Как должен поступить арбитражный суд? Каково юридическое значение претензионного срока?

РАЗДЕЛ 4.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Тема 17.

Общие положения о вещном праве

Вопросы, выносимые на обсуждение:

Понятие вещного права в гражданском праве.

Вещное право – подотрасль гражданского права.

Содержание и значение вещного права. Признаки вещных прав.

Виды вещных прав.

Отличия права собственности от иных, производных от него, вещных прав.

Задача 1.

Художник Романов написал картину и выставил ее на продажу в одной из художественных галерей Москвы, где ее вскоре ку­пил один из московских банков для украшения переговорной комнаты. Впо­следствии некоторые фрагменты этой картины были воспроизведены в ди­зайне других помещений банка. При составлении каталога своих произведе­ний Романов вспомнил о проданной им картине и обратился к банку с тре­бованием передать ему эту картину на время, необходимое для фотосъемки. Банк отказался выполнить это требование, и тогда Романов обратился в суд с иском об истребовании картины из владения банка на основании ст. 302 ГК. Обоснованием данного требования послужило то, что международными конвенциями по авторскому праву и ст. 138 ГК признано право интеллекту­альной собственности на творческие произведения, к которым относится и написанная им картина.

Вправе ли автор картины защищать свои авторские права таким обра­зом? Как соотносится право собственности и право интеллектуальной собст­венности? Может ли банк как собственник картины воспроизвести некото­рые ее фрагменты в дизайне своего офиса без согласия автора?

Изменится ли решение, если художник продал банку проект поздравитель­ного адреса со стихотворением в честь одного из известных политических дея­телей, а потом потребовал передать ему копию этого адреса для перепечатки стихотворения, которое он забыл?

Задача 2.

У Кузовлевой на земельном участке росли несколько больших берез и елей, которые серьезно затеняли посадки на соседнем участке, принадлежащем Осиповой. В результате урожай сельскохозяйствен­ных культур Осиповой был намного ниже, чем мог бы быть, если бы этих де­ревьев не было. Такая ситуация постоянно вызывала напряжение между со­седями, которое выливалось в скандалы, в том числе с применением грубой силы, многочисленные требования Осиповой возместить убытки и т. п. На­конец, сын Осиповой, воспользовавшись отсутствием Кузовлевой, срубил все деревья на ее земельном участке, распилил их на дрова и продал неиз­вестному покупателю.

Возвратившись, Кузовлева вызвала представителя органа муниципально­го самоуправления, ответственного за озеленение поселка, в котором они проживали, составила с его участием «акт о самовольной порубке деревьев» и обратилась в суд с иском к Осиповой о возмещении ущерба. В своем иско­вом заявлении Кузовлева, ссылаясь на принадлежащее ей право собственно­сти на деревья, потребовала возместить ей стоимость посадки на ее участке деревьев аналогичного размера по прейскуранту одной из фирм по озелене­нию, а также сумму, полученную сыном Осиповой за продажу дров. В свою очередь, Осипова, возражая против иска, потребовала компенсировать ей все потери урожая, которые она несла в течение 10 лет.

Решите дело. Изменится ли решение, если земельный участок принадле­жит Кузовлевой не на праве собственности, а на праве пожизненного наследуе­мого владения? Могла ли Осипова потребовать у Кузовлевой спилить деревья и на основании чего? Является ли древесно-кустарниковая растительность са­мостоятельным объектом права собственности?

Задача 3.

Фермер Штуцер получил разрешение на добычу лося и вышел на охоту в один из охотничьих заказников, расположенных вбли­зи границы с Финляндией. Увлекшись погоней, он не заметил, что застре­лил лося на территории Финляндии. Привлеченные выстрелами финские по­граничники задержали Штуцера в тот момент, когда он пытался перенести некоторые части туши лося на территорию России. Поскольку отстрел лосей

в данной местности Финляндии был запрещен, в отношении Штуцера возбу­дили уголовное дело и вызвали в суд. Нанятый фермером адвокат потребо­вал освободить его от уголовной ответственности, ссылаясь на то, что у по­следнего имелось разрешение на добычу лося, выданное компетентным ор­ганом России. Сам же лось принадлежит на праве собственности Россий­ской Федерации, поскольку пришел на территорию Финляндии из России. Одновременно Штуцер заявил требование о возврате ему туши лося, кото­рую он мог бы использоваться для питания своей семьи.

Основательны ли аргументы адвоката? Кому принадлежит право собст­венности на лося, о котором идет речь в задаче? Что такое «животный мир» как объект права собственности?

Рассмотрите также ситуацию, при которой тот же Штуцер травил в своем доме крыс при помощи яда, купленного им в магазине, а государственная служба дератизации потребовала привлечения его к административной от­ветственности за то, что он уничтожил федеральное имущество без должно­го основания, причем без обращения к компетентным органам.

Задача 4.

Симонов составил закрытое завещание, в соответствии с кото­рым передал принадлежащую ему двухкомнатную квартиру в собственность своему брату Матвею пожизненно, а после смерти последне­го — своему внуку Игорю постоянно. При составлении завещания Симонов руководствовался тем, что внук ведет разгульный образ жизни и у него есть шанс «остепениться», пока квартирой владеет Матвей. У Матвея же нет де­тей, а значит, разумно будет заранее определить, что после его смерти квар­тира перейдет Игорю.

При вскрытии завещания после смерти Симонова у нотариуса возникли сомнения по поводу того, как оформить свидетельство о праве на наследст­во Матвея и нужно ли как-то зафиксировать права Игоря. На экспертно-методическом совете нотариальной палаты описанная выше ситуация с заве­щанием вызвала жаркие споры. Одни считали, что Игорь по данному заве­щанию никаких прав не приобретает. Другие, напротив, исходили из того, что Матвей не может стать собственником квартиры, поскольку последняя в конечном счете должна перейти к Игорю. Третьи предлагали выдать свиде­тельство о праве на наследство в равных долях Матвею и Игорю.

Решите дело. Какое значение имеет бессрочность права собственности? Допустим ли раздел права собственности во времени? Какие права на кварти­ру приобрели Матвей и Игорь? Как соотносятся между собой право собствен­ности и другие вещные права?

Задача 5.

Государственное образовательное учреждение получило в каче­стве пожертвования от одного из частных благотворительных фондов довольно значительную денежную сумму на цели приобретения книг для студенческой библиотеки. Эта денежная сумма была зачислена на расчетный счет образовательного учреждения, однако на закупку книг на­правлена не была. Вместо этого руководителем учреждения было принято

улуч­шение жилищных условий.

По истечении года с момента, когда указанные займы были выданы, фе­деральное казначейство, проведя проверку, потребовало от образовательного учреждения обеспечить немедленный возврат выданных займов. Государст­венному образовательному учреждению, по мнению казначейства, имущест­во принадлежит на праве оперативного управления, которое предполагает строгое соблюдение целевого назначения соответствующих денежных сумм, относящихся, по сути, к бюджетным средствам. Учреждение, в свою оче­редь, возражало против этого, ссылаясь на то, что согласно Закону РФ «Об образовании» оно приобрело право собственности на полученные пожертво­вания и может тратить их, как заблагорассудится.

Решите дело. Какое право на имущество принадлежит образовательному учреждению в данном случае? Можно ли распространить режим пожертвова­ний, предусмотренный ст. 582 ГК, на денежные средства, зачисленные на рас­четный счет?

Рассмотрите вариант, при котором то же самое образовательное учреж­дение получило в качестве пожертвования профессиональную библиотеку для использования ее в процессе обучения учащихся, а затем подарило библиотеку одному из преподавателей, который как раз работает над диссертацией по близкой теме.

Тема 18.

Право собственности

Вопросы, выносимые на обсуждение:

Наши рекомендации