Глава 13. социальное обеспечение граждан

Социальная защита и социальное обеспечение

В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное

внимание как со стороны нормотворческих

органов, так и в теоретических исследова­ниях. Объясняется этот повышенный инте­рес прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей части населения нашей страны, вызванным глубокими перемена­ми в различных сферах жизни общества, - переменами, породив­шими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения.

Понятия социальной защиты и социального обеспечения не следует отождествлять. Социальная защита - более емкая и широ­кая категория, чем социальное обеспечение, которое является лишь ее частью, составным элементом. Проблема социальной за­щиты должна решаться с помощью всей правовой системы Рос­сии, ибо одной из важнейших функций государства и права в целом является защита граждан] В свою очередь, защита, в том числе и со­циальная, осуществляется нормами различных отраслей, включая и право социального обеспечения, которое «берет на себя» лишь определенную часть всего комплекса мер и мероприятий в дан­ной области, касающуюся только тех лиц, которые в силу сложив­шихся обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций утрачива­ют (или объективно еще не имеют возможности приобрести) источ­ник средств к существованию (инвалиды, старики, дети и т. д.), и отсутствие либо недостаток этих средств ставит под угрозу их жизнь, как физиологическую, так и социальную.

Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о нетрудоспособных лицщ т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы; Поэтому субъ­ектами-получателями социальных выплат и натуральных предостав­лений правильнее будет считать нуждающихся лиц, которые оказа­лись в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, как правило от них не зависящим. Нетрудоспособность же является одной из при­чин нуждаемости, наряду с такими, как безработица, болезнь, низкое материальное обеспечение и т. д. Учитывая изложенное, можно в це­лом определить предмет права социального обеспечения.


Предмет права социального обеспечения

344 Правовое обеспечение профессиональной деятельности глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru Главную (основную) группу регулируемыхэтой отраслью права общественных отношений составляют отношения, которые воз­никают между органами государства или иными организациями, в том числе негосударственными, и граж­данами (их семьями) по поводу предоставления последним де­нежных средств или натуральных услуг. Денежной формой таких предоставлений являются различные виды пенсий и пособий, а нату­ральной - социальные услуги в виде обслуживания в специализиро­ванных учреждениях (интернатах, домах инвалидов, приютах и т. д.). Вторую группу отношений составляют отношения по орга­низации финансирования соответствующих мер и мероприятий. Эти отношения (их можно назвать сопутствующими) существуют исключительно для нужд социального обеспечения и без послед­него их существование становится беспредметным, бесцельным, ч^ретью группу отношений по социальному обеспечению об­разуют отношения по организации самого процесса обеспечения. Их в юридической литературе еще называют процедурными отно­шениями. Они возникают между:

• различными органами, на которые возложены задачи по ор­ганизации социального обеспечения. К их числу относятся органы Министерства социальной защиты, Пенсионного фонда, Фонда обязательного социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также различные организации Министерства здравоохранения РФ;

• этими органами и гражданином, ибо последний, если он за­являет о своем праве на определенный вид социального обеспечения, подчиняется той процедуре, которая установ­лена нормативно с целью проверки обоснованности его при­тязаний.

К процедурным отношениям близко примыкают и отноше­ния процессуальные, т. е. отношения по урегулированию разно­гласий и споров, которые возникают между соответствующим ор­ганом и гражданином, не согласным с решением вопроса о виде, размере того или иного предоставления, об отказе в удовлетворе­нии его требования. Такие споры решаются либо вышестоящим в порядке подчиненности органом, либо в судебном порядке.



Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования социально-

обеспечительных отношении как совокуп­ность приемов и способов воздействия на субъектов этих отношений характеризуется

Глава 13. Социальное обеспечение граждан 345

как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин на­деляется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовле­творить требование гражданина; В силу этого метода стороны со­циально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобраз­ное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган - обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин высту­пал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско-правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимо­сти сторон, так как соответствующие органы созданы и существу­ют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы.

Система права социального обеспечения

Как и многие другие отрасли права, система права социального обеспечения включает в себя общую и особенную части. Однако спе­цификой внутрисистемного ее строения яв­ляется то, что один из институтов права социального обеспечения -институт трудового (страхового) стажа - занимает как бы проме­жуточное между общей и особенной частями положение.

В общей части права социального обеспечения следует прежде всего выделить нормы-принципы, на которых оно основы­вается. Спецификой их формирования является то, что они не на­ходят своего прямого текстуального закрепления и выводятся из содержания всей совокупности юридических норм, образующих эту отрасль. В отличие от этого, принципы отдельных правовых институтов текстуально закреплены в нормативных актах. Это касается принципов социального обслуживания и принципов обя­зательного социального страхования. Важное значение имеют нормы-дефиниции, закрепляющие в общей части основные понятия права социального обеспечения. В настоящее время свое норматив­ное закрепление получили понятия пенсий, трудового и страхового стажа и ряд других. Нормативные акты достаточно четко очерчива­ют крут субъектов социально-обеспечительных правоотношений, определяют действие юридических норм во времени, пространстве и по кругу лиц, взаимодействие норм международного права

346 Правовое обеспечение профессиональной деятельности глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru и национального законодательства о социальном обеспечении.

В нормах особенной части закрепляются отдельные виды социального обеспечения, которые группируются в самостоя­тельные институты. Кроме того, в ней существует и такое внутри­отраслевое образование, как подотрасль, каковой является пенси­онное право.

Г В настоящее время в системе права социального обеспече­ния наряду с общими нормами можно выделить следующие наи­более важные структурные элементы:

1) пенсионное право, включающее в себя такие институты, как пенсии по возрасту; пенсии за выслугу лет; пенсии по инва­лидности; пенсии по случаю потери кормильца; установление пенсий, т. е. их назначение, перерасчет, индексация, а также кон­вертация (преобразование) ранее приобретенных прав; социаль­ные пенсии; негосударственные пенсии;

2) институты социальных пособий;

3) институт трудового и страхового стажа;

4) институт компенсаций;

5) институт льгот;

^6) институт социального обслуживания1. Важным моментом для понимания сущности права социально­го обеспечения является вопрос о финансировании, т. е. о тех денеж­ных средствах, с помощью которых проводятся в жизнь соответству­ющие мероприятия, поэтому мы еще раз обратимся к этому вопросу. Принято считать, что таковыми являются бюджетные ассигнования федерального и местного уровней. В финансировании мероприятий по социальному обеспечению участвуют также средства конкретных организаций, внебюджетных фондов. Внебюджетные средства фор­мируются путем отчисления страховых взносов от начисленного за­работка или полученного дохода физических лиц. Таким образом, эти средства изначально не являются государственными (общественны­ми); они строго индивидуальны и зависят от величины заработка

___________________________________

1 Социальное обслуживание - своеобразный институт права социального обеспе­чения. Его своеобразие проявляется, во-первых, в специфике субъекта-получате­ля, каковым признается гражданин, который в силу физиологических особеннос­тей организма (младенческий или старческий возраст, болезнь или инвалидность и др.) не в состоянии себя обслужить без посторонней помощи; во-вторых, в виде социального обеспечения, каковым являются услуги, причем преимущественно натурального характера (помощь по уборке кваритиры, протезирование, медицин­ское лечение и др.); в-третьих, в обязанных субъектах, которые не просто прини­мают решения, скажем, о назначении пенсии, а именно непосредственно обслу­живают субъекта-получателя. Такими обязанными субъектами выступают не ор­ганы государства, а организации (например, дома престарелых, интернаты, про­тезно-ортопедические предприятия, станции скорой медицинской помощи, дома ночного пребывания и др.).

Глава 13. Социальное обеспечение граждан 347

(дохода) граждан. Внебюджетные фонды обобществляют (аккумули­руют) все эти средства и направляют их на цели социального обеспе­чения. Из сказанного следует, что это обеспечение финансируется за счет не только общественных (государственных), но и обобществлен­ных средств. Исходя из изложенного, социальное обеспечение мож­но определить следующим образом.

Социальное обеспечение - это система мер и мероприя­тий, предназначенная для оказания помощи нуждающимся граж­данам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за счет государственных (общественных) и обобществленных средств. |А право социального обеспечения - это отрасль права, регулирующая соответствующие общественные отношения.

Принципы и задачи права социального обеспечения

Право социального обеспечения базируется на принципах гуманности, социальной спра­ведливости, всеобщности, дифференциа­ции уровня обеспечения и его видов, адрес­ности социальной политики, преемственности поколений.

В соответствии с этими принципами социальное обеспече­ние решает задачи оказания помощи одним лицам и содержания за счет общественных (обобществленных) средств других. В тех случаях, когда государство считает, что то или иное лицо имеет определенные средства к жизни, но в силу сложившихся обстоя­тельств их недостаточно для нормального существования, то ему оказывается помощь. Если же, по мнению государства, лицо пол­ностью лишается возможности к само обеспечению либо такой способности оно еще не приобрело и не в состоянии приобрести, ему предоставляется содержание в качестве вида социального обеспечения. Наиболее показательным примером содержания яв­ляется социальное обслуживание беспризорных детей в приютах и детских домах, инвалидов и стариков - в домах для престарелых и инвалидов. Денежной формой содержания являются либо, во всяком случае, должны являться пенсии различных видов.

Понятие и виды трудового стажа

Слово «стаж» - французского происхождения и означает продолжительность деятельности человека в какой-либо сфере? Следова­тельно, если речь идет о трудовом стаже, то это - продолжительность трудовой деятельности гражданина, или, как еще указывается в литературе, «жизнь человека в труде». Такой позиции, собственно, придерживается и законодатель, определяя тру­довой стаж как продолжительность периодов работы гражданина. Но, принимая во внимание, что в периоды трудовой деятельности ра-

348 Правовое обеспечение профессиональной деятельности глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru ботник по различным причинам уважительного характера мог отвле­каться от исполнения своих трудовых обязанностей для исполнения иных обязанностей, не связанных с трудом, закон включает в трудо­вой стаж и периоды другой общественно-полезной деятельности1. Г В законодательстве выделяется четыре вида трудового стажа:

• общий трудовой стаж;

• специальный трудовой стаж, разновидностью которого яв­ляется выслуга лет;

• непрерывный трудовой стаж;

• страховой стаж.

Последний вид стажа также является трудовым, так как включает в себя периоды работы гражданина. Свое название он получил в силу того, что в него включаются только такие периоды работы, в течение которых работником и (или) работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж - это суммарная

продолжительность трудовой деятельности

независимо от ее характера, количества и длительности перерывов в ней, условий труда, природно-клима­тических особенностей, где она протекала. В общий трудовой стаж включаются, кроме того, периоды иной общественно-полез­ной деятельности, но уже на определенных условиях. Например, время ухода за ребенком включается в этот стаж лишь до дости­жения ребенком возраста полутора лет.

С принятием новых пенсионных законов роль общего трудо­вого стажа заметно снизилась. Ранее он являлся ведущим услови­ем для назначения всех видов трудовых пенсий, с учетом его про­должительности определялся их размер. Теперь эту функцию он выполняет лишь косвенно, опосредованно - через страховой стаж либо в совокупности с ним. Это значит, что самостоятельным правообразующим свойством при назначении трудовых пенсий он в настоящее время не обладает, а используется в качестве допол­нительного к страховому стажу условия.

В качестве самостоятельного условия общий трудовой стаж применяется в исключительных случаях, например, при назначе­нии государственных пенсий по возрасту лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

____________________________

'Ст. 20 Федерального закона от IS декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831).

Глава 13. Социальное обеспечение граждан 349

Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж - это про-должительность не любой, а строго опреде­ленной в законе деятельности, как правило, связанной с особенностями профессий работников и условий вы­полнения трудовых функций (подземные работы, горячие цеха и др.), оказывающих вредное воздействие на организм человека и приводящих к его преждевременному износу, старению. В него также включаются периоды работы в организациях, расположен­ных в местностях Крайнего Севера.

Юридическое значение специального трудового стажа со­стоит в том, что он является дополнительным условием для назна­чения досрочных трудовых пенсий по возрасту и основанием, порождающим право на пенсию за выслугу лет. В последнем слу­чае специальный стаж приобретает форму выслуги лет, которая применяется для исчисления стажа государственной службы, службы военнослужащих и приравненных к ним по условиям пен-сионирования лиц.

В отличие от общего, специальный стаж исчисляется не только календарно (месяц работы = месяцу стажа), но и в льготном порядке, т. е. когда определенный календарный период службы за-считывается в стаж в повышенном размере (например, месяц службы = двум месяцам выслуги лет).

Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж - продол­
жительность последней непрерывной рабо-

ты на одном предприятии; (учреждении, орга­низации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законода­тельством сроков.

Продолжительность непрерывного трудового стажа влияет только на размер пособия по временной нетрудоспособности. По­мимо непосредственной трудовой деятельности в этот стаж вклю­чаются периоды: военной службы, исполнения обязанностей де­путата Государственной Думы и ухода за ребенком в возрасте до трех лет.

Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регу­лируется правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. Сроки сохранения непре­рывного трудового стажа после увольнения с последующим по­ступлением на работу зависят от основания увольнения. Напри­мер, после увольнения по собственному желанию по уважитель­ной причине лицо должно поступить на работу в течение месяца.

глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru 350 Правовое обеспечение профессиональной деятельности глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru В противном случае трудовой стаж прерывается, а если увольне­ние не было вызвано уважительными причинами, то стаж сохра­няется лишь в течение трех календарных недель.

Страховой стаж

Термин «страховой стаж» впервые был упомянут в Федеральном законе от 1 апреля1996 г. «Об индивидуальном (персонифици­рованном) учете в системе государственного пенсионного стра­хования»1. Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации. В этот стаж, кроме периодов работы, включа­ются периоды и некоторых иных видов общественно-полезной де­ятельности: период прохождения военной службы, а также дру­гой приравненной к ней службе; период получения пособий по го­сударственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каж­дым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не бо­лее трех лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных ра­ботах и период переезда по направлению государственной служ­бы занятости в другую местность для трудоустройства и некото­рые другие (ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»2).

В настоящее время страховой стаж является ведущим видом стажа, так как именно от его наличия зависит право на тру­довые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения. Если такой стаж у гражданина отсутствует, то у не­го возникает лишь право на социальную пенсию, размер которой значительно ниже других видов пенсий.

Понятие пенсии

Пенсионное обеспечение составляет основусоциального обеспечения в нашей стране.

Пенсия (в самом общем ее понимании) -это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при уста­новлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.

С 1 января 2002 г. вступили в действие два федеральных за­кона, предусматривающие соответственно два основных вида пен­сионного обеспечения: государственное и накопительно-трудо-

________________________

1СЗРФ. 1996. № 14. Ст. 1401.

2C3 РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4920.

Глава 13. Социальное обеспечение граждан 351

вое. Это уже упоминавшиеся выше законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению: понятие и виды

Пенсия по государственному пенсионно­му обеспечению - это ежемесячная госу­дарственная денежная выплата, право на по­лучение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предостав­ляется гражданам в целях компенсации им заработка/дохода), утраченного в связи с прекращением государ­ственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при про­хождении военной службы, в результате радиационных или техно­генных катастрофу случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Исходя из приведенного определения, пенсии по государст­венному пенсионному обеспечению бывают следующих видов:

• пенсии за выслугу лет;

• пенсии по возрасту (или пенсии по старости);

• пенсии по инвалидности;

• социальные пенсии.

Основания пенсионного обеспечения

Из перечисленных видов усматриваются основания пенсионного обеспечения, которые следует отличать от его условий. Основа­ния пенсионного обеспечения- это та­кие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает воз­никновение субъективного права на пенсию определенного вида (достижение возраста, признание лица инвалидом и т. пД. Усло­вия же сами по себе, в отрыве от оснований правообразующим свойством не обладают; они лишь уточняют это право (к приме­ру, если речь идет о возрасте, то в сторону снижения или увели­чения). Так, условием права на трудовую пенсию по возрасту яв­ляется наличие не менее пяти лет страхового стажа. Если такой стаж у гражданина имеется, то право на пенсию у него возника­ет при достижении 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин), а если этот стаж менее пяти лет, то право на данный вид пенсии у него возникнет лишь по достижении 65 или 60 лет соответствен-

352 Правовое обеспечение профессиональной деятельности глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru но. Условия также влияют на размер пенсии. Например, кадровый военнослужащий имеет право на пенсию за выслугу лет, если он отслужил в армии не менее 20 лет. При такой выслуге размер его пенсии будет составлять 55 % от денежного содержания. Если же он отслужил более 20 лет, то за каждый год сверх этого размер его пенсии будет возрастать на 3 %.

Трудовая пенсия: понятие и виды

Трудовая пенсия - это ежемесячная де-нежная выплата в целях компенсации граж-данам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица пе­ред установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудо­способные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с усло­виями и нормами, установленными Федеральным законом «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации».

На основании указанного закона устанавливаются следую­щие виды трудовых пенсий:

· трудовая пенсия по возрасту (трудовая пенсия по старости);

· трудовая пенсия по инвалидности;

· трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по возрасту и трудовая пенсия по инвалид­ности могут состоять из следующих частей: базовая, страховая, накопительная.

Размеры пенсий либо устанавливаются в твердо фиксиро­ванной денежной сумме, либо исчисляются. Как правило, в фикси­рованной сумме устанавливается базовая часть трудовых пенсий. В процентном к ней соотношении (от 150 до 300 %) определяется размер пенсии по инвалидности военнослужащим и другим кате­гориям граждан. Размеры этих пенсий увеличиваются в зависимости от необходимости ухода за пенсионером, от количества лиц, нахо­дящихся на его иждивении.

Страховая и накопительная части трудовых пенсий исчисля­ются по достаточно сложным формулам, причем различным для этих частей. Кроме того, данные формулы (правила) дифферен­цируются также в зависимости от вида пенсий.

Размеры пенсий кадровым военнослужащим определяются по общим существовавшим до 2002 г. правилам и ставятся в прямую зависимость (если, к примеру, речь идет о пенсии за выслугу лет) от продолжительности выслуги лет и размера денежного довольст­вия. Такие пенсии составляют при выслуге в 20 лет 55 % этого довольствия и увеличиваются за выслугу сверх нормы на 1 % или

Глава 13. Социальное обеспечение граждан 353

3 % и могут достигать 75 % или даже 85 % суммы денежного до­вольствия.

Финансовый источник выплаты трудовых пенсий отличается от источника выплаты пенсий по государственному социальному обеспечению. Государство по-прежнему гарантирует выплату лишь базовой части пенсий каждому, имеющему хотя бы пять лет страхового стажа. В перспективе базовая пенсия должна срав­няться с прожиточным минимумом пенсионера. Что же касается размера основной части трудовой пенсии, именуемой страховой, то он зависит от размера накопительной части пенсии. Последняя образуется в основном за счет страховых взносов, которые обяза­тельно должны перечисляться в Пенсионный фонд РФ. В против­ном случае пополнения накопительного элемента не будет. Соот­ветственно уменьшается и размер будущей пенсии в целом.

Пенсия по возрасту

Ведущим видом пенсионного обеспечения являются пенсии по возрасту. Закон их именует пенсиями по старости, но этот термин не совсем удачен, поскольку старость -категория относительная и наступает у различных граждан в раз­ные периоды их жизни. Закон же устанавливает общее и единое основание для всех - достижение, по общему правилу, возраста 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин). Ведущим данный вид пенсии является не только по числу пенсионеров этой категории, но и в связи с тем, что размер пенсий по возрасту служит своеоб­разной базой для исчисления размеров иных видов пенсий. Главной особенностью пенсий по возрасту является то, что они назначаются пожизненно. Все иные виды пенсий устанавливаются на опреде­ленный срок или на срок, определенный относительно. Например, пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который установлена сама инвалидность гражданина (как правило, это один или два года), пенсия за выслугу лет - до тех пор, пока граж­данин не работает в должности, с которой он ушел на пенсию.

По системе государственного пенсионного обеспечения пенсии по возрасту назначаются лицам, пострадавшим от черно­быльской катастрофы и других радиационных или техногенных катастроф, с уменьшением требований к возрасту на 5-10 лет или условии, что у них имеется трудовой стаж продолжительнос­тью не менеепяти лет. По этой же системе назначаются социаль­ные пенсии по возрасту тем, кто не имеет трудового (страхового) стажа 5 и более лет, если они достигли возраста 65 лет(мужчины) и 60 лет (женщины).

___________________

12 -7144 Тузов

354 Правовое обеспечение профессиональной деятельности глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru Все остальные пенсии по возрасту являются трудовыми. По общему правилу, они устанавливаются мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам - 55 лет при условии, что они имеют страховой стаж 5 и более лет. Закон предусматривает и так назы­ваемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставле­нии права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для такого пенсионирования являются:

• особый характер труда (например, авиаторы, водители го­родского общественного транспорта и др.);

• физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению);

• условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вред­ными условиями труда);

• географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и прирав­ненные к ним местности);

• осуществление материнских функций (женщины, родившие и воспитавшие пятерых и более детей до восьмилетнего воз­раста).

Эти основания закреплены в ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Особенностью досрочного пенсионного обеспечения является то, что для каждой категории перечислен­ных в указанных статьях лиц устанавливаются специальные, от­личные от других условия.

Размер пенсий по возрасту определяется суммой базовой, страховой и накопительной ее частей.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам,

выполнявшим работу определенного рода,

которая, по мнению законодателя, приводит к утрате их профессиональной трудоспособ­ности, если они проработали в соответствующих должностях установленное количество лет. Это - пенсия за службу, отсюда и происходит ее название. Как правило, она назначается независи­мо от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую вы­слугу лет. Однако из этого правила делаются исключения, обус­ловленные тем, что в законодательстве предусматриваются пре­дельные возрастные «планки» пребывания на службе - от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, то он подлежит увольнению, но далеко не каждый имеет на этот момент выслугу требуемой продолжительности (15, 20, 25 лет). В таких си­туациях закон также предоставляет право на пенсию за выслугу

Глава 13. Социальное обеспечение граждан 355

лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями: до­стижение установленного возраста, наличие выслуги лет не ме­нее 50 % общеустановленной и общего трудового или страхового стажа. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач. В настоящее время правом на пенсию за выслугу лет поль­зуются:

а) государственные и муниципальные служащие;

б) военнослужащие и приравненные к ним по вопросам пен­сионирования служащие других ведомств, главным образом военизированных (МВД, ФСБ и др.), а также работники органов про­куратуры;

в) судьи судов Российской Федерации, хотя их пенсионное
обеспечение носит несколько иное название - пожизненное де­
нежное содержание.

Пенсия по инвалидности

Пенсии по инвалидности назначаются лицам, признанным в установленном порядке

инвалидами, т. е. гражданам, имеющим

стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к опреде­ленным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ог­раничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инва­лидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства социальной защиты населения РФ.

Для целей пенсионного обеспечения имеет значение не толь­ко факт установления инвалидности, но и вызванное, обусловленное ею ограничение способности человека к занятию трудовой деятель­ностью, которое может иметь три степени (ранее - группы инвалид­ности). Самой тяжелой для человека является инвалидность с Ш сте­пенью утраты трудоспособности, при установлении которой при­знается, что он полностью утрачивает способность к занятию трудо­вой деятельностью. При установлении II степени считается, что гражданин может продолжать работать, но лишь в определенных профессиях и при создании специально приспособленных условий труда. I степень приводит к незначительным ограничениям спо­собностей человека к занятию трудовой деятельностью.Установ-ленная степень инвалидности влияет непосредственно на размер пенсии и в первую очередь на ее базовую часть. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о трудовых пенсиях она устанавливается в еле-

356 Правовое обеспечение профессиональной деятельности глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru глава 13. социальное обеспечение граждан - student2.ru дующих суммах: при III степени - 900 рублей, при II - 450 рублей, при I - 225 рублей в месяц. Для военнослужащих по призыву размер пенсий по инвалидности определяется несколько иначе. За основу берется базовая часть пенсии по возрасту; по общему правилу, это 450 рублей в месяц. Затем эта сумма умножается для III степени на 300 %, для II - на 250 % и для I - на 175 %.

Для кадровых военнослужащих сохранен прежний порядок исчисления пенсий по инвалидности. Он зависит от причины инва­лидности: военная травма, т. е. ранение, контузия, увечье, получен­ные при защите Родины, иное заболевание, не связанное с исполне­нием обязанностей военной службы, и группы инвалидности.

Размеры пенсий по инвалидности не делятся на базовую, страховую и накопительную части, за исключением трудовых пенсий, но размеры последних, в свою очередь, не зависят от при­чин инвалидности, таких как трудовое увечье, профессиональное или общее заболевание.

Пенсия по случаю потери кормильца

Пенсии по случаю потери кормильца зани-

мают своеобразное положение в системе пенсионного обеспечения: их нельзя отнес­ти к числу трудовых, поскольку право на их получение имеют лишь, по общему правилу, нетрудоспособные члены семьи, но и рассматривать их как сугубо социальные также нельзя, ибо размер пенсии, а тем более ее базовой части, ставит­ся в зависимость от суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, соизмеримого с суммой его страховых от­числений в Пенсионный фонд.

Особенностью пенсий этого вида является их производный от пенсий по возрасту и инвалидности характер, ибо их размер за­висит от того, на какой вид пенсии мог рассчитывать на момент смерти кормилец.

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кор­мильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке.

Условиями, необходимыми для установления пенсии по слу­чаю потери кормильца, являются следующие:

• состояние в родстве с умершим;

• нахождение на его иждивении, т. е. получение при жизни от кормильца всех средств к существованию (полное содержание) либо получение от него такой помощи, которая была посто­янным и основным источником средств к существованию;

Глава 13. Социальное обеспечение граждан 357

Наши рекомендации