Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций
Тест 1.Назовите представителей государства в системе социального партнерства.
Варианты ответов:
1. Законодательные органы государственной власти.
2. Специально создаваемые государственные структуры.
3. Органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Тест 2. Кто является сторонами социального партнерства в сфере
Труда?
Варианты ответов:
1. Работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления, когда они выступают в качестве работодателей
3. Неправительственные общественные объединения.
Тест 3. Кто является представителями работников в социальном
партнерстве в соответствии с Трудовым кодексом РФ?
Варианты ответов:
1. Непосредственно работники.
2. Профессиональные союзы и их объединения.
3. Иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Тест 4.Представителями государства в системе социального партнерства являются … (ответить пятью словами) ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Тест 5. Трудовым кодексом предусмотрено, что в управлении организацией могут участвовать…(ответить одним словом) _____________________________________________
__________________________________________________________________________________
Тест 6.Расставьте перечисленные ниже уровни социального партнерства в РФ в порядке возрастания, начиная с низшего уровня.
а) локальный уровень;
б) федеральный уровень;
в) территориальный уровень;
г) отраслевой уровень;
д) региональный уровень;
е) межрегиональный уровень.
Тест 7. Что такое трипартизм?
Варианты ответов:
1. Принцип равноправного представительства и взаимодействия трех сторон социального партнерства.
2. Парламентские выборы по партийным спискам.
3. Система трудового арбитража.
Тест 8. Что такое «социальный диалог»?
Варианты ответов:
1. Принцип семейных взаимоотношений.
2. Термин, близкий к понятию «социальное партнерство», применяемый в странах Запада
3. Метод межгосударственных переговоров, используемый дипломатами.
Тест 9. В каком российском законодательном акте содержится подробный раздел, посвященный социальному партнерству?
Варианты ответов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
3. Уголовный кодекс РФ.
4. Трудовой кодекс РФ.
Тест 10. Что такое социальный аудит?
Варианты ответов:
1. Способ выявления истинной социальной ситуации на конкретном предприятии и соответствия ее существующим стандартам.
2. Коллективное прослушивание аудиозаписей.
3. Проверка финансовой деятельности предприятия.
Тест 11. Что является органами социального партнерства в РФ?
Варианты ответов:
1. Министерства и ведомства.
2. Судебные органы.
3. Комиссии различного уровня по регулированию социально-трудовых отношений.
Тест 12.Могут ли работники участвовать в управлении организацией?
Варианты ответов:
1. Да, это одна из форм социального партнерства.
2. Нет, это не предусмотрено законом.
3. Только в том случае, если являются акционерами данного предприятия.
Тест 13. Кто входит в состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений?
Варианты ответов:
1. Представители правительства.
2. Представители объединений работодателей и профсоюзов.
3. Представители других неправительственных организаций.
Тест 14. Сколько уровней социального партнерства предусматривает его российская модель?
Варианты ответов:
1. Шесть уровней.
2. Это не прописано в законодательстве.
3. Один уровень – уровень конкретного предприятия.
Тест 15.Год создания международной организации труда (МОТ)?
Варианты ответов:
1. 1919 г.; 2. 1946 г.; 3. 1991 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основными отличительными особенностями дисциплины «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» являются: сочетание теоретических и практических аспектов, достаточно «молодой» возраст как самого явления – социальное партнерство развивается в России с 90-х годов ХХ века - так и научной и учебной дисциплины. Законодательство, регламентирующее данную сферу, институты (субъекты) системы социального партнерства, технологии переговорного процесса находятся в стадии развития.
В этой связи студентам важно, с одной стороны, изучить исторические предпосылки возникновения социального партнерства, его теоретические основы, а, с другой стороны, понять основные тенденции и перспективы развития в России эффективно действующей системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, выявить те факторы, которые могут способствовать или, напротив, осложнять процесс.
Для реализации данной задачи предполагается достаточное время уделить изучению теории социального государства, зарождения и развития гражданского общества, теории «социального договора». Соответствующая литература рекомендована для студентов как в основном, так и в дополнительном списках литературы.
Наиболее полное усвоение материала курса «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» невозможно без серьезного изучения Конвенций и рекомендаций МОТ, законодательной базы, регламентирующей становление и развитие системы социального партнерства в Российской Федерации.
При изучении курса студенты не должны ограничиваться только лишь рекомендованными для ознакомления учебниками и учебными пособиями. Динамично изменяющаяся ситуация в этой сфере предполагает необходимость чтения периодической литературы, в первую очередь таких журналов, как «Труд и социальные отношения», «Человек и труд», «Труд за рубежом», «Социальное партнерство».
Обязательным для освоения материла курса «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» является знакомство студентов с конкретными коллективными договорами и соглашениями, заключаемыми в отдельных отраслях и регионах РФ, на предприятиях различных форм собственности. Обсуждение сообщений, подготовленных студентами к семинарским занятиям, поможет им в полном объеме освоить материал не только в теоретическом плане, но и в плане возможностей применения полученных знаний в своей профессиональной деятельности.
При изучении темы 1 – «Эволюция процесса регулирования социально-трудовых отношений»целесообразно ознакомиться с учебником для вузов «Основы социального партнерства: теория и практика» (автор В.А.Михеев), монографиямиЕ.С.Садовой«Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России)» иКиселева В.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный анализ).Это позволит проследить процесс формирования односторонних трудовых отношений; двухсторонних трудовых отношений, связанных с появлением и укреплением профсоюзов; трехстороннего сотрудничества в сфере трудовых отношений государства, работодателей и их объединений, наемных работников, объединенных в профессиональные союзы.
Основная литература по теме
CадоваяЕ.С.,Зенков Р.В. Регулирование социально-трудовых
отношений на принципах социального партнерства: курс лекций /-М.:
Изд.Дом «АТИСО», 2013.
Киселев В.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный анализ). / Киселев В.Н. – М.: Изд.Дом «АТИСО», 2008;
Садовая Е.С. «Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России)». М.: ИМЭМО РАН, 2014;
Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда. / Щеглова С.Н. - М: Профиздат, 2000 г. Библиотечка профсоюзного актива. № 12.
Дополнительная литература по теме
Бражко А.Л. Регулирование социально-трудовых отношений: вопросы методологии // Труд и социальные отношения – 2006 - № 2.
Михеев В.А. Основы социального партнерства: Учебник для вузов. / Михеев В.А. – М: Экзамен, 2001 г. Раздел I.
При изучении темы2 – «Предпосылки и факторы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» -студенту необходимо понять, что под влиянием революционных событий начала ХХ века в России, Австро-Венгрии, Германии и т.п. была создана международная организация Труда (МОТ) с уникальным принципом трехстороннего представительства (трипартизм). Особое внимание следует уделить технико-технологическим, социально-экономическим, общественно-политическим, нравственно-психологическим факторам, способствующим формированию новой идеологии регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства (см., например, Курс лекций «Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений»). Студент должен четко ориентироваться в понятиях «социальное партнерство», «принципы социального партнерства», «уровни социального партнерства», «формы социального партнерства».
Основная литература по теме
CадоваяЕ.С.,Зенков Р.В. Регулирование социально-трудовых
отношений на принципах социального партнерства: курс лекций /-М.:
Изд.Дом «АТИСО», 2013.
Канаев Г.Е. Международная организация труда: история, принципы, задачи и деятельность: Учебное пособие для слушателей Института социального партнерства. / Канаев Г.Е. – М: АТиСО, 2006 г. Глава I-II
Костин Л.А., Международная организация труда. / Костин Л.А. - М: Издательство «Экзамен». 2002.
Садовая Е.С. «Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России)». М.: ИМЭМО РАН, 2014;
Садовая Е.С. «Новые тенденции в социально-трудовой сфере: институциональный аспект» //МЭиМО. 2013. № 11. С.С. 29-43.
Социальное партнерство: словарь – справочник / авт.кол. под. Рук. В.Н. Киселева, В.Г. Смолькова. – М: Экономика, 2002.
Дополнительная литература по теме
Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 г.)
Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949г.)
Конвенция МОТ № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.)
Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.)
Филадельфийская декларация МОТ (1944 г.).
При изучениитемы 3 – «Международная практика регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства»внимание следует, прежде всего,уделить рассмотрению основных тенденций развития социально-трудовой сферы в условиях глобализации и изменению механизмов регулирования социально-трудовых отношений в новых условиях.
Основной упор следует также сделать (помимо основных нормативных актов МОТ в практике регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства) на изучении других документов других международных организаций – ООН (Всеобщая декларация прав человека), Совета Европы (Социальная хартия, а также протоколы, способствующие охране социальных прав и гарантий трудящихся).
Особое внимание в условиях глобализации следует обратить на документы, регламентирующие социальное поведение мультинациональных компаний (ТНК). Все эти вопросы подробно и доступно изложены в монографии Садовой Е.С. «Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России)»,
часть I.
Студенты должны также представлять суть основных национальных моделей социального партнерства (Киселев В.Н., Смольков В.Г. «Социальное партнерство в России: учебное пособие»).
Основная литература по теме
CадоваяЕ.С.,Зенков Р.В. Регулирование социально-трудовых
отношений на принципах социального партнерства: курс лекций /-М.:
Изд.Дом «АТИСО», 2013.
Канаев Г.Е. Международная организация труда: история, принципы, задачи деятельность. Учебное пособие. / Канаев Г.Е. М: АТиСО, 2006 г. Глава V-VI.
МОТ. Конвенции и рекомендации 1919 – 1956, т. I , 1991; 1997-1990, т. II 1991; 1991-1998, т. III, 1998.
Киселев В.Н. Социальное партнерство в России: Учебное пособие. / Киселев В.Н., Смольков В.Г. – М: Экономика, 2002 г. Раздел I , 4 параграф;
Садовая Е.С. «Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России)». М.: ИМЭМО РАН, 2014;
Садовая Е.С. «Новые тенденции в социально-трудовой сфере: институциональный аспект» //МЭиМО. 2013. № 11. С.С. 29-43.
Садовая Е.С. «Механизмы регулирования социально-трудовых отношений на современном этапе: опыт развитых стран и России». «Проблемы прогнозирования», № 5, 2010.
Социальное партнерство: словарь-справочник / авт.колл. под рук. В.Н. Киселева, В.Г. Смолькова В.Г. - М: Экономика, 2002.
Европейская социальная хартия (пересмотренная), (извлечения). Страсбург, 3 V 1996.
Дополнительная литература по теме
Костин Л.А. Международная организация труда. / Костин Л.А. – М: Издательство «Экзамен», 2002 г.
Европейская социальная хартия и пути ее ратификации. – М.: Профиздат, 2003 – Справочник профсоюзного работника - № 3.
При изучении темы 4 – «Особенности становления системы социального партнерства в Российской Федерации»целесообразно воспользоваться Е.С.Садовой«Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России)» (ч. П), а также учебным пособием «Социальное партнерство в России» (авторы В.Н.Киселев, В.Г.Смольков) и монографией «Российская модель социального партнерства» (автор В.Н.Киселев), в которых подробно анализируется процесс и основные этапы становления системы социального партнерства в Российской Федерации, рассматриваются субъекты, органы, уровни системы социального партнерства, большое внимание уделяется анализу сложившейся в России системы коллективных договоров и соглашений и рассмотрению законодательства, регламентирующего данную сферу.
Основная задача обучающихся – понять специфические особенности российской модели социального партнерства, а также то, что роднит ее с практикой регулирования социально-трудовых отношений, сложившейся в других странах.
Особое внимание следует уделить изучению законодательства РФ и, прежде всего, Трудового Кодекса РФ, его второго раздела «Социальное партнерство». Важно, чтобы студенты могли не только перечислить те изменения, которые были внесены в названный раздел Кодекса в 2006 году, но и объяснить суть этих изменений с точки зрения развития процессов коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
В качестве дополнительного источника можно порекомендовать изучение Закона г. Москвы «О социальном партнерстве», т.к. в столице система социального партнерства начала формироваться раньше, чем во многих других регионах РФ и ее практический опыт и законодательство во многом могут служить примером для других регионов страны.
Основная литература по теме
Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.)
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ
"Об объединениях работодателей" (с изменениями от 5 декабря 2005 г., 1 декабря 2007 г.)
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"
Гурьянова Л.П. Коллективные договоры и соглашения, теория и практика заключения. / Гурьянова Л.П. - М.: АТиСО, 2005.
Киселев В.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный анализ). / Киселев В.Н. – М.: Изд.Дом «АТИСО», 2008.
Киселев В.Н. Социальное партнерство в России: специфика и основные проблемы становления в период рыночных реформ. / Киселев В.Н., Смольков В.Г. – М.: Экономика. – 2002. Раздел II.
CадоваяЕ.С.,Зенков Р.В. Регулирование социально-трудовых
отношений на принципах социального партнерства: курс лекций /-М.:
Изд.Дом «АТИСО», 2013.
Садовая Е.С. «Международные стандарты в сфере труда: институты и механизмы реализации (опыт развитых стран и России)». М.: ИМЭМО РАН, 2014
Социальное партнерство: словарь-справочник / Авт. кол. под рук.. В.Н.Киселева, В.Г.Смолькова. – М.: Экономика, 2002
Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда. / Щеглова С.Н. – М.: Профиздат, 2000. – Библиотечка профсоюзного актива. - № 12.
Дополнительная литература по теме
Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? // Социологические исследования. – 2001. - № 5.
Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве" (с изменениями от 19 декабря 2001 г., 16 января 2002 г., 19 мая 2004 г.)
Лушников А.М. Курс трудового права : Учебник. Т. 1. / Лушников А.М., Лушникова М.В. – М.: Проспект, 2003, Глава 3, ч. 10, 11.
Михеев В. Социальное партнерство и пути совершенствования публичной политики // Власть. – 2005. - № 7.
Нетеребский О.В. Роль социального партнерства в становлении общества с рыночной экономикой // Труд и социальные отношения. – 2002. - № 3.
Российская модель социального партнерства: перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М.: АТиСО, 2007. – 270 с.
Социальное партнерство и трудовые отношения в Российской Федерации. Итоги и перспективы развития // Труд и социальные отношения. – 2007. - № 1.
При изучении темы 5 – «Субъекты социального партнерства. Профсоюзы. Объединения работодателей. Государство в системе социального партнерства»целесообразно обратиться помимоуже названных выше «Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений», «Социальное партнерство в России», «Основы социального партнерства: теория и политика», монографии «Российская модель социального партнерства» к изучению учебного пособия «Организация профсоюзной работы: настольная книга профсоюзного работника и активиста».
Особое внимание рекомендуется сосредоточить на анализе законодательных актов, регламентирующих процесс институционального оформления системы социального партнерства – законов РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об объединениях работодателей», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Для формирования более полного представления об особенностях становления субъектов социального партнерства в Российской Федерации, студентам следует также обращаться к официальным сайтам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (http://www.minzdravsoc.ru), Федерации Независимых Профсоюзов России (http://www.fnpr.org.ru), Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (работодателей) (http://www.rspp.ru).
Основная литература по теме
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г.)
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ
"Об объединениях работодателей" (с изменениями от 5 декабря 2005 г., 1 декабря 2007 г.)
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений"
Из опыта работы профсоюзов мира. – М.: Профиздат, 2007. – 112 с.
Киселев В.Н. Социальное партнерство в России: специфика и основные проблемы становления в период рыночных реформ. / Киселев В.Н., Смольков В.Г. – М.: Экономика. – 2002. Раздел П.
Крестьянинов А.Н. Социальная напряженность: роль профсоюзов в ее регулировании: Монография. / Крестьянинов А.Н. – М.: Русская новь, 2002.
Крестьянинов А.Н. Социальная ответственность профсоюзов // Труд и социальные отношения, 2007, № 3. – С. 18-27.
Материалы официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (http://www.minzdravsoc.ru)
Материалы официального сайта Федерации Независимых Профсоюзов России (http://www.fnpr.org.ru)
Материалы официального сайта Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (работодателей) (http://www.rspp.ru).
Михеев В.А. Основы социального партнерства. Теория и политика: Учебник для вузов. / Михеев В.А. – М.: Экзамен, 2001. Глава 4.
Можаев В.Е. Международный опыт работы профсоюзов в ТНК // Вестник профсоюзов, 2005, № 14. – С. 19-26.
Организация профсоюзной работы. Настольная книга профработника и активиста. – М.: Изд-во АТиСО, 2005. – 520 с.
Профсоюзы России: история и современный этап развития: Раздел I М: ИПК профсоюзных кадров АТиСО, 7-9 сентября 2004 года.
CадоваяЕ.С.,Зенков Р.В. Регулирование социально-трудовых
отношений на принципах социального партнерства: курс лекций /-М.:
Изд.Дом «АТИСО», 2013.
Садовая Е.С. «Роль и место профсоюзов в процессе осуществления модернизации России». «Труд и социальные отношения», № 4, 2010, С. 4-12.
СадоваяЕ.С.Зарубежный опыт регулирования «заемного» труда и возможности его применения в России. // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевсеие научные чтения, 16-17 мая 2013 г. - СПб: СПбГУП, 2013. - 712 с., ISBN 978-5-7621-0740-2, С.С. 401-406. http://www.lihachev.ru/chten/8338/8340/8395/.
Комаровский В., Садовая Е. Объединения предпринимателей в системе социального партнерства в России.МэиМО. 1997. № 5
Социальное партнерство: словарь-справочник / Авт. кол. под рук.. В.Н.Киселева, В.Г.Смолькова. – М.: Экономика, 2002. – 408 с.
Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.
Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда. / Щеглова С.Н. Щеглова С.Н. – М.: Профиздат, 2000. – Библиотечка профсоюзного актива. - № 12.
Дополнительная литература по теме
Бражко А.Л. Профсоюзы в глобализированном мире // Труд и социальные отношения. – 2002. - № 1. – С. 40-48.
Глобализация и профсоюзное движение России в ХХ1 веке: Материалы и документы научно-практической конференции, 29-30 января 2002 г. – М.: АТиСО, 2002.
Еремеев О. Закон о работодателях: объективная необходимость // Человек и труд. – 2001. - № 7. – С. 37.
Луконин С.В. Работодатели в системе социального партнерства // Труд и социальные отношения. – 2007. - № 1.
Можаев В.Е. Профсоюзы за рубежом. Структура и основные формы работы // Труд и социальные отношения (Приложение). - 1997. - № 1.
Нетеребский О.В. Найти адекватный ответ. Глобализация вынуждает профсоюзы искать оптимальную схему взаимодействия с ТНК // Солидарность. – 2002. - № 40.
Нуртдинова А.Ф. Роль государства в механизме социального партнерства // Журнал российского права. – 2000. - № 2. – С. 16-25.
Перегудов С.П. Группы интересов и российское государство. / Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. – М.: 1999.
Понизов В. О работе российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений // Человек и труд. – 2008. - № 1.
Чуча С.Ю. Государство как сторона социального партнерства в России // Трудовое право. – 2002. - № 12. – С.60-69.
Изучение темы 6 – «Соглашения и коллективные договоры как важнейшие инструменты реализации социальной политики в трудовой сфере»– рекомендуется начинать с обращения к тексту раздела II Трудового кодекса Российской Федерации «Социальное партнерство в сфере труда» и ознакомления с постатейным научно-практическим комментарием к этому разделу, содержащемся в издании «Трудовой Кодекс Российской Федерации: правовые новации».
Особое внимание при изучении данной темы необходимо уделить формированию представления о роли и месте коллективных договоров и соглашений в системе социального партнерства, освоению исторического опыта заключения коллективных договоров и соглашений в России и в странах с развитой рыночной экономикой. Для этого студентам целесообразно воспользоваться учебными пособиями «Коллективные договоры и соглашения, теория и практика заключения» (автор Л.П.Гурьянова), «Коллективный договор в новых условиях» (автор С.Н.Татарникова), «Организация профсоюзной работы. Настольная книга профработника и активиста», учебниками для вузов «Социальное партнерство: теория, политика, практика» (авторы В.А.Михеев, А.В.Михеев), «Трудовое право России и зарубежных стран» (авторы И.Я. Киселев, А.М. Лушников), работой «Социальное партнерство в сфере труда» (автор С.Н.Щеглова).
Студентам необходимо познакомиться с действующими коллективными договорами и соглашениями, понять особенности их структуры и содержания, попытаться оценить степень их эффективности в регулировании социально-трудовых отношений. Для этого рекомендуется воспользоваться сервисом поисковых систем Интернет, и найти соглашения соответствующей отрасли, региона, территории на официальных сайтах сторон соглашения. Например, Московское трехстороннее соглашение размещено на сайте Московской федерации профсоюзов (http://www.mtuf.ru), Омское территориальное соглашение о социальном партнерстве – на сайте администрации города Омска (http://www.omsk.ru), Отраслевое соглашение организаций по лесопромышленному комплексу Российской Федерации – на сайте Профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации (http://www.roslesprof.ru), Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Саратовской области – на сайте правительства Саратовской области (http://www.saratov.gov.ru) и т.д.
Студентам, совмещающим работу с учебой, при изучении темы рекомендуется внимательно проанализировать структуру и содержание коллективного договора своей организации (при наличии). В остальных случаях, тексты коллективных договоров различных организаций также можно найти в сети Интернет. Например, коллективный договор ОАО«Российские железные дороги» - на сайте Центрального комитета Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей (http://rosprofzhel.rzd.ru), коллективный договор Бурятского государственного университета – на сайте БГУ (http://www.bsu.ru) и т.д.
Основная литература по теме
Гурьянова Л.П. Коллективные договоры и соглашения, теория и практика заключения / Л.П.Гурьянова. - М.: АТиСО, 2005.
Михеев В.А. Социальное партнерство: теория, политика, практика /В.А.Михеев, А.В.Михеев. - М.: Ин-т экономики, управления и социальных отношений, 2003.
Организация профсоюзной работы. Настольная книга профработника и активиста. – М.: Изд-во АТиСО, 2005. – Часть 4.
CадоваяЕ.С.,Зенков Р.В. Регулирование социально-трудовых
отношений на принципах социального партнерства: курс лекций /-М.:
Изд.Дом «АТИСО», 2013.
Социальное партнерство: словарь-справочник / Авт. кол. подрук.. В.Н.Киселева, В.Г.Смолькова. – М.: Экономика, 2002.
Татарникова С.Н. Коллективный договор в новых условиях / С.Н.Татарникова. - М.: Учебно-исследовательский центр МФП, 2005.
Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – Раздел II.
Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере труда / С.Н. Щеглова. – М.: Профиздат, 2000. – Библиотечка профсоюзного актива. - № 12.
Дополнительная литература по теме
Ершова Е.А. Коллективные договоры - вид нормативных правовых договоров, содержащих нормы права // Трудовое право. - М.: Интел-Синтез, 2008. № 10.
Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда /И.Я. Киселев, А.М. Лушников; под ред. М.В.Лушниковой. - М.: Эксмо, 2008. – Часть I, раздел IV, глава 2; Часть II, раздел III, глава 3.
Маленко Т.В. Порядок заключения и содержание коллективного договора // Кадровые решения, 2007. № 9.
Нуртдинова А. Регулирование трудовых отношений коллективным договором, соглашением // Хозяйство и право. - М., 2005, № 2.
Татарникова С.Н. Коллективно-договорные отношения: опыт социологического анализа // Труд и социальные отношения, 2008. № 1.
Трудовой Кодекс Российской Федерации: правовые новации (в редакции, действующей с 1 января 2009 г.). Постатейный научно-практический комментарий. (Серия «Кодексы Российской Федерации» – приложение к «Российской газете»). – М.: ФГУ «Редакция «Российской газеты», 2008. – Раздел II.
Щеглова С.Н. Соглашение как инструмент социальной политики / С.Н. Щеглова. - М.: Профиздат, 2002. (Библиотечка профсоюзного активиста, № 6).
При изучении темы 7 – «Технология ведения переговоров по регулированию социально-трудовых отношений» студентам необходимо понять сущность переговоров, составить представление об их функциях виды и видах, основных этапах переговорного процесса, позициях и интересах участников переговоров, стилях ведения переговоров, стратегии и тактике переговорного процесса, освоить основы психологии делового общения на переговорах. Для этого рекомендуется воспользоваться учебными пособиями «Психология переговоров» (автор Р.И.Мокшанцев), «Психология конфликта и переговоры» (авторы Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов), «Организация ведения переговоров» (автор О.В. Шевелева), а также познакомиться со всемирно известной книгой авторов «гарвардского метода переговоров» Р. Фишера, У. Юри, Б. Патона «Переговоры без поражения».
Особое внимание следует уделить изучению особенностей коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению как формы социального партнерства. Особую пользу здесь принесет освоение учебного материала, содержащегося в работах Л.П.Гурьяновой «Коллективные договоры и соглашения, теория и практика заключения», С.Н.Щегловой «Социальное партнерство в сфере труда».
Сформировать представление о международном опыте коллективных переговоров помогут работы И.Я. Киселева, А.М. Лушникова «Трудовое право России и зарубежных стран», В.Е. Можаева «Практика коллективных переговоров в странах рыночной экономики».
Студентам необходимо знать требования, предъявляемые к организации и ведению коллективных переговоров в актах международного права и в трудовом законодательстве России. Для этого следует обратиться к тексту раздела II Трудового кодекса Российской Федерации «Социальное партнерство в сфере труда» и материалам, содержащимся в книге «Коллективные переговоры (Нормы МОТ и принципы деятельности контрольных органов): ограничения на коллективные переговоры, принудительный арбитраж, принцип свободы и добровольности переговоров».
Подробное изложение вопросов содержания и технологии «Единой переговорной кампании» можно найти в учебном пособии Л.П.Гурьяновой «Коллективные договоры и соглашения, теория и практика заключения».
Основная литература по теме
CадоваяЕ.С.,Зенков Р.В. Регулирование социально-трудовых
отношений на принципах социального партнерства: курс лекций /-М.:
Изд.Дом «АТИСО», 2013.
Бородин И.И. Коллективные переговоры по заключению коллективного договора как форма социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 5.
Коллективные переговоры (Нормы МОТ и принципы деятельности контрольных органов): ограничения на коллективные переговоры, принудительный арбитраж, принцип свободы и добровольности переговоров. – М.: Профиздат, 2008. - (Коллективный договор. № 12).
Подготовка к коллективным переговорам: цели переговоров, стратегия и тактика, управление эмоциями и держать позицию, ставка на конфликт. М.: Профиздат, 2006. (Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей. № 8)
Трудовой Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – Раздел II.
Фишер Р. Переговоры без поражения. Гарвардский метод / Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Патон; пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Эксмо, 2006.
Дополнительная литература по теме
Вагин И.О. Мастер-класс. Переговоры / Игорь Вагин, Павла Рипинская. – М.: АСТ; Астрель, 2005.
Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда /И.Я. Киселев, А.М. Лушников; под ред. М.В.Лушниковой. - М.: Эксмо, 2008. – Часть I, раздел IV, глава 1; Часть II, раздел III, глава 3.
Можаев В.Е. Практика коллективных переговоров в странах рыночной экономики /В.Е.Можаев - М.: Профиздат, 1995. - (Библиотечка профсоюзного активиста, № 9).
Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: Учеб. пособие / Р.И.Мокшанцев. – М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие / Хасан Б.И., Сергоманов П.А. – М.: Academia, 2004.
Шевелева О.В. Организация ведения переговоров / О.В. Шевелева. - М.: Советский спорт, 2007.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Особенности развития системы социального партнерства в развитых странах (студент выбирает одну из развитых стран)
2. Социально-трудовые отношения как часть социоэкономических отношений (сущность, понятия и структура)
3. Основные этапы развития взаимоотношений между работниками и работодателями
4. Особенности становления работодательских объединений в развитых странах
5. Развитие профсоюзного движения в России в 90- е годы ХХ века и начале ХХI века
6. Профессиональные союзы в России как субъект социального партнерства
7. Вопросы оплаты труда в отраслевых соглашениях (студент анализирует соответствующие разделы 3-4 отраслевых соглашений)
8. Вопросы оплаты труда в коллективных договорах (студент анализирует соответствующие разделы 3-4 коллективных договоров)
9. Вопросы охраны труда в отраслевых соглашениях (студент анализирует соответствующие разделы 3-4 отраслевых соглашений)
10. Вопросы охраны труда в коллективных договорах (студент анализирует соответствующие разделы 3-4 коллективных договоров)
11. Вопросы занятости в отраслевых соглашениях (студент анализирует соответствующие разделы 3-4 отраслевых соглашений)
12. Вопросы занятости в региональных трехсторонних соглашениях (студент анализирует соответствующие разделы 3-4 региональных трехсторонних соглашений)
13. Вопросы предоставления социальных гарантий работникам в коллективных договорах (студент анализирует соответствующие разделы 3-4 коллективных договоров)
14. Роль государства в развитии системы социального партнерства.
15. Взаимосвязь содержания коллективного договора с соглашениями (студент анализирует содержание коллективного договора конкретной организации с учетом содержания всех видов соглашений, распространяющихся на работников организации).
16. Деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
17. Основные этапы коллективных переговоров
20. Соглашение как инструмент социальной политики (на примере конкретной отрасли, региона, территории)