Сроки осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей
Определение понятия "срок". Виды сроков. Законные, договорные и судебные сроки. Правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие сроки. Виды сроков по их назначению. Правила исчисления сроков. Начало и окончание течения срока.
1. Легальное определение срока содержится в ст. 190 ГК РФ.
Срок - это установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом период времени, определяемый календарной датой или истечением периода времени.
Обстоятельством, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (юридическим фактом), является наступление и истечение срока, но не сам период. В системе юридических фактов сроки (наступление срока, истечение срока) следует относить к событиям. В литературе встречается и иное мнение - сроки выделяют в качестве юридического факта особого рода, причем указывается на то, что стороны, законодатель или суд могут определить момент начала и окончания срока. Видится, что такая позиция несколько некорректна, т.к. значение юридического факта имеет именно наступление срока либо его истечение - а указанные обстоятельства, к счастью, субъекту неподконтрольны.
2. Виды сроков могут быть определены по различным критериям, в частности:
а) по субъекту определения сроков;
б) по правовым последствиям истечения;
в) по назначению.
(а) По субъекту определения сроков различаются:
- законные сроки;
- договорные сроки;
- судебные сроки.
Законные сроки, то есть установленные законом, в свою очередь, подразделяются на императивные и диспозитивные.
Императивные законные сроки - это сроки, которые по соглашению сторон изменить никак невозможно (ст. 196, 324 ГК РФ). Кроме того, существуют предельные императивные сроки, в рамках которых стороны вправе варьировать соответствующий период.
Пример. Максимальный срок, на который может быть выдана доверенность, - три года, доверитель вправе выдать доверенность на более короткий срок (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
Диспозитивные законные сроки - это сроки, установленные законом, но при этом закон допускает возможность сторонам договора изменить таковые (абз. 2 п. 2 ст. 610, абз. 2 п. 1 ст. 810 ГК РФ). Подавляющее большинство законных сроков являются диспозитивными.
Договорные сроки - устанавливаются соглашением сторон исключительно по их усмотрению.
Судебные сроки - устанавливаются решением суда. Например, решение суда об обязании ответчика совершить какие-либо действия в пользу истца.
Пример. При реализации способов защиты нематериальных благ, установленных ст. 152 ГК РФ, истцу следует настоять на установлении в судебном акте срока опубликования опровержения; это обусловлено тем обстоятельством, что ни один суд не вправе самостоятельно установить срок исполнения судебного акта, подобное действие суда будет квалифицировано как выход за пределы исковых требований и нарушение принципа состязательности сторон. Отсутствие срока опубликования опровержения может привести к затягиванию исполнения судебного акта, что явно не в интересах истца.
(б) По правовым последствиям сроки подразделяются на следующие:
- правоустанавливающие - определяют момент возникновения прав и обязанностей;
- правоизменяющие - определяют момент изменения гражданского правоотношения;
- правопрекращающие - определяют момент прекращения прав и обязанностей.
(в) По назначению различаются:
- сроки, порождающие гражданские права (сроки давностного владения);
- сроки осуществления гражданских прав - гарантийные, претензионные, осуществления права преимущественной покупки;
- сроки исполнения обязанностей;
- сроки защиты прав.
3. Правила исчисления сроков регламентированы в ст. 190 ГК РФ:
а) установление периода времени - в годах, месяцах, неделях, днях или часах; в гражданском законодательстве встречаются случаи определения сроков в минутах (см., например, п. 2 ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ); определение срока в секундах вряд ли может иметь практическое значение, вместе с тем, исходя из диспозитивности гражданского права, определение периода времени в упомянутых единицах вполне допустимо;
б) указание на календарную дату (не имеет принципиального значения, используется ли григорианский календарь или же календарь, присущий иной культуре (мусульманский, иудейский), главное, чтобы существовала возможность установить соответствующую дату принятого в России календаря);
г) указание на событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли сторон, причем практике применения гражданского законодательства неизбежные события, иные, чем истечение срока, в настоящее время не известны.
Судебная практика
Абз. 9-10 п. 1 приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
В случае определения срока путем указания на конкретную дату, определение момента начала его течения значения не имеет, т.к. известны точка начала и точка окончания отсчета. Иначе дело обстоит со сроками, которые определены периодом времени. Законодатель предусмотрел на этот случай специальные правила.
Определение момента начала течения срока: течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты (иного момента во времени) или наступления события, которыми определено его начало, то есть если срок определен как один год с 1 января 2008 года, то его течение начинается 2 января 2008 года.
Правила определения момента окончания течения срока установлены ст. 192 ГК РФ. Общее правило сводится к следующему: окончание срока, определенного периодом времени (независимо от разновидности периода), наступает в последнее число периода, при этом под надлежащим "числом" понимается число, соответствующее началу срока, но не началу его течения.
Пример. Последним днем действия договора, заключенного 1 января 2009 года сроком на один год (месяц, квартал) с условием о прекращении действия по истечении срока, будет 31 декабря 2009 года (31 января 2009 года, 31 марта 2009 года), а не 1 января 2010 года (1 февраля 2009 года, 1 апреля 2009 года).
В случае если момент окончания срока попадает на нерабочий день, в соответствии со ст. 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Понятие нерабочего дня определяется исключительно в соответствии с Трудовым кодексом РФ и постановлениями Правительства РФ о переносе выходных дней. Выходные и праздничные дни, установленные в соответствии с внутренними правилами организации, никакого юридического значения не имеют.
Совершение действий в последний день срока подчиняется ст. 194 ГК РФ, которая устанавливает, что по общему правилу любое действие может быть совершено до 24 часов местного времени последнего дня срока. В качестве исключения установлены два случая:
Первый. Действия, которые должны быть совершены в организации, совершаются в последний день срока в пределах рабочего времени организации, что, прежде всего, касается банков, которые могут проводить банковские операции исключительно в течение банковского дня, который не соответствует астрономическому.
Следует обратить внимание, что на текущий момент "круглосуточных банков" на территории России не существует. Любая кредитная организация, позиционирующая себя как круглосуточная и сообщающая об этом в рекламе, вводит потенциальных клиентов в заблуждение. Круглосуточно такая организация может оказывать лишь ограниченный перечень услуг, которые не связаны с привлечением к их оказанию третьих лиц, например, обмен валюты. В частности, такой банк примет к исполнению платежное поручение и в 23 часа, однако, поскольку банковский день к тому моменту уже закончится, фактически платежное поручение о перечислении денег будет считаться поданным следующим днем.
Второй. Извещения, представленные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются направленными своевременно, при этом под организацией связи понимается не только ФГУП "Почта России", но и любая другая организация почтовой связи или индивидуальный предприниматель, имеющие право на оказание услуг почтовой связи в соответствии с выданной им лицензией (ст. 2 ФЗ РФ "О почтовой связи").
Защита гражданских прав
Понятие защиты гражданских прав. Формы защиты гражданских прав. Административный порядок. Самозащита.
Из истории цивилистики
Право как мера свободы должно пользоваться охраной со стороны государства; раз свобода лица в известных пределах признана, насильственное вторжение в нее должно быть отражено - без этого пользование свободой будет призрачным и совместная жизнь невозможной. Государство берет право под свою охрану и всякими мерами, могущими привести к желаемой цели, защищает обладателя права от нарушения его: органы власти государственной - судебные и исполнительные - призваны оказывать защиту пострадавшему от правонарушения.
(Д.И. Мейер)
1. Защита гражданских прав - это действия государственных органов, граждан и юридических лиц по предупреждению нарушения или восстановлению нарушенных прав, охраняемых законом, способами, установленными законом.
В учении о защите гражданских прав принято выделять формы и способы этой защиты.
Защита гражданских прав и интересов может осуществляться в трех формах:
а) судебной;
б) административной;
в) в форме самозащиты.
Иных форм защиты права не существует.
Если провести условный конкурс среди форм защиты прав, критерием в котором будет выступать степень эффективности таковых, то, безусловно, первое место займет судебная форма, второе - самозащита прав и замкнет список административный порядок защиты прав (как показывает практика - наименее эффективный).
2. Административный порядок защиты прав.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ возможность защиты гражданских прав в административном порядке должна быть предусмотрена законом. Действующее гражданское законодательство исходит из презумпции о том, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, соответственно, административный порядок - исключение из правила, встречается крайне редко.
Пример. Один из немногих случаев прямой защиты гражданских прав в административном порядке определен в ФЗ РФ "Об электроэнергетике", который предусматривает такую возможность защиты нарушенных гражданских прав сторон договора технологического присоединения: споры, связанные с определением цены договора, могут рассматриваться органами государственного регулирования цен (тарифов).
Главным недостатком административного порядка защиты гражданских прав является то, что решение, принятое уполномоченным государственным органом, в подавляющем большинстве случаев не является обязательным к исполнению, соответственно, практически все споры, так или иначе, перетекают в плоскость судебного рассмотрения. Чаще всего обращения к административной системе приобретают характер бездарной "переписки с любимой женщиной", которая не приводит к какому бы то ни было ощутимому результату.
Следует отметить, что различного рода обращения к Президенту РФ, главам администраций субъектов РФ, Уполномоченному по правам человека, любым иным должностным лицам, в компетенцию которых в соответствии с законом не входит непосредственное обеспечение гражданских прав граждан, никакого отношения к защите гражданских прав в административном порядке не имеют. Едва ли не единственным органом государственной власти, который может оказать хоть какое-то содействие в защите гражданских прав, является прокуратура РФ, однако, опять-таки, акты прокурорского реагирования в гражданско-правовой сфере носят рекомендательный характер и в подавляющем большинстве случаев не исполняются. Чаще всего такие обращения приводят к потере времени, а иногда и к пропуску сроков, имеющих юридическое значение, в некоторых случаях увлечение перепиской приводит к пропуску сроков исковой давности (!).
3. Самозащита гражданских прав.
Из истории цивилистики
Только по исключению, когда помощь со стороны государства может явиться слишком поздно, допускается защита права самим его обладателем.
(Д.И. Мейер)
Самозащита права - осуществление самостоятельно, без обращения к органам государственной власти управомоченным лицом действий фактического и/или юридического характера, направленных на устранение нарушений права (ст. 14 ГК РФ).
Самооборона - наиболее частый и крайне неудачный пример способа самозащиты гражданского права. Действительно, гражданским законом предусмотрен такой способ самозащиты права, однако на практике встречается он крайне редко. Весьма сложно представить ситуацию, в которой субъективное гражданское право допустимо защищать посредством причинения вреда нарушителю и при этом возникшие правоотношения будут иметь гражданско-правовой характер.
Законом предусмотрено большое количество способов самозащиты гражданских прав, имеющих именно гражданско-правовую природу. Самозащита может иметь как характер действия, так и бездействия.
К числу способов самозащиты права следует отнести:
- правомерный отказ от исполнения договора (ст. 463, 484, 523 ГК РФ и др.);
- отказ от товара (ст. 464, 466, 468 ГК РФ и др.);
- удержание вещи, подлежащей передаче должнику (ст. 359, 712 ГК РФ);
- устранение недостатков товара самим покупателем (ст. 475 ГК РФ);
- производство капитального ремонта арендатором с отнесением расходов на должника по соответствующему обязательству (ст. 616 ГК РФ) и многие др.
Единственное требование, которое предъявляется к форме и интенсивности реализации конкретного способа самозащиты права, - адекватность нарушению, то есть конкретные действия кредитора должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Судебная практика
П. 9 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8.
Адекватность нарушению является оценочной категорией, подлежит установлению в каждом конкретном случае при рассмотрении спора. Практика показывает, что по имущественным спорам соразмерность конкретного способа самозащиты нарушению определяется по имущественной (денежной) оценке права, которое отстаивается кредитором, и размеру возможного ущерба должнику, критичным соотношением указанных сумм является 1:2.
Пример. Представляется необоснованным удержание подрядчиком в обеспечение обязанности заказчика по оплате работ предмета договора строительного подряда стоимостью десятки миллионов рублей при сумме задолженности в 100 000 рублей, подобное удержание, безусловно, будет признано не отвечающим положениям п. 2 ст. 14 ГК РФ с отнесением всех отрицательных последствий на недобросовестного подрядчика, независимо от обоснованности его требований к заказчику.