Привлечение в качестве обвиняемого. предъявление обвинения

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

уголовного процесса

к.ю.н., профессор,

полковник милиции

Кальницкий В.В.

«___»_________200_г.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ

Материалы к лекции

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность

Омск 2007

Рецензент:

Кальницкий В.В. – к.ю.н., профессор, начальник кафедры уголовного процесса.

Материалы к лекции по теме «Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения» по дисциплине «Уголовный процесс» обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного процесса 4 декабря 2007 г., протокол № 6.

Материалы к лекции подготовила: ст. преподаватель кафедры уголовного процесса Смирнова И.С.

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

ПО ТЕМЕ

«ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ»

В качестве одного из вариантов сценария лекции считаем возможным предложить следующий:

ВВОДНОЕ СЛОВО

ВОПРОС. Сущность и значение института привлечения в качестве обвиняемого.

ВОПРОС. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные основания привлечения лица в качестве обвиняемого.

ВОПРОС. Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого. Допрос обвиняемого.

ВОПРОС. Основания и порядок изменения и дополнения обвинения. Частичное прекращение уголовного преследования.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (подведение итогов).

Распределение учебного времени по вопросам лекции, на наш взгляд, зависит от мнения преподавателя-лектора и бюджета времени, предусмотренного для лекционных занятий.

Нормативный материал и литература по темесодержатся в учебной программе, планах семинарских и практических занятий, но при подготовке к лекции их список должен быть уточнен преподавателем. Рекомендуется обратить внимание обучаемых на наличие учебных пособий, которые смогут оказать им действенную помощь при изучении темы. Кроме того, лектор готовит статистические данные и практические примеры; опорный конспект; слайды со схемами для демонстрации их в ходе лекции при помощи технических средств (в необходимых случаях в схемы вносятся соответствующие коррективы и изменения).

ВВОДНОЕ СЛОВО

Опираясь на статистические данные и примеры из судебно-следственной практики, лектор во вводном слове акцентирует внимание слушателей на следующих моментах:

а) привлечение в качестве обвиняемого по уголовному делу представляет собой одно из важнейших решений, определяющих дальнейшее направление предварительного расследования;

б) лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, приобретает статус обвиняемого и получает комплекс процессуальных прав, ему инкриминируется совершение конкретного преступления (преступлений), по поводу которого (которых) ведется расследование;

в) ошибочное решение вопроса о наличии для этого оснований всегда чревато серьезными последствиями: невиновному лицу причиняется моральный, а порой и материальный вред; в свою очередь предварительное следствие оказывается на ложном пути, что позволяет действительному преступнику оставаться безнаказанным[1].

Эти обстоятельства в основном и определяют практическое значение рассматриваемых вопросов изучаемой темы.

Кроме того, значимость данной темы заключается в том, что одной из задач досудебного уголовного судопроизводства, на наш взгляд, является всестороннее, объективное и по возможности полное исследование обстоятельств дела, а в последующем привлечение виновного к уголовной ответственности и назначение ему судом справедливого наказания.

Очевидно, следует упомянуть о том, что в большей степени данная тема затрагивает действия следователя, поскольку при предварительном расследовании в форме дознания привлечение лица в качестве обвиняемого в соответствии со ст. 225 УПК РФ (далее – УПК) осуществляется составлением обвинительного акта и только в исключительном случае (ст. 224 УПК) используются правила, предусмотренные для предварительного следствия.

Необходимо обратить внимание обучаемых на то обстоятельство, что данная тема очень тесно связана с предыдущими и последующими темами дисциплины: «Понятие и назначение уголовного судопроизводства», «Принципы уголовного судопроизводства и иные основные положения», «Участники уголовного судопроизводства», «Доказательства и доказывание», «Судебное разбирательство. Общие условия судебного разбирательства» и некоторыми другими.

Далее слушателям напоминается бюджет рабочего времени по теме, приводится план лекции, а также рекомендуется новая литература по теме (частично возможно использование списка литературы, приведенного в конце учебно-методического комплекса).

1 ВОПРОС. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА

СХЕМЫ

СХЕМА 1

СХЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦА

К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(МЕСТО ПРИВЛЕЧЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

уголовного процесса

к.ю.н., профессор,

полковник милиции

Кальницкий В.В.

«___»_________200_г.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ

Материалы к лекции

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность

Омск 2007

Рецензент:

Кальницкий В.В. – к.ю.н., профессор, начальник кафедры уголовного процесса.

Материалы к лекции по теме «Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения» по дисциплине «Уголовный процесс» обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного процесса 4 декабря 2007 г., протокол № 6.

Материалы к лекции подготовила: ст. преподаватель кафедры уголовного процесса Смирнова И.С.

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

ПО ТЕМЕ

«ПРИВЛЕЧЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО.

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ»

В качестве одного из вариантов сценария лекции считаем возможным предложить следующий:

ВВОДНОЕ СЛОВО

Наши рекомендации