Управление персоналом 080400.62
- способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
- умение анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи (ОК-4);
- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8).
Экономика 080100.62
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).
Юриспруденция 030900.62
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).
Социология 040100.62
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы(ОК-10);
- способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).
Техносферная безопасность 280700.62
- компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);
- компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5).
В результате успешного освоения данной дисциплины студенты должны уметь правильно ориентироваться в условиях современной российской действительности, адекватно оценивать проводимые в стране преобразования на этапе становления в России социального государства и роль социального партнерства, как механизма регулирования социально-трудовых отношений в этом процессе.
Студент должен:
а) знать основные положения современной теории регулирования социально-трудовых отношений, международное и российское законодательство, регламентирующее социально-трудовую сферу и основные тенденции развития социально-трудовой сферы в стране и мире;
б) уметь использовать методы социально-экономических и гуманитарных наук при решении общественно значимых проблем, связанных с социально-трудовой сферой, в условиях современного постиндустриального, информационного общества;
в) владеть навыками проведения общественного контроля, осуществляемого институтами гражданского общества, за деятельностью работодателей и органов государственной власти и местного самоуправления в процессе реализации в стране Концепции достойного труда.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИНЦИПАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА»ПО ТЕМАМ
Тема 1. Эволюция процесса регулирования социально-трудовых отношений
Понятия: «Социоэкономические отношения», «Социально-трудовая сфера», «Трудовые отношения», «Социально-трудовые отношения», «Регулирование социально-трудовых отношений».
Одностороннее регулирование трудовых отношений в период раннего капитализма. Стихийные выступления работников. Увольнения. Позиция государства.
Возникновение профсоюзов и формирование двухстороннего типа социально-трудовых отношений. Забастовки работников. Локауты работодателей. Коллективные переговоры и коллективные соглашения и их роль в смягчении антагонистических противоречий труда и капитала.
Роль организованного рабочего движения и укрепление профсоюзов. Социальные доктрины о путях и способах разрешения основного противоречия капитализма. Идеи международного регулирования труда в среде реалистически мыслящей западноевропейской буржуазии. Попытки международного регулирования социально-трудовых отношений. Первые элементы социальных гарантий и борьба трудового населения за их расширение.
Влияние Великой Октябрьской социалистической революции в России и других революционных событий в мире на процесс международного регулирования социально-трудовых отношений.
Тема 2. Предпосылки и факторы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства
Идея международной регламентации труда. Создание Международной Организации Труда (МОТ). Трипартизм (бипартизм) – важнейший принцип сотрудничества основных участников общественно-экономического процесса. Универсальный характер МОТ. Ее структура, задачи, основные направления деятельности. Влияние международных трудовых норм, разрабатываемых МОТ, на национальные законодательства. Первые институты социального партнерства в Западной Европе и США.
Факторы востребованности и возможности формирования социально-партнерских отношений в трудовой сфере: технико-экономические; социально-экономические; общественно-политические; нравственно-психологические.
Понятия: «Социальное партнерство», «Субъекты социального партнерства», « Сферы социального партнерства», «Принципы социального партнерства».
Социальное партнерство – это:
· Особый тип регулирования социально-трудовых отношений развитого общества рыночной экономики;
· Специфический механизм регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
· Идеология общества рыночной экономики, направленная на достижение социального мира и стабильности.
Тема 3. Международная практика регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства
Влияние послевоенного устройства мира на деятельность МОТ и дальнейшее развитие механизмов социального сотрудничества.
Общее и специфическое в регулировании социально-трудовых отношений в национальных масштабах. Различные модели этого процесса.
Новое понимание социальных проблем. МОТ как специализированный орган ООН. Создание Европейского Союза (ЕС) как «единого пространства с целью совместной разработки и координации наиболее эффективных вариантов решения жизненно важных социальных проблем».
Выход социального партнерства на международный и региональный уровни. Деятельность Экономического и социального комитета (ЭКОСОК) ЕС. Коллективные отраслевые соглашения в масштабах ЕС; развитие социального сотрудничества на уровне транснациональных предприятий и фирм, в ТНК, в других региональных межгосударственных объединениях.
Ведущие тенденции в международной практике трехстороннего (двухстороннего) сотрудничества в области социально-трудовых отношений.
Тема 4. Особенности становления системы социального партнерства в Российской Федерации
Революционные преобразования в политической и экономической жизни российского общества в начале 90-х годов ХХ века. Принятие новой концепции регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации, необходимость развития системы социального партнерства.
Законодательство Российской Федерации, регламентирующее сферу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Особенности российской модели социального партнерства – ее основные черты, этапы становления, основные отличия от систем социального партнерства, существующих в развитых странах.
Основные принципы социального партнерства. Уровни социального партнерства.
Основные проблемы, осложняющие процесс становления системы социального партнерства в России.
Тема 5. Субъекты социального партнерства. Профсоюзы. Объединения работодателей. Государство в системе социального партнерства
Особенности становления институтов (субъектов) системы социального партнерства в Российской Федерации.
Профсоюзы – институт представительства интересов наемных работников, цели и задачи, методы решения основных задач. Основные этапы развития профсоюзного движения в мире. Глобализация и проблемы мирового профсоюзного движения.
Российские профсоюзы – история создания, результаты деятельности, основные проблемы российского профсоюзного движения. ФНПР, «новые профсоюзы».
Профсоюзы как сторона социального партнерства. Работа профсоюзов в РТК, других органах системы социального партнерства.
Понятия «предприниматель» и «работодатель». Возникновение первых работодательских объединений – внутренние и внешние побудительные мотивы их возникновения. Взаимоотношения с профсоюзами и государством.
Правовой статус работодателя в РФ. Проблемы формирования работодательских объединений в России, основные этапы этого процесса. Основные российские работодательские объединения. РСПП (р).
Определение государством так называемых «правил игры», принятие законодательных актов, обусловливающих сферы, границы взаимных обязательств, характер взаимной ответственности социальных партнеров – работодателей и наемных работников.
Основные задачи государства в области совершенствования системы социального партнерства. Направления совершенствования трудового законодательства.
Государство – работодатель; проблемы, возникающие с реализацией данной функции на разных уровнях системы социального партнерства.
Государство – арбитр при разрешении трудовых коллективных споров.
Развитие эффективной системы социального партнерства – важнейший принцип функционирования социального государства.
Тема 6. Соглашения и коллективные договоры как важнейшие инструменты реализации социальной политики в трудовой сфере
Понятие коллективного договора. Понятие соглашения. Виды соглашений: Генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное, а также иные соглашения, заключаемые на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений.
Исторический опыт заключения коллективных договоров и соглашений в России и в странах с развитой рыночной экономикой. Роль и значение коллективных договоров и соглашений в системе регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства.
Структура и содержание коллективных договоров и соглашений. Предписания, содержащиеся в законодательстве, о включении определенных положений в правовые акты социального партнерства. Взаимные обязательства сторон коллективного договора, соглашения как форма закрепления баланса интересов сторон. Взаимосвязь содержания соглашений с коллективными договорами организаций.
Сроки и сфера действия коллективных договоров и соглашений. Порядок их изменения и дополнения.
Регистрация коллективных договоров, соглашений. Организация контроля за их выполнением.
Эффективность коллективного договора, соглашения: основные условия и проблемы.
Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
Тема 7. Технология ведения переговоров по регулированию социально-трудовых отношений
Сущность, виды и функции переговоров.
Различие в понятиях «позиция» и «интересы» участников переговоров. Переговорный процесс как механизм решения проблем посредством выявления и согласования интересов.
Интересы работников и работодателей на переговорах. Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению как форма социального партнерства.
Особенности представительства стороны работников и стороны работодателей на коллективных переговорах на различных уровнях социального партнерства.
Содержание понятия «Единая переговорная кампания (ЕПК)». Технология ЕПК как реализация трех составляющих: единых сроков, единых требований, единых действий профсоюзов.
Основные этапы переговорного процесса.
Подготовка к переговорам: планирование переговорного процесса, постановка целей, выявление области взаимных интересов и пределов возможности сторон, информационная подготовка, формирование делегаций представителей сторон и методы их подготовки к переговорам. Необходимые навыки и личные качества участника коллективных переговоров.
Проведение переговоров: начало коллективных переговоров, их продолжительность в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Порядок ведения коллективных переговоров. Решение организационно-технических вопросов переговорного процесса. Права и обязанности представителей сторон на переговорах. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.
Заключительный этап переговоров: письменное оформление итогов переговоров, анализ достигнутых результатов. Критерии результативности переговоров: подписание правовых актов социального партнерства, степень решения проблем, выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств.
Психология делового общения на переговорах: умение убеждать, активное слушание, техника постановки вопросов, аргументация, элементы невербальной коммуникации.
Стили ведения переговоров.Основные стратегии и тактические приемы, используемые участниками переговоров.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.
4.1 Контрольные вопросы по темам.
Тема 1. Эволюция процесса регулирования социально-трудовых отношений:
1. Каковы основные группы интересов в социально-трудовой сфере?
2. В чем заключаются особенности регулирования трудовых отношений в период раннего капитализма?
3. Назовите предпосылки формирования двухстороннего типа регулирования социально-трудовых отношений?
4. В чем различие понятий «Забастовка» и «Локаут»? Каковы допустимые по определению МОТ формы забастовок?
5. Нужны ли забастовки солидарности?
6. Какие существуют возможности запрещения или ограничения забастовок и на какие категории работников они распространяются?
Тема 2. Предпосылки и факторы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства:
1. Когда была создана МОТ, назовите основные причины ее создания.
2. Назовите основной организационный принцип МОТ.
3. Перечислите важнейшие Конвенции МОТ в области социально-трудовых отношений и раскройте их основные положения.
4. Охарактеризуйте соотношение понятий: социальное партнерство и социальный диалог; социальное партнерство и трипартизм; социальное взаимодействие и социальное сотрудничество.
Тема 3. Международная практика регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства:
1. Каково влияние создания ООН и изменения системы международных отношений на реформирование МОТ?
2. Каковы основные факторы, определившие контуры деятельности МОТ в послевоенный период?
3. Влияние мирового профсоюзного движения на деятельность МОТ и каковы его положительные результаты?
4. Каковы основные социально-экономические документы и мероприятия, определяющие деятельность МОТ в последние годы?
5. Какова роль ООН, Совета Европы (СЕ), Евросоюза (ЕС) в развитии социального партнерства? Основные международные документы, касающиеся регулирования социально-трудовых отношений.
Тема 4. Особенности становления системы социального партнерства в Российской Федерации:
1. Чем обусловлена необходимость развития системы социального партнерства в Российской Федерации.
2. В чем суть новой концепции регулирования социально-трудовых отношений, принятой в РФ в настоящее время.
3. Основные законы РФ, регламентирующие сферу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
4. Назовите основные отличительные черты российской модели социального партнерства.
5. В чем основные отличия российской модели социального партнерства от моделей социального партнерства, получивших распространение в развитых странах.
Тема 5. Субъекты социального партнерства. Профсоюзы. Объединения работодателей. Государство в системе социального партнерства:
1. Чем отличается процесс становления институтов системы социального партнерства в РФ и в развитых странах.
2. Определите понятие «профсоюз».
3. Каковы основные цели и задачи профсоюзных объединений.
4. Особенности деятельности профсоюзов в условиях глобализации.
5. Профсоюзы как сторона системы социального партнерств
6. Особенности становления профсоюзного движения в России в 90-х годах ХХ века.
7. В чем состоит различие между понятиями «предприниматель» и «работодатель».
8. Условия возникновения работодательских объединений.
9. Перечислите основные функции работодательских объединений.
10. Как законодательно определен правовой статус работодателя и работодательского объединения в законодательстве РФ.
11. Охарактеризуйте основные этапы становления работодательских объединений в РФ.
12. Перечислите основные задачи государства в области совершенствования системы социального партнерства.
13. Назовите основные направления совершенствования трудового законодательства на современном этапе.
14. Охарактеризуйте особенности деятельности государства в роли работодателя.
15. Охарактеризуйте систему разрешения трудовых коллективных споров в Российской Федерации.
Тема 6. Соглашения и коллективные договоры как важнейшие инструменты реализации социальной политики в трудовой сфере:
1. Дайте определение понятий «коллективный договор» и «соглашение».
2. Какова роль коллективных договоров и соглашений в качестве инструментов реализации социальной политики в трудовой сфере?
3. Какое значение имеет для нашей страны опыт заключения коллективных договоров в странах с развитой рыночной экономикой?
4. Чем определяются структура и содержание коллективного договора?
5. Как соотносятся между собой содержание коллективного договора и соглашений, заключенных в отношении работников данной организации на более высоких уровнях социального партнерства?
6. Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений с разными условиями, то условия какого соглашения должны применяться в организации, где трудятся эти работники?
7. На кого распространяется действие коллективного договора в организации?
8. Кем и как осуществляется контроль за выполнением коллективного договора, соглашения?
9. Чем определяется эффективность коллективного договора, соглашения?
10. Какова ответственность сторон за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения?
Тема 7. Технология ведения переговоров по регулированию социально-трудовых отношений:
1. Кто представляет интересы работников при подготовке проекта и заключении коллективного договора?
2. Как определяются порядок и сроки коллективных переговоров по разработке проекта соглашения и заключению соглашения?
3. Из каких этапов состоит переговорный процесс?
4. Перечислите основные функции переговоров.
5. В чем заключаются основные интересы работников и работодателей на переговорах? Есть ли между ними что-то общее?
6. Что необходимо сделать представителям каждой из сторон, чтобы наилучшим способом подготовиться к коллективным переговорам?
7. Какие процедурные вопросы необходимо решить в ходе организации переговоров?
8. Определите особенности различных стилей ведения переговоров.
9. В чем состоят наиболее типичные ошибки участников коллективных переговоров: организационные, поведенческие, коммуникативные?
10. Охарактеризуйте наиболее распространенные тактики поведения на переговорах. Каким стратегиям переговорного процесса они соответствуют?
11. Что такое протокол разногласий и в каких случаях его составляют стороны коллективных переговоров?
4.2.Вопросы к зачету
1.Предмет и задачи курса «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства»
2. Определения понятия «социальное партнерство»
3. Социальное партнерство – особый тип социально-трудовых отношений, возникающий на определенном этапе общественного развития.
4. Социально-трудовая сфера в рыночной экономике и существующие здесь группы интересов.
5. Формирование групп интересов (субъектов) в социально-трудовой сфере в рыночной экономике (работники и профсоюзы, работодатели и их объединения).
6. Взаимоотношения субъектов социально-трудовых отношений, основные этапы развития этих взаимоотношений.
7. Предпосылки формирования идеологии социального партнерства.
8. Теория социального государства – основа формирования идеологии социального партнерства.
9. Международная организация труда – история создания, цели, задачи, организационная структура.
10. Основные Конвенции МОТ в области социального партнерства.
11. Основные тенденции развития социально-трудовой сферы в эпоху глобализации.
12. Особенности становления социального партнерства в РФ.
13. Правовые основы социального партнерства в РФ.
14. Трудовой Кодекс РФ, раздел «Социальное партнерство».
15. Субъекты социального партнерства в РФ – особенности их формирования.
16. Профсоюзы – как институт представительства интересов наемных работников в системе социального партнерства. Цели, задачи, организационная структура профсоюзов.
17. Изменение задач профсоюзов в условиях глобализации.
18. Понятия «предприниматель» и «работодатель». Работодатели как сторона социального партнерства. Правовой статус работодателя.
19. Объединения работодателей – особенности становления в России и в развитых странах.
20. Государство в системе социального партнерства, его различные функции.
21. Социальное партнерство – принципы, уровни, формы.
22. Коллективные переговоры – сроки, цели, этапы.
23. Единая переговорная кампания.
24. Органы социального партнерства (комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
25. Соглашения, виды соглашений, стороны, основное содержание.
26. Генеральное соглашение – стороны, механизм заключения, структура, основное содержание.
27. Отраслевые соглашения (привести конкретный пример).
28. Региональные (территориальные) соглашения (привести конкретный пример).
29. Коллективный договор – стороны, структура, основное содержание (привести конкретный пример).
30. Механизм заключения коллективного договора.
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1, 2. Эволюция процесса регулирования социально-трудовых отношений. Предпосылки и факторы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства
1. Особенности регулирования трудовых отношений в период раннего капитализма.
2. Завоевание профсоюзами права на ведение коллективных переговоров и заключение первых коллективных соглашений в области социально-трудовых отношений.
3. Предпосылки и факторы, обусловившие формирование трехстороннего взаимодействия (представителей, работников, представителей работодателей, органов государственной власти) в социально-трудовой сфере.
Тема 3. Международная практика регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства
1. Основные факторы, определившие эволюцию МОТ после окончания Второй мировой войны.
2. Регулирование социально-трудовых отношений на национальном уровне в условиях интеграции и глобализации.
3. Роль ООН, Совета Европы, Евросоюза в развитии социально-партнерских отношений в трудовой сфере. Основные документы, регламентирующие этот процесс – Европейская социальная хартия,
Комиссии ЕЭС о создании «Европейских предприятий» и др.
Тема 4. Особенности становления системы социального партнерства в Российской Федерации
1. Каковы социально-экономические предпосылки становления системы социального партнерства в России. Основные изменения политической системы и экономических отношений в начале 90-х годов ХХ века.
2. Изменение роли государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений. Принятие нового Трудового кодекса РФ.
3. История становления системы социального партнерства в развитых странах (характеристика основных этапов) и в Российской Федерации. Основные отличительные черты российской модели социального партнерства.
4. Проблемы становления системы социального партнерства в России (законодательные, институциональные).
5. Система разрешения трудовых коллективных споров в Российской Федерации.
6. Развитие эффективной системы социального партнерства - важнейшая предпосылка становления социального государства.
Тема 5. Субъекты системы социального партнерства. Профсоюзы. Объединения работодателей. Государство в системе социального партнерства
1. Основные этапы становления субъектов системы социального партнерства в РФ и в развитых странах. Общие черты и особенности.
2. Основные цели и задачи профсоюзных объединений.
3. Основные этапы становления профсоюзов в развитых странах и в России. Особенности становления профсоюзного движения в России в 90-х годах ХХ века.
4. Особенности деятельности профсоюзов в условиях глобализации.
5. Профсоюзы как сторона системы социального партнерства.
6. Понятия «предприниматель» и «работодатель». Условия и основные этапы возникновения работодательских объединений, их основные функции.
7. Основные этапы становления работодательских объединений в РФ.
8. Функции государства в сфере коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Тема 6. Соглашения и коллективные договоры как важнейшие инструменты реализации социальной политики в трудовой сфере
1. Роль и значение коллективных договоров и соглашений в регулировании социально-трудовых отношений в Российской Федерации.
2. Коллективные договоры и соглашения в странах с развитой рыночной экономикой.
3. Структура и содержание коллективного договора (на основе анализа содержания действующих коллективных договоров российских организаций).
4. Структура и содержание соглашений (на основе анализа содержания соглашений, заключенных на разных уровнях социального партнерства).
5. Эффективность коллективного договора, соглашения.
Тема 7. Технология ведения переговоров по регулированию социально-трудовых отношений
1. Интересы работников и работодателей на переговорах.
2. Особенности представительства стороны работников и стороны работодателей на коллективных переговорах по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.
3. Основные этапы переговорного процесса: подготовка к переговорам,
проведение переговоров, заключительный этап переговоров.
4. Стили ведения переговоров.Основные стратегии и тактические приемы, используемые участниками переговоров.
5. Коммуникативные навыки и умения участника переговоров.
6. Практика коллективных переговоров в странах с развитой рыночной экономикой
7. Психология делового общения на коллективных переговорах.