Акты Конституционного Суда РФ: юридическое значение для института административного судопроизводства в Российской Федерации.
Представляется, что разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений не относятся к специфической деятельности суда по отправлению правосудия, а лишь обобщают результаты отправления правосудия – обобщают судебную практику.
Акты судебного нормоконтроля - это постановления (решения), принятые при осуществлении судопроизводства в порядке нормоконтроля, признающие несоответствующей(ими) Конституции РФ, уставу, закону, иному вышестоящему нормативному правовому акту и изменяющие, отменяющие или аннулирующие норму(ы) административного права либо акта в целом. Все суды, за исключением мировых судей, имеют право на осуществление нормоконтроля.
Акты судебного нормоконтроля стали важными источниками административного права в РФ .""Значительные изменения административного законодательства произошли в связи с тем, что суды признали незаконными нормы разрешительной, паспортной систем, об административной ответственности и др.
Противники признания судебных решений в качестве источников права выдвигают следующие аргументы. Во-первых, Россия не принадлежит к числу государств с прецедентной системой права, и, во-вторых, акты судебных органов не могут быть признаны источниками права, так как это нарушало бы принцип «разделения властей». Действительно, судебные решения традиционно не относят к источникам континентального права. В практической деятельности правоприменителю приходится руководствоваться не сложившимися теоретическими установками и положениями, а нормами права – общеобязательными правилами поведения, установленными и санкционированными государством и обеспеченными его принудительной силой.
Конституционный Суд Российской Федерации в ходе своей деятельности непосредственно влияет на процесс законотворчества в области любой отрасли права как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Федерации. Подобное влияние Конституционного Суда Российской Федерации выражается следующим образом:
1) путем отмены (по поступившим запросам о проверке конституционности нормативного акта) положений законодательства, нарушающих Конституцию Российской Федерации и действующее избирательное законодательство;
2) путем определения и разъяснения в своих решениях основных принципов организации органов государственной и муниципальной власти, на основании которых обеспечивается возможность реализации конституционных прав и свобод граждан в области права в полном объеме, предусмотренном Конституцией Российской Федерации;
3) путем прямого указания в своих решениях на необходимость нормативного урегулирования того или иного вопроса.
В немалой степени предоставленное КАС РФ суду право указывать в своём решении на неправильное применение оспариваемого нормативного правового акта соответствует схожим полномочиям Конституционного Суда РФ на выявление в судебном акте смысла нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемого им правоприменительной практикой, закреплённым в статьях 74, 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Очевидно, от судов общей юрисдикции в некотором будущем следует ожидать немногочисленных решений, в которых нормативные правовые акты хотя и могут быть признаны соответствующими нормам большей юридической силы, но при этом признаны неверно применяемыми с учётом выявленного их действительного толкования, по аналогии с решениями Конституционного Суда РФ с так называемым «позитивным» содержанием.
Насколько такие решения судов будут обязательными для последующей правоприменительной практики, в том числе другими судами – вопрос времени. КАС РФ в отличие от ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не придаёт таким решениям судов общей юрисдикции квазинормативного значения. Тем не менее, норма части 3 статьи 215 КАС РФ существует, и у неё должны быть свои цели в развитии правоприменения.
В административно-правовой науке вопросы решений Конституционного Суда пока не получили всесторонней доктринальной разработки, что объясняется, на наш взгляд, не только преобладающими в этой сфере нормативистскими настроениями, но и, в принципе, недостаточным монографическим вниманием к проблемам источников административного права.
Общеобязательность и другие характеристики, составляющие юридическую природу решений Конституционного Суда, проистекают из Конституции и опираются на принципы, определяющие её значение и роль в правовой системе государства. При этом решение Конституционного Суда - акт судебной власти, принимаемый по всем правилам судопроизводства. Однако судебный статус, характер деятельности и решений федерального органа конституционного контроля в России продиктован функциональной важностью вопросов, рассмотрение которых наиболее адекватно в рамках именно судебной процедуры, как единственно гарантирующей учёт и равенство всех заинтересованных сторон, так и обеспечивающей независимое, высококвалифицированное и ответственное их разрешение.
Решения Конституционного Суда становятся источником административного права за счёт, во-первых, признания Конституционным Судом актов, содержащих административно-правовые нормы, или отдельных административно-правовых нормоположений неконституционными, во-вторых, толкования Конституции и, в-третьих, конституционного истолкования нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы, или отдельных таких норм. Отсюда решение Конституционного Суда как источник административного права в материальном (функциональном) смысле - это принимаемый Конституционным Судом на основе Конституции и в итоге конституционного судопроизводства непосредственно действующий правовой акт, устанавливающий нормативно-правовые предписания, административно-регулятивное значение которых состоит в их направленности на отмену административно-правовой нормы (акта) либо в закреплении её (его) конституционно-правового смысла и (или) содержащие истолкование положений Конституции, сказывающихся на административном праворегулировании и правоприменении.