Понятие ответственности за нарушение обязательств
Понятие, определение и значение ответственности в гражданском праве. Черты гражданско-правовой ответственности: имущественный характер, направленность на восстановление имущественной сферы кредитора, диспозитивный и исключительно относительный характер. Источники регулирования.
1. В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Выполнение требований упомянутой нормы гарантирует стабильность гражданского оборота, удовлетворение интересов участников гражданского оборота. Вместе с тем, по самым различным причинам, от банальной недобросовестности до экономического кризиса, выполнение императивных требований ст. 309 ГК РФ не всегда возможно. Неисполнение требований ст. 309 ГК РФ ведет к нарушению интересов участников гражданского оборота. Обеспечению защиты интересов участников гражданского оборота и служит институт ответственности за нарушение обязательств.
Авторитетное мнение
Сущность гражданско-правовой ответственности кратко может быть определена как установленная законом неотвратимая негативная реакция государства на гражданское правонарушение, выражающаяся в лишении определенных гражданских прав или возложении внеэквивалентных обязанностей имущественного характера.
(О.А. Красавчиков)
Ответственность за нарушение обязательств - это совокупность предусмотренных гражданским законодательством отрицательных последствий имущественного характера, возлагаемых на лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом с целью восстановления имущественного положения лица, претерпевшего убытки в связи с противоправным поведением должника.
Авторитетное мнение
Гражданско-правовая ответственность есть санкция за правонарушение, вызывающая для правонарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
(О.С. Иоффе)
2. Сущностные черты гражданской ответственности за нарушение обязательств, позволяющие отграничить таковую от иных мер принуждения, применяемых к правонарушителям:
а) имущественный характер;
б) направленность на восстановление имущественной сферы кредитора;
в) диспозитивный характер;
г) исключительно относительный характер правоотношения.
(а) Имущественный характер.
Ответственность за нарушение обязательства, равно как и любой иной вид гражданско-правовой ответственности, носит исключительно имущественный характер; меры, применяемые в отношении правонарушителя, никогда, в отличие от мер административных или уголовно-правового характера, не связаны с личностью правонарушителя, с умалением личных неимущественных благ, прежде всего, с ограничением свободы передвижения.
Из истории цивилистики
В истории российского права принцип исключительно имущественного характера ответственности за нарушение обязательств не всегда являлся превалирующим. В средневековой Руси широко применялся "правеж". Должника или его поручителя привязывали к столбу на базарной площади и били палками по икрам ног до тех пор, пока тот не соглашался погасить долг. Длительность "правежа" зависела и от искомой суммы долга. Обычно за 100 рублей на правеж ставили на месяц.
Соборное уложение 1649 года повелевало должника за долги бить "на правеже безо всякие пощады не для того, что на нем те достальные деньги взять, а для того, чтоб, на то смотря, иным неповадно было так воровать".
Вплоть до 1917 года в России просуществовали долговые тюрьмы или долговые ямы. Лицо, которое было не в состоянии рассчитаться с долгами, помещалось в долговую тюрьму и должно было находиться там до тех пор, пока любое заинтересованное лицо (чаще всего таковыми были ближайшие родственники) не рассчитается по его долгам. Содержание должников в тюрьме осуществлялось за счет кредиторов.
(б) Направленность на восстановление имущественной сферы кредитора.
Указанная черта ответственности за нарушение обязательств проявляется двояко.
Во-первых, в отличие от любого иного вида ответственности, взыскание производится в пользу лица, чье право нарушено, но не в пользу государства, имеет своей единственной целью возместить причиненные убытки, но не наказание правонарушителя.
Во-вторых, лицо, претерпевшее некоторые неудобства в связи с противоправными действиями должника, возбуждая процедуру привлечения его к ответственности может преследовать самые различные мотивы, в том числе месть, желание пустить "по миру", однако право признает единственный мотив привлечения к ответственности - корысть, желание восстановить имущественную сферу кредитора. Иные мотивы и желания кредитора правового значения не имеют.
(в) Диспозитивный характер.
Гражданская ответственность за нарушение обязательств является единственной разновидностью ответственности, в отношении оснований и размера которой кредитор и должник могут договориться до момента наступления самой ответственности. Так, стороны договора, в пределах, установленных законом, могут определить, строится ли ответственность на основании вины или причинения вреда (п. 1, 3 ст. 401 ГК РФ), установить способы определения размера убытков (п. 3 ст. 393 ГК РФ), ограничить пределы ответственности (п. 2 ст. 400 ГК РФ), размер процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 1 ст. 395 ГК РФ), подлежащими взысканию с неисправного должника и др.
(г) Исключительно относительный характер правоотношения, возникающего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
В правоотношении, возникающем в связи с нарушением обязательства, всегда известен должник - лицо, обязанное возместить убытки, которое по основаниям, установленным ст. 307 ГК РФ, должно было совершить в пользу кредитора определенное действие. Тот, кто не состоит с лицом, которому причинены убытки, в правовой связи, опосредованной нормами обязательственного права, ни при каких обстоятельствах не может нести ответственность перед кредитором по правилам главы 25 ГК РФ, за исключением случаев субсидиарной ответственности.
Зачастую выделяют и иные существенные черты ответственности за нарушение обязательств, в частности, обеспеченность государственным принуждением, юридическое равенство сторон, принцип ответственности только за вину и др. Не оспаривая существования таких черт ответственности за нарушение обязательств, следует отметить, что таковые носят либо общеправовой характер, либо присущи любому гражданскому правоотношению.
3. Нормативные акты, регулирующие основания и пределы ответственности за неисполнение обязательств.
Нормы, регулирующие порядок и основания привлечения к ответственности неисправного должника, содержатся преимущественно в Гражданском кодексе РФ и других федеральных законах.
Общие положения об ответственности за нарушение обязательств сосредоточены в главе 25 ГК РФ (ст. 393-406). Общие нормы устанавливают основания ответственности, виды и пределы ответственности за нарушение обязательств.
Специальные нормы сосредоточены в части второй ГК РФ, регулирующей отдельные виды договорных обязательств, например, п. 1 ст. 461, п. 1 ст. 547 ГК РФ, а также в иных федеральных законах, которые посвящены конкретным видам договоров, например, в ч. 9 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п. 2-4 ст. 13, п. 5 ст. 28 Федерального закона "О защите прав потребителей" и многих других.
Общие положения, установленные в главе 25 ГК РФ, и нормы, устанавливающие ответственность, соотносятся как общие и специальные нормы.
Вместе с тем установить иные правила ответственности за нарушение обязательств возможно тогда и только тогда, когда это допускают нормы главы 25 ГК РФ. Так, правила ст. 399 ГК РФ о субсидиарной ответственности установлены императивной нормой, соответственно, никакой возможности изменить таковые даже федеральным законом не существует. В то же время, в соответствии с п. 1 ст. 400 ГК РФ допускается изъятие из общего правила об ограничении ответственности, но только на основании федерального закона.
В актах Президента РФ и Правительства РФ (п. 3, 4 ст. 3 ГК РФ) норм, регулирующих ответственность за неисполнение обязательств, практически не встречается, в подавляющем большинстве случаев таковые либо дублируют нормы федерального закона, либо являются бланкетными.
В актах министерств и ведомств обозначенные нормы отсутствуют вовсе.
Разъяснения высших судебных инстанций по вопросам ответственности за нарушение обязательств, в том числе акты толкования общих положений ответственности за нарушение обязательств, весьма многочисленны.
Судебная практика
Совместное Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 8 от 1.06.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ"; акты толкования особенностей ответственности в отношении конкретного договорного типа, например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".
Регулирование оснований и пределов ответственности за нарушение обязательств допускается договором только в случаях, когда соответствующее регулирование разрешено законом и только в пределах, установленных последним.
Так, в соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо. Соответственно, изменить указанное правило договором не удастся. В то же время, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ допускается изменение договором общего правила ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности и установление вины в качестве обязательного основания ответственности.