. Эти обстоятельства должны иметь существенное значение для дела (т. е. они могли существенным образом повлиять на результат разрешения этого дела, если бы суд имел возможность установить их ранее вместе с другими обстоятельствами, имеющими значение для дела).

Сущность производства по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельств заключается в выявлении и установлении судом обстоятельств, которые не были и не могли быть известны суду при рассмотрении дела, но обнаружение которых свидетельствует о неправильности вступившего в законную силу судебного постановления по существу.

В случае доказанности таких обстоятельств судебное постановление отменяется и дело оказывается в той стадии процесса, по окончании которой было вынесено отмененное судебное постановление для того, чтобы заново рассмотреть дело, но уже с учетом этих вновь открывшихся или новых обстоятельств.

Данная стадия пересмотра позволяет отменить неправильное судебное постановление, вступившее в законную силу, обеспечить повторное рассмотрение дела судом соответствующей инстанции с учетом выявленных вновь открывшихся или новых обстоятельств и вынести на их основе правильное судебное постановление.

Статья 350. Основания для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

1. Основаниями для пересмотра судебного акта по новым обстоятельствам являются возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения административного дела следующие обстоятельства:

1) отмена судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному административному делу;

2) признание вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;

3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

5) определение или изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации либо в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной в конкретном деле, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;

6) признание Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции не действующим со дня принятия нормативного правового акта, примененного судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель оспорил данный нормативный правовой акт.

2. Основаниями для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам являются существовавшие на день принятия судебного акта имеющие существенное значение для административного дела следующие обстоятельства:

1) существенные для административного дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному административному делу;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного административного дела.

Объектамипересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствами являются вступившие в законную силу судебные постановления, вынесенные на всех стадиях гражданского судопроизводства, за отдельными исключениями, предусмотренными законом.

Решение суда первой инстанции, которое не оспаривалось или которое оспаривалось, но было оставлено без изменения судом вышестоящей инстанции, подлежит пересмотру по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в суде первой инстанции.

Если же суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанции изменил решение или принял новое решение по делу, то пересмотру подлежит постановление вышестоящей инстанции, которым было изменено или отменено решение суда первой инстанции.

Определения судов первой инстанции, определения вышестоящих судов, выносимые по процессуальным вопросам, могут быть пересмотрены в случае, если они исключают возможность дальнейшего движения дела (п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31).

Судебный приказ является одним из видов судебных постановлений и так же может быть пересмотрен по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Субъектами права на обращение в суд с требованием о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам являются лица, участвующие в деле, а также другие лица, если судебными постановлениями разрешен вопрос об их правах и обязанностях (п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 31).

Представители лиц, участвующих в деле, имеют право обратиться с соответствующим требованием от имени представляемого, если это право вытекает из закона или если право обжаловать судебное постановление специально оговорено в их доверенности (ст. 54 ГПК).

Заявление, представление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подается в суд, принявший это постановление, т. е. в суд, который непосредственно вынес это постановление.

Срок подачи заявления, представления составляет три месяца со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК).

Разрешая по существу требование, содержащееся в заявлении, представлении, суд может реализовать два предоставленных ему полномочия:

удовлетворить заявление, представление и отменить судебное постановление по вновь открывшимся или новым обстоятельствам или

отказать в удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Определения, вынесенные по результатам рассмотрения заявления, представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судами апелляционной, кассационной инстанций, а также Президиумом ВС РФ вступают в законную силу со дня их вынесения и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат (ч. 2 ст. 397 ГПК РФ).

Наши рекомендации