Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения (глава 6 УПК).
Первую группу субъектов составляют государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование. Как субъекты уголовного процесса они рассматривались довольно обстоятельно в курсе «Правоохранительные органы». Это позволяет лектору ограничиться лишь общей характеристикой либо кратким определением данной группы субъектов. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование – прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, то есть лица, которые в силу установления закона осуществляют производство от имени государства по исследованию обстоятельств совершенного преступления.
Необходимо отметить (напомнить), что УПК РФ более четко определяет дознавателя, как участника уголовного судопроизводства; изменились полномочия прокурора при надзоре за законностью в деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие; появился новый участник ‑ начальник подразделения дознания, произошло переименование начальника следственного отдела в руководителя следственного органа.
Вторую группу участников со стороны обвинения составляют потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, их представители.
Потерпевшим – (ст. 52 Конституции, ст.ст. 22, 42, 78, 249, 277, 279-281 УПК) является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК). По УПК РСФСР потерпевшим признавались лишь физические лица. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда, и принимается при наличии доказательств, указывающих на причинение ему вреда.
Таким образом, для ввода потерпевшего в уголовный процесс необходимы уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания. Первые: наличие вреда причиненного преступлением и вторые: вынесение правоустанавливающего процессуального акта. При этом закон не связывает признание потерпевшим с желанием или согласием лица, понесшего вред. Пленум ВС СССР в Постановлении № 16 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве» от 1 ноября 1985 г. дал разъяснения отдельным проблемным вопросам участия потерпевшего:
- потерпевшим признается физическое лицо независимо от его возраста, физического или психического состояния, которому вред причинен непосредственно;
- по делам о приготовлении или покушении на преступление лицо признается потерпевшим при фактическом причинении вреда;
- в случае смерти лица, права потерпевшего имеют его близкие родственники;
- признание потерпевшим не зависит от степени вины самого пострадавшего;
- по делам частного обвинения обвиняемый и потерпевший могут быть в одном лице;
- потерпевший, понесший материальный вред, при заявлении иска признается гражданским истцом и др.
Правовое положение потерпевшего по действующему уголовно-процессуальному законодательству других стран явно более предпочтительное, чем по УПК РФ. Так, в США (1984 г.) и Германии (1986 г.) приняты законы о потерпевшем (пострадавшем). Согласно ст. 85 УПК Франции «Всякое лицо, которое считает себя пострадавшим от преступления или проступка, может путем подачи жалобы компетентному лицу занять положение гражданского истца», что влечет обязательное уголовное преследование. Потерпевший (или гражданский истец – что синонимы в УПК Франции) может самостоятельно начать уголовное преследование, либо вступить в процесс в качестве стороны обвинения. Его права «столь же обширны, как и у обвиняемого и до некоторой степени как у прокурора» ибо логика развития французского уголовного процесса постепенно приводила к выравниванию прав потерпевшего и обвиняемого[1]. Во Франции производство по делам частного обвинения и гражданский иск поглощаются общим комплексом прав потерпевшего и не выделяются как отдельные производства.
Следует согласиться с проф. Божьевым В.П., представляющего статью УПК, регламентирующую статус потерпевшего, следующим образом: «Гражданин признается потерпевшим при наличии доказательств, указывающих на причинение ему непосредственно преступлением или общественно опасным деянием обвиняемого морального, физического или имущественного вреда». Вместе с тем требования признания лица потерпевшим специальным постановлением – в УПК РФ осталось.
Права и обязанности потерпевшего перечислены в ст. 42 УПК.
На практике потерпевший довольно пассивная процессуальная фигура. Основная причина тому в том, что судопроизводство осуществляется, прежде всего, в интересах общества. Статья 6 УПК назначением уголовного судопроизводства считает защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления. Однако потерпевший остается одним из самых бесправных субъектов уголовного процесса, а требования ст. 52 Конституции РФ являются в большей степени простой декларацией!
Вместе с тем, УПК РФ более последовательно учитывает интересы лиц, пострадавших от преступления. Потерпевший имеет право знакомиться по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела, получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, постановлений о прекращении и приостановлении дела и т.п. Расширен перечень дел частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20). Согласно ст. 23 УПК, в определенных случаях возбуждение уголовного дела осуществляется только по заявлению руководителя пострадавшей организации. Имеется возможность прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК).
В настоящий момент происходит восполнение прав потерпевшего за счет деятельности Конституционного Суда РФ. В своих решениях он неоднократно указывал на несоответствие тех или иных положений Уголовно-процессуального закона нормам Конституции РФ. Благодаря ему потерпевший получил право: высказать свою точку зрения при отказе государственного обвинителя от обвинения; на представительство своих интересов не только адвокатом, но и иным лицом; на возможность ухудшения положения лица при пересмотре судебных решений вступивших в законную силу; в случае смерти лица потерпевшими по уголовному делу могут быть признаны несколько его близких родственников и др.
Несколько иной правовой статус имеет потерпевший по делам частного обвинения.
С момента принятия судом заявления потерпевшего, лицо его подавшее является частным обвинителем(ст. 43 УПК),на него распространяются правила, предусмотренные ст. 42, ч.ч. 4-6 ст. 246 УПК.
Гражданским истцом(ст. 44 УПК)является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя.
Гражданский истец вправе предъявить гражданский иск не только связанный с возмещением имущественного ущерба, но и компенсацией морального вреда.
Гражданский иск может быть заявлен с момента возбуждения уголовного дела до окончания судебного следствия. Гражданский истец освобождается в этом случае от уплаты государственной пошлины.
Права гражданского истца закреплены в ч. 4 ст. 44 УПК. Обязанности – в ч. 6 ст. 44 УПК.
Представителями потерпевшего гражданского истца, частного обвинителя (ст. 45 УПК)– могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом РФ представлять его интересы. По постановлению мирового судьи в качестве представителя гражданского истца или потерпевшего может быть допущен один из его близких родственников, иное лицо.
В настоящий момент благодаря решению Конституционного Суда РФ представителем потерпевшего (физического лица) может быть любое лицо, о котором он ходатайствует.
В ч. 3 ст. 45 УПК РФ права представителя и потерпевшего уравниваются. Возникает абсурдная ситуация – представитель не только может давать показания (о чем?), но и иметь своего представителя.
В УПК РФ, как и УПК РСФСР сохраняется серьезная асимметрия в процессуальном положении представителя потерпевшего и защитника, что входит в противоречие с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон в процессе. Французская правовая доктрина не разделяет защитника обвиняемого и представителя потерпевшего в качестве самостоятельных субъектов уголовного процесса и, таким образом, правовое положение их одинаково.